Название программы Организация научно – исследовательской деятельности учащихся
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Муратова Лариса Миншаеховна

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

            Курс «Организация научно – исследовательской деятельности учащихся» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Актуальность данной программы заключается в формировании важнейших умений и навыков  на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Новизна авторской программы заключается в том, она даёт расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

Программа рассчитана на учащихся 13 – 14 лет, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, а также овладеть теоретическим и практическим материалом по выбранной тематике.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Продолжительность работы программы: 1 год.

Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи курса:

•          Сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;

•          вооружить учащихся   теоретическими знаниями о различных формах   организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

•          сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_muratova_l.m.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и Науки  Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №2" имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Название программы

Организация научно – исследовательской деятельности учащихся

(Элективный курс, 8 класс)

Разработала: учитель истории

 и обществознания I квалификационной категории

Муратова Лариса Миншаеховна

Нижнекамск, 2018

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

        Курс «Организация научно – исследовательской деятельности учащихся» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Актуальность данной программы заключается в формировании важнейших умений и навыков  на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Новизна авторской программы заключается в том, она даёт расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

Программа рассчитана на учащихся 13 – 14 лет, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, а также овладеть теоретическим и практическим материалом по выбранной тематике.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Продолжительность работы программы: 1 год.

Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи курса:

•        Сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;

•        вооружить учащихся   теоретическими знаниями о различных формах   организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

•        сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

Организация исследовательской деятельности способствует формированию у учащихся следующих УУД:

Личностные УУД

Патриотизм, уважение к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личной сопричастности судьбе российского народа Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познаниюс учетом устойчивых познавательных интересов.

 Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

составлять план решения проблемы проведения исследования;описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

Познавательные УУД

Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми, представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

Предметные УУД

Формирование основ гражданской самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном многонациональном и многоконфессиональном мире; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

Программа  прошла апробацию в  МБОУ «Гимназии №2»им. Баки Урманче  с 2012года и показала положительные  результаты. Ученица 8 класса Кашбутдинова  Аделя  стала победительницей в XV Межрегиональных юношеских чтения имени Каюма Насыйри , Сахибгареева Азалия  является призёром в  VI  Республиканской конференция исследовательских работ “Жить, помня о корнях своих..»,Валиева Регина является призёром в XIV региональная научно-практическая конференция «Школьники – науке XXI века.

Обмен опыта самого педагога на школьном, муниципальном, региональном,  республиканском уровне.

        

Формы контроля и методы оценки ЗУН учащихся

        В процессе содержания курса возможно использование следующих форм промежуточного контроля:

  1. практикумов по темам курса;
  2. анализа выполненных работ;
  3. игр-исследований.

Основная форма организации занятий – игровая: деловая игра, ролевая игра «круглый стол», мини-конференция и т.д.

        Формой итогового контроля, а также основным критерием эффективности реализации программы курса можно считать самостоятельность и правильность выполнения исследовательской работы, защиту творческого проекта в форме публичного выступления.

Календарно – тематическое планирование элективного курса составлено в соответствии с содержанием и структурой авторской программы.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

теории

практики

Раздел 1. Методы и формы научного исследования

1

Характеристика познавательного процесса. Поиск истины.

1

1

2

Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке.

1

1

3

Гуманитарные и естественные науки.

1

1

4

Методы научного исследования (теоретические и эмпирические)

3

2

1

5

Проблема социального исследования

1

1

6

Определение темы, объекта, предмета исследования

1

1

7

Цель и задачи исследования

1

1

8

Научная гипотеза и её проверка

1

1

9

План и организация исследования

2

1

1

10

Работа с информацией. Понятие и виды источников

2

1

1

11

Работа с литературными источниками.

2

1

1

12

Анализ результатов исследования

1

1

Раздел 2. Организация научного исследования

13

Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания.

1

1

14

Структура научно-исследовательской работы.

1

1

15

Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.

2

1

1

16

Работа над основной частью исследования.

7

7

17

Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.

2

2

18

Требования к оформлению научных работ и их практическое применение.

2

1

1

19

Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании.

2

1

1

20

Презентация научного исследования

1

1

Итого

35

18

17

Содержание курса

Тема 1. Характеристика познавательного процесса. Поиск истины.

Понятие и характеристика познавательного процесса. Виды познания. Истина и ее виды.

Тема 2. Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке.

Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания  от обыденного, лженаучного, паранаучного. Объяснительное  и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории.

Тема 3. Гуманитарные и естественные науки.

Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В. И. Вернадского о ноосфере. Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения.

Тема 4. Методы научного исследования (теоретические и эмпирические).

Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Эмпирические методы научного исследования. Основы моделирования. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.

Практическая работа (содержание): Практическое применение методов исследования в гуманитарных науках

Тема 5. Проблема социального исследования.

Понятие и проблемы социального познания. Конкретно - исторический подход.

Тема 6. Определение темы, объекта, предмета исследования.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования “поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.

Тема 7. Цель и задачи исследования.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Тема 8. Научная гипотеза и её проверка.

Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.

Тема 9. План и организация исследования.

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Практическая работа (содержание):Составление модели исследуемого явления и программы действий по её реализации.

Тема 10. Работа с информацией. Понятие и виды источников.

Понятия: источник и его виды. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Практическая работа (содержание): Виды и анализ исторических источников

Тема 11. Работа с литературными источниками.

        Литература и ее виды. Роль данных источников в исследовании.

Практическая работа (содержание): Анализ литературы по выбранной теме и составление библиографического списка.

Тема 12. Анализ результатов исследования

Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате.

Тема 13. Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания.

Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания. Аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки.

Тема 14. Структура научно-исследовательской работы.

Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Тема 15. Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.

Практическая работа (содержание): Выбор темы исследования. Введение:  введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Определение проблем работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.

Тема 16. Работа над основной частью исследования.

Практическая работа (содержание):Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации (поиск и анализ исторических источников). Выбор стиля изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.

Тема 17. Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.

Практическая работа (содержание):Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты  научного исследования и их обработка. Выбор способов обработки информации и представления. Выводы.

Тема 18. Требования к оформлению научных работ и их практическое применение.

Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.

Практическая работа (содержание):Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений

Тема 19. Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании.

Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.

Тема 20. Практическая работа (содержание):Составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать, понимать:

  1. роль науки в жизни общества;
  2. выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;
  3. принципы научного мышления;
  4. методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;
  5. основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.

Уметь:

  1. планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
  2. составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
  3. организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
  4. оформлять научно-исследовательскую работу;
  5. уметь работать с научно-популярной литературой.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

1.Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

2.Текущий, проводимый в ходе в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность исследовательских операций;

3.Итоговый,проводимый после завершения всей учебной программы.

Контроль может осуществляться в следующих формах написания и защита исследовательской работы на заключительном занятии.

Критерия  оценивания творческих работ

1.1.Первый этап работы. Написание исследовательской работы.

1.Обоснования темы, новизна темы- до 3баллов;

2.Истография, источники, экспериментальные  данные-до 4 баллов;

3.Соответсвие названия содержанию, научно-справочный аппарат-до 5 баллов;

4.Логичность изложения, стиль-до 3 баллов;

5.Содержание-до 6 баллов;

6.Вклад автора в исследование- до 5 баллов;

8.Оформление работы-до2 баллов:

Максимальный (итоговой балл-30 баллов)

2.2.Второй этап работы. Защита  исследовательской работы.

1.Цели,задачи-до 5 баллов;

2.Методика исследования-до5 баллов;

3.Изложение содержания работы, владение материалом-до 8 баллов

4.Наличие собственного опыта,  авторская позиция-до5 баллов;

5.Использование наглядности (таблицы, рисунки, фото,видеоматериалы,презинтации)-до 4 баллов;Максимальный (итоговой балл-27 баллов)

Использованная  литература

  1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.
  2. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ, 1998.
  3. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.
  4. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.
  5. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.
  7. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
  8. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.
  9. Криволапова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. - Курган, 2003.
  10. Леонтович. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
  11. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.
  12. Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.
  13. Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
  14. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
  15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  16. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по физике

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»

Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотв...