программа «Организация научно-исследовательской деятельности
рабочая программа по биологии по теме

Джанаева Лилия Рифатовна

Одна из основных задач обучения одаренных школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно (искать литературу по нужной теме, ставить проблему, планировать свою работу по этапам и т.д.). Данную проблему, по организации и обучению исследовательской деятельности, мне помогает решать разработанная индивидуальная образовательная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_unir.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №16

аул Малый Барханчак

Рассмотрено на  педагогическом  

совете  МКОУ СОШ №16

протокол  № 1 от

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №16


______________И.Н.Ромаева



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА




«Организация научно-исследовательской деятельности

 учащихся на уроках  биологии»

Возраст обучающихся: 15-18 лет

Срок реализации: один учебный год

Автор-составитель:

Джанаева Лилия Рифатовна

а.Малый Барханчак

2010

Актуальность темы.

Современная система образования ориентирует педагогов на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы.

Способность мыслить творчески, видеть проблемы окружающего мира для человека, важна всегда, поэтому раскрытие творческих возможностей учеников является ведущим направлением обучения и воспитания. Занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания. Исследовательская работа подразумевает самостоятельность учащихся, как при выборе методики исследования, так и при обработке собранного материала, постановке опыта, его анализа, обобщения и выводов.

Одна из основных задач обучения одаренных школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно (искать литературу по нужной теме, ставить проблему, планировать свою работу по этапам и т.д.). Данную проблему, по организации и обучению исследовательской деятельности, мне помогает решать разработанная индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальная образовательная программа – это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счёт изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы и способности учащихся, создаются условия для образования учеников в соответствии с их предпочтениями. Проще сказать - это программа совместных действий учителя и ученика(ов) по достижению целей обучения и учения.

ИОП могут быть различной направленности:

  1. Углубление и расширение знаний по предмету или теме.
  2. Исследовательская деятельность школьников.
  3. Проектная деятельность школьников.

Цель программы – развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе исследовательской работы.

Задачи:

  1. показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;
  2. развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;
  3. развить умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи;
  4. познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

В методике преподавания по данной программе используются различные формы работы. Основная форма – учебное занятия, где применяются такие методы обучения как – рассказ, беседа, постановка опытов, экспериментов, консультации специалистов, обсуждение, оформление результатов работы и ее анализ и обязательно предусматривается самостоятельная деятельность учащегося.

Организация работы по индивидуальной программе.

Формирование группы учащихся для занятий исследовательской работой осуществляется по запросу и желанию детей. На организационном занятии школьникам предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Для обеспечения наилучшего образовательного результата подбираю

  1. методические пособия по технологии выполнения исследовательской работы и научно-исследовательскую литературу по выбранной теме;
  2. использую средства компьютерной поддержки;
  3. учебные пособия;
  4. оборудование для проведения опытов и эксперимента

Программа, план составляется учителем и учеником. В программе педагога основой является содержание – это отдельные темы, этапы, модули, включающие методы и формы обучения, количество часов, планируемые

По окончанию обучения учащиеся должны знать:

  1. основы организации работы с научной литературой;
  2. научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;
  3. требования к оформлению результатов работы;
  4. способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;
  5. критерии оценки исследовательских работ.

Учащиеся должны уметь:

  1. выбирать тему исследования, особенно ее актуальность;
  2. формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;
  3. подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;
  4. применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;
  5. выступать с защитой исследовательской работы.

Формами подведения итогов реализации программы «Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии» являются:

- ежегодная районная научно-практическая конференция  «Наука – дело молодых»

- школьная научно-практической конференции «Мир моих увлечений»

- и другие  районные, зональные и Всероссийские мероприятия.

Календарно-тематическое планирование.
Всего занятий 35 часов. В неделю – 1 час.

Наименование разделов и тем

Количество часов

теоретических

практических

всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

2

Требование к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР),  проекта

1

1

3

Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта

1

1

4

Работа над введением  УНИР,  проекта

2

4.1

Тема исследования, проекта. Актуальность и новизна

1

1

4.2

Постановка цели, определение задач.

Объект, предмет исследования

1

1

5

Работа над теоретической частью УНИР, проекта

3

5.1

Подбор и обзор научной литературы по теме работы

1

1

5.2

Подбор и обзор фактологических материалов

1

1

5.3

Анализ проблемной ситуации

1

1

6

Работа над практической частью УНИР, проекта

15

6.1

Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в области естественнонаучных дисциплин

2

2

6.2

Подготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п.

3

3

6.3

Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п.

6

6

6.4

Обработка и проверка полученных  данных и результатов.

2

2

6.5

Использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ

2

2

7

Работа над общими выводами

Работа над заключением

1

2

3

8

Оформление списка использованной литературы

1

1

9

Оформление приложений

2

2

10

Индивидуальное консультирование.  Предзащита проектно-исследовательской работы учащегося.

2

2

4

11

Подготовка  к  участию в районной научно-практической конференции

«Наука – дело молодых»

1

1

12

Итоговое занятие

1

1

Всего

14

21

35

Содержание

I год обучения,  35 часов

Занятие 1 (1 час)

Тема: «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности»

теория: Беседа о курсе. Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.

Занятие 2 (1 час)

Тема: «Требования к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта»

теория: Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР (структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки. Ознакомление с образцами работ.

Занятие 3 (1 час)

Тема: «Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта»

практика: Составление каждым воспитанником индивидуального плана по написанию научно-исследовательской работы на весь период обучения.

 

Занятия 4-5 (2 часа)

Тема: «Работа над введением УНИР, проекта»

теория: Научное исследование. Тема. Актуальность и новизна исследования. Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет исследования. Методы научного исследования.

практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор методов.

Занятия 6-8  (3 часа)

Тема: «Работа над теоретической частью УНИР, проекта»

теория:  Подбор и обзор научной литературы по теме работы. Подбор и обзор фактологических материалов. Особенности работы с литературными, архивными, интернет-  источниками. Требования к содержанию теоретической части исследования. Правила оформления ссылок и цитат.

практика: Обработка литературных источников. Анализ фактологических материалов, определение проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Анализ научной литературы по теме исследования. Изучение существующего опыта по теме исследования в отечественной и зарубежной научной практике.

Занятия 9-23 (15 часов)

Тема: «Работа над практической частью УНИР, проекта»

теория: Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин (в соответствии с профилем). Подготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. Этапы проведения исследования. Требования к проведению исследования. Правила оформления результатов исследования. Сбор первичной информации.

практика: Работа с литературой. Подбор методик, диагностик исследования. Отбор фактического материала. Разработка плана исследования. Проведение пробного исследования. Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. Обработка и проверка полученных  данных и результатов. Использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ. 

Занятие 24-26 (3 часа)

Тема: «Работа над общими выводами. Работа над заключением»

теория: Значение заключительной части научно-исследовательской работы. Особенности написания заключения.

практика:  Анализ проделанной работы. Обобщение результатов работы.  

Выводы по теоретической части. Выводы по практической части.

Написание заключительной части работы. Оформление заключения.

Занятие 27 (1 час)

Тема: «Оформление списка использованной литературы»

теория:  Принципы оформления литературы. Выходные данные литературных источников. Порядок оформления Интернет-источников.

Занятие 28-29 (2 часа)

Тема: «Оформление приложений»

практика:  Построение графиков, схем, таблиц. Подготовка копий материалов.

Занятия 30-33 (4 часа)

Тема: «Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося»

теория:  Подготовка публичного выступления. Особенности представления и защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.

практика:  Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы.

Занятия 34 (1 час)

Тема:  «Подготовка к участию в районной научно-практической конференции  «Наука – дело молодых»

практика:  Подготовка текста выступления. Подготовка видео- и раздаточных материалов.

Занятие 35 (1 час)

Тема: «Итоговое занятие»

Теория : Подведение итогов работы секции. Перспективы развития научно-исследовательской работы учащихся.

Методическое обеспечение

образовательной программы

Методическое обеспечение образовательной программы для учащихся «Научно-исследовательская деятельность учащихся» включает в себя следующие основополагающие понятия: методы и принципы обучения, критерии и формы оценки результатов.

В образовательном процессе возможны теоретические и практические формы проведения занятий. Учитывая специфику организации научно-исследовательской деятельности, занятия проводятся в подгруппах с наполняемостью от 3 до 7 человек. Значительная часть времени отводится индивидуальным консультациям и индивидуальной работе с воспитанниками.

Методы обучения,  используемые педагогами на занятиях, разнообразны и,  подразделяются на словесные (беседа, лекция, рассказ-объяснение и др.), наглядные (демонстрация наглядных пособий,  демонстрация опытов, экскурсии и др.), практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, овладение приемами работы, обработка полученных данных и др.).

Образовательный процесс основывается на следующих принципах:

- принцип научности;

- принцип систематичности;

- принцип доступности учебного материала;

- принципа наглядности;

- принципа сознательности и активности;

- принцип прочности;

- принцип индивидуализации.

Техническое оснащение занятий:

- кабинет для обучения, доска, столы, стулья;

- инструменты и материалы: ручка, карандаш, линейка, ластик, бумага, ножницы, клей ПВА, калькулятор, транспортир, циркуль;

- теле- и видеоаппаратура, компьютер, проектор, принтер, сканер;

-  микроскоп и другие приборы.

Итоговым мероприятием является районная научно-практическая конференция «Наука –дело молодых». Конференция позволяет оценить уровень  достижений учащихся за год, дает возможность выбрать лучшие работы для участия в зональных конкурсах.

Список литературы

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68
  2. Арцев М.Н.   Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
  3. Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения);  М.: 2005
  4. Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. – СПб., 2000. – 28 с.
  5. Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Программа курса. – СПб., 2000. – 20 с.
  6. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Номинации: эколого-биологическая, социально-педагогическая. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 200 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»

Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотв...

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Название программы Организация научно – исследовательской деятельности учащихся

Пояснительная запискаВ условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование ин...