Классный час, 8 класс
классный час (8 класс) на тему

Методическая разработка классного часа '' О Конституции РФ''

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_konstitutsii_1.odt25.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Федосеева Светлана Алексеевна ,                                                                     учитель математики  МБОУ   «СОШ  №5»  город   Донской Тульской области.

                   

     Классный час,посвященный Дню Конституции.

                                                                                                                                                                           Герб и флаг страны отражают
 историю народа, мечту создателя   и достоинство своих граждан.
 М. Монтен

  Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      основами российской государственности.

Ф. Бурлацкий  

  •  Задачи 
  • - формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение

к Основному Закону нашей жизни  

  • - развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную страну, на территории которой веками складывал

отношения добрососедства, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

  • - развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и

обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов

реализации;

  • - способствовать формированию активной жизненной позиций школьников,

их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия

обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы,

равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с

окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав

личности.

 

Цели :

  • -         помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость  данной темы; воспитывать уважение к истории РФ и Основному Закону страны - Конституции РФ;
  • -         организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: Конституция, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, законотворчество;
  • -         создать условия по обеспечению у школьников умений анализировать, выделять главное в познавательном объекте;
  • -         содействовать развитию у детей умений общаться, вести спор, уважать чужое мнение
  • Оборудование:
  1. ПК;

Мультимедийный проектор.

 

12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция Российской Федерации.

В связи с этим 12 декабря объявлен Днем Конституции.

Сегодня мы проводим классный час, посвящённый Дню Конституции.

 

  • Ребята, скажите, пожалуйста какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность ?

(паспорт, свидетельство о рождении)


  • Какую информацию можно извлечь из паспорта?

( ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).


  • Скажите, а  какой документ будет подтверждать ваше положение  ученика?

( дневник)


  • Какую информацию можно извлечь из дневника?

( расписание, ФИО преподавателя…..)


  • Как вы считаете, а у государства может быть подобный  документ?

(да, Конституция)


Совершенно верно, таким документом  является Конституция. 


«Конституция (от лат. Constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства» - определение из Советского энциклопедического словаря.

 

 Давайте теперь обратимся непосредственно к Конституции. Что же представляет Основной Закон государства? Какова структура Конституции?

  • Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей.

  • Преамбула  - введение, вступление. Прочитайте название  каждой главы. 

  • Основные вопросы для обсуждения:

  • - Кто такие россияне и что их объединяет?

  • - Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?

  • - Что означает выражение «соединённые общей судьбой на своей земле»?

  • - Что такое гражданский мир и согласие?

  • - Какие права и свободы имеются у всех граждан России?

  • - Что означает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную?

  • Известны ли вам такие соотечественники?

  • - Что такое национальные ценности?

  • - Назовите людей, делами которых гордится вся Россия.

Отвечая на последний вопрос, школьники подбирают соответствующие примеры, раскрывающие идею общего вклада многонационального народа России в национальное достояние страны в различных сферах жизни. Поднимаются темы народного подвита в годы великих испытаний, совместного труда, достижений в покорении космоса, достижений в науке, искусстве, литературных произведений,спортивных достижений, организации спортивных соревнований, прославляющих имя России и создающих достойный имидж страны в мире.


 
Герб:

Является символом достоинства любой нации. Истории Российского герба идет от оттиснутой в 1497г.  красновойсковой печати великого князя московского Ивана III, который принял титул «государя Всея Руси». На лицевой стороне печати был изображен всадник, который колет змия – символ борьбы добра со злом, старинный герб Византии.

Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, поэтому он имел право использовать Византийский герб. Россия стала наследницей Византийской империи, павшей под натиском турок. Византию и Россию объединяла одна вера – православие. Двуглавый орел прижился на Руси, полюбился и утвердился на многие века, став символом России. Орел на Руси издавна считался символом мужества и проницательности, почитался, как птица гордая и независимая. Двуглавый орел – древнейший символ, возникший на Востоке. Изображение двуглавого орла встречалось уже в древнем Египте в 7 веке до н.э.

У древних славян существовало такое поверье, что сдвоенные фигурки изгоняют нечистую силу справа и слева. Двуглавый орел, одна голова смотрит на запад, другая на восток, как бы охраняет Россию с двух сторон. Такой символ удачно подошел великому государству, раскинувшемуся на просторах Европы и Азии и соединившему две части света.

В течение веков в державный герб России вносилось много изменений. При царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, орел высоко поднял крылья. В лапах у орла появились перевитые лентами стрелы – молнии и факел, лавровый венок. Изменилось количество корон над головами – две, одна, три. С XVII века орел стал держать в лапах скипетр, в левой державу.

В 1882 году герб стал очень сложным, с большим количеством деталей. А после февральской революции 1917г. Временное правительство упростило герб: орел опустил крылья; ну а потом государственный герб стал совершенно другим, без орла, с серпом и молотом на фоне земного шара.

Сегодня государственный герб России представляет собой двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом три короны: над головами – две малые и над ними – одна большая; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла старинный московский герб – красный щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона.

  На столе у каждого лежат картинки, составляющие герб РФ нужно их сложить  так, чтобы получился рисунок. Что получилось? Расскажите о нём?


Флаг:

Флаг в любом государстве так же является символом достоинства и независимости нации. Недаром подъем государственного флага – первая торжественная церемония после провозглашения нового государства. Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу, как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами.

Трехцветный флаг был введен при отце Петра I – Алексее Михайловиче (1629-1676). Разработчики государственных цветов исходили из следующих данных. По русским обиходным понятиям XVII-XIXвв. Красный цвет символизировал отвагу: войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, правду, благородство. Эти три цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными цветами русского народа.

Петр I не стал изменять государственные цвета, но внес одно серьезное новшество – определил точное расположение горизонтальных полос, которое совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый), или (сверху вниз): Вера, Надежда, Любовь.

В апреле 1991г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага республики. Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, Государственной Думы и другими государственными учреждениями. Поднимают флаг за рубежом над российскими посольствами, торговыми представительствами, на судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

 
Гимн:

Гимн так же является символом России и имеет свою отдельную историю. Как ни удивительно, но государственного гимна Россия не имела в течении долгого времени. Первый официальный Государственный гимн России под названием «Молитва русских» («Боже, Царя храни!») появился в 1816г., при Александре I. Автором стихов был знаменитый русский поэт В.А. Жуковский, автор музыки неизвестен. С 1833г. официальным Государственным гимном Российской Империи стал новый вариант «Боже, Царя храни!..» на слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова. Это был настоящий шедевр – всего 6 строк и 16 тактов мелодии, которые запомнились абсолютно всем чуть ли ни с первого раза. Гимн просуществовал до 1917г. С распадом Российской Империи в марте 1917г. Встал вопрос о национальной символике и, в частности, о гимне, но разрешился он только после Октябрьской революции 1917г.

В качестве временного Государственного гимна России в 1917г. Стали исполнять «Марсельезу» К.Ж. Руже де Лиля. Слова «Марсельезы» о борьбе против тирании и внешних врагов оказались очень близки просвещенной части русского общества. Но большевики сочли ее буржуазной, и В.И. Ленин предложил в качестве гимна «Интернационал», международный пролетарский гимн, который становится первым Государственным гимном Советского государства. Автором стихов был Эжен Потье – французский поэт, участник Парижской коммуны, автором музыки – Пьер Дегейтер, французский композитор, потом был написан русский текст «Интернационала». Для Государственного гимна СССР правительство одобрило музыку А.В. Александрова, написанную в 1939г. Текст сочинили С.В. Михалков и Г.А. Эль – Регистан.

После распада Советского Союза (25.12.1991г.) и образования Российской Федерации в качестве Государственного гимна была утверждена «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Поскольку слова к этому музыкальному произведению, оказалось, подобрать затруднительно, 27 декабря 200г. В качестве Государственного гимна была утверждена музыка Александрова (с изменениями); 22 марта 2001г., в силу закона «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «О Государственном гимне РФ»»,- новый текст гимна, который тоже сочинил Михалков.

 

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

Современная конституция РФ

Принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г. В первой главе раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел, в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства. Государство лишь выступает как официальный представитель общества, правомочный осуществлять функции, которые закреплены за ним конституцией.

Во второй главе раскрыты права и свободы человека и гражданина.

В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации.

В четвертой главе Конституции определен статус Президента России.

Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания.

Глава шестая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Правительства РФ.

Глава седьмая – «Судебная власть».

Глава восьмая – «Местное самоуправление».

Глава девятая определяет порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции .  

  •                       Предлагаю сыграть в игру: " Кто больше?”.

Разделитесь на группы по рядам. Каждой группе будет предложено перечислить как можно больше прав, затем каждая группа придумывает по одному праву, которое они бы хотели включить в Конституцию.

(Свобода и неприкосновенность. Право собственности. Право на отдых. Право на информацию. Право на образование. Обязанность соблюдать права остальных граждан.)

   Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

  • Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. 
  • Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. 
  • Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. 
  • Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. 
  • И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
  • П о р я д о ч н о с т ь
  • С п Р а в е д л и в о с т ь
  • Р А з у м н о с т ь
  • В о с п и т а н н о с т ь
  • О Б Я З А Н Н О С Т И

     

 Викторина.

  1. Сколько раз в России принимался основной закон государства? (5 раз)
  2. Какой праздник отмечают в России 12 июня? (День России)
  3. Сколько лет исполняется последней Конституции РФ. (15 лет)
  4. Автор слов гимна России? (Михалков С.В.)
  5. Что символизируют цвета флага РФ? (Вера,Надежда,Любовь)
  6. Перечислите ведущие политические партии РФ? (………)
  7. Когда состоятся следующие выборы президента РФ? (В 2012 году)

Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращение  к выставке).

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!

За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Класс - как целая страна"

Разработка классного часа "Класс как целая страна" содержит сценарий мероприятия, презентацию и музыку для сопровождения праздника....

Сценарий классного часа "Класс - это семья"

Личностно-ориентированный классный час предполагает развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности, включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; ...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Авторская работа - конкурс для классных коллективов "Класс-лидер"

Положение о конкурсе "Класс-лидер", образцы таблиц с промежуточными итогами и фото победителей за период с 2013 -2018 г.г....

Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)

Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...