Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности
рабочая программа по теме

Геращенко Сергей Андреевич

Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с. Сторожевка» в с. Курдюм

___________ /О.А.Чупина/

«___» ___________ 20__г.

 «Утверждаю»

Директор ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм

____________/И.А.Костинян/

«___» ___________ 20__г.

Приказ от ________№______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 _____________________________________________________

(учебный предмет, класс, уровень)

на __________________________________________ учебный год

Составитель:

Геращенко Сергей Андреевич,

учитель истории и обществознания


I. Пояснительная записка:

ХХI век требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы за ресурсы и богатства».

Главным богатством любого государства является подрастающее поколение, а среди них – молодые дарования. Проблема выявление и развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов во всем мире. В развитых западных странах повышенный интерес к проблеме одаренности появился во II половине ХХ века. С 1975 года работает «Европейская ассоциация по одаренным и талантливым детям». Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный Совет по одаренным и талантливым детям, основными задачами которого является изучение детей данной категории и создание специальных программ по их развитию.

Социальные функции, выполняемые интеллектуальной прослойкой общества, составной частью которой является подрастающее поколение, одаренных и талантливых детей, весьма значительны:

1. Определение перспектив деятельности в научной сфере в интересах государства и обществе с целью неуклонного повышения социально-экономического уровня государства и реализация текущих задач;

2. Определение политики государства будущего, популяризация и продвижение государственной стратегии в гражданском обществе, на пути формирования правового государства;

3. Формирование личности, богатой духовно, с четко оформленными нравственно-этическими представлениями о роли и значении человека в обществе будущего.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определена стратегия поддержки, поиска, воспитания, обучения одаренных детей и молодежи, координируется деятельность органов государственного управления образованием, учебных и научных учреждений, осуществляется оптимизация ресурсного обеспечения работы по развитию творческих способностей подрастающего поколения страны.

Работа с одаренными детьми и молодежью становится одним из главных направлений государственной политики в области образования, позволяющая раскрыть природу творческой личности и обеспечивающая возможность использования новых педагогических технологий для совершенствования методов и форм обучения детей и молодежи.

Таким образом, складывается система выявления, поддержки и обучения одаренных детей и молодежи в РФ призвана реализовать следующие задачи:

Задачи программы:

  1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых;
  2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации;
  3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников  в российских, международных конференциях, творческих  конкурсах, выставках, олимпиадах;
  4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности;
  5. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Нормативно-правовая база программы:

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989г.;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты  развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в  разработке и внедрении новых диагностик одаренности,  новых технологий обучения  и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который  создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос: «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагога, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.

Задача учителя - помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:                                                                                                                                                                          

1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;                                                        

2. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;                            

3. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;        

4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;                                                                                                                                                                          

5. поощрение движения к пониманию самих  себя, признанию своих способностей;                                                  

6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

методы работы:

  1. исследовательский; 
  2. частично-поисковый; 
  3. проблемный; 
  4. проективный; 
  5. синектика.

Очень важны:

  1. предметные олимпиады; 
  2. интеллектуальные марафоны; 
  3. различные конкурсы и викторины; 
  4. словесные игры и забавы; 
  5. проекты по различной тематике; 
  6. индивидуальные творческие задания; 
  7. продуцирование.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности. Оптимальный результат достигается при одновременно существующем  изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.

Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария  получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

 


II. План внеучебной деятельности

№ п/п

Примерная дата

Класс

Содержание работы

1

Сентябрь – октябрь 2013 г.

5-9 кл.

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады по истории. Систематизация материала прошлых лет.

2

Сентябрь 2013 г.

9 кл.

Подготовка к участию в Заочной научной экономической карусели школьников Саратовской области

3

Сентябрь – октябрь 2013 г.

5 кл.

Подготовка к областному конкурсу детского творчества «Саратовский край – люби его и воспевай»

4

Октябрь 2013 г.

9 кл.

Подготовка к участию в IV-м Региональном Интернет-форуме школьников «Политика в современном мире»

5

Октябрь 2013 г.

6-9 кл.

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады по обществознанию. Систематизация материала прошлых лет.

6

Октябрь – ноябрь 2013 г.

5 кл.

Подготовка работ для участия в областных заочных Деревягинских чтениях по древней истории Саратовского края

7

Октябрь-ноябрь 2013 г.

7-9 кл.

Подготовка к участию в областном заочном фольклорно-этнографическом конкурсе «Рождественские встречи»

8

Октябрь – ноябрь 2013 г.

-

Анализ итогов школьного этапа ВОШ

9

Ноябрь 2013 г.

5-9 кл.

Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по истории.

10

Ноябрь2013 г.

6-9 кл.

Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по обществознанию

11

Ноябрь – декабрь 2013 г.

-

Анализ итогов муниципального этапа ВОШ

12

Декабрь 2013 г. – январь 2014 г.

7-9 кл.

Подготовка научных и творческих работ для участия в Региональной научно-практической конференции «Инициатива молодых»

13

Декабрь 2013 г. – январь 2014 г.

9 кл.

Участие в Межрегиональной олимпиаде школьников по истории и обществознанию «Мы – граждане новой России»

14

Январь 2014 г.

5-9 кл.

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по истории и МХК «Золотое Руно»

15

Январь 2013 г.

9 кл.

Подготовка к участию в V-м Региональном Интернет-форуме школьников «Политика в современном мире»

16

Февраль 2014 г.

7 кл.

Подготовка творческих работ для участия в Международной научно-практической конференции школьников «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

17

Февраль 2014 г.

8 кл.

Подготовка научных и творческих работ для участия в Международном интеллект-фестивале «Политика вокруг нас»

18

Февраль – март 2014 г.

7 кл.

Подготовка творческих работ для участия в региональной научно-практической конференции «Духовность и современность»

19

Март 2014 г.

7 кл.

Подготовка к участию в Областных юношеских чтениях «Любовь к Отечеству – всех доблестей начало»

20

Март 2014 г.

5 кл.

Подготовка работ к участию в областном заочном конкурсе на лучшую краеведческую работу «Отечество. Саратовский край в истории России»

21

Апрель-май 2014 г.

5-9 кл.

Подготовка научных и творческих работ для участия в Региональном форуме научных и творческих работ учащихся школ «Великая Отечественная война: события, люди, факты, оценки»

22

Май 2014 г.

-

Подведение итогов за год. Планирование исследовательской работы на 2014-2015 учебный год.



III. Ожидаемые результаты

  • способность личности самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеть средствами и способами исследовательского труда;
  • способность осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
  • способность к саморазвитию и самообразованию;
  • развитие личности, обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей;
  • совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.

IV. Литература

1. Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский Е.С., Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе., – М., 1991.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2004.

5. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

6. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.

7. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург, 2004.

8. Савенков А.И. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности. – 2002. – №3. – с. 113-146.

9. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности. http://www.sakhitti.ru 

10. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр « Академия», 1999. – 288с.

11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 366с. – (Серия «Библиотека психолога»)

12. Юркевич В.С. Главная цель работы психолога с одаренными детьми. – http://www.psyparents.ru.

13. Юркевич В.С. Одаренность – дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей. –http://www.mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа «Организация научно-исследовательской деятельности

Одна из основных задач обучения одаренных школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми и...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»

Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотв...

Рабочая программа школьного научно-исследовательского общества "Эрудит"

        Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при ре...

Рабочая программа факультатива "Научно-исследовательская сельскохозяйственная лаборатория"

В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда в...

Рабочая программа руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Рабочая программа научно-исследовательской деятельностью обучающихся включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование. Рабочая программа расчитана на работу со ...

Название программы Организация научно – исследовательской деятельности учащихся

Пояснительная запискаВ условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование ин...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....