От скрипки к авторской песне
статья по теме

Сумина Валентина Анатольевна

История становления дуэта "Растём вдвоём". Занятие классической музыкой, как способ самореализации в авторской песне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sumina_v._arzamas.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«От скрипки к гитаре и скрипке»

1А или 1Б .    Наша семья – семья профессиональных музыкантов: я работаю преподавателем в детской музыкальной школе по классу скрипки уже 20 лет, мой муж в прошлом  скрипач, певец, композитор, аранжировщик. Живём мы в  Нижегородской области в Арзамасе. Своих дочерей (Варвару 16 лет и Дарью 13 лет) с раннего детства мы    2 А.   приобщали к музыке. На сегодняшний день обе девочки  закончили музыкальную школу с красным дипломом по  двум специальностям: скрипка и академический вокал.

2 Б.  Сейчас старшая дочь учится в Нижегородском музыкальном колледже на отделении струнно-смычковых  инструментов,  младшая -  в гимназии в 8 классе. До 2006 года я и представить себе не могла, что жизнь моей семьи будет связана с авторской песней, поездками на фестивали, знакомством с выдающимися  авторами, исполнителями, да и просто с замечательными людьми со всех регионов нашей страны.

         3.    Неслучайно тема моего доклада названа именно ««От скрипки к гитаре и скрипке», ведь это долгий и достаточно трудный путь, который мы проходили вместе: я и дуэт «Растём вдвоём» (хотя многие знают нас по первоначальному названию «Шмакодявки»). Это не просто интересная история, а процесс соединения двух прекрасных жанров: классической музыки и авторской песни.

          4 А. А началось всё в 2005 году, когда девочкам было 5 и 8 лет, и мы впервые приняли участие  в городском Юношеском Конкурсе Авторской Песни, где  исполнили песню Вадима Егорова «Монолог сына» (правда, у нас получился дуэт сестёр). 4Б.Это был отличный старт  их творческого пути. Нас с радостью приняли в свои ряды КСПэшники. И нам, далёким от песен под гитару, сразу понравилась творческая атмосфера, дружелюбность и открытость всех арзамасских бардов. Позже они нам рассказали об истории клуба.

         5. 22 мая 1986 года  в Центральной городской библиотеке им. Горького состоялся вечер «Барды, песни, судьбы…» Всего пара афиш, объявление по местному радио, и… полный зал, хотя в Арзамасе ещё не было своего КСП. Услышав живые голоса, почувствовав биенье взволнованных сердец, вдохновлённая молодежь решила собираться и учить песни под собственный гитарный аккомпанемент. Вскладчину они купили первую гитару

        6 А.  Сразу же появились и первые авторы. Свои! Т. Демидова, В. Пырков, И. Радаев, Н. Самохвалова, Н. Корешков. В становлении  нашего КСП активное участие оказали друзья  из КСП «Поиск» закрытого города Арзамас-16 (ныне – г. Саров).  6.Б.  Годом позже «Поиск» начал проводить зимний молодёжный фестиваль авторской песни «Зимородок», который сразу получил широкую популярность среди бардов многих городов нашей страны. Именно ребята нашего КСП встречали всех гостей  и участников фестиваля, приезжавших  из дальних мест,  поэтому арзамасский клуб и назвали «Встреча». А дальше история развития клуба такая же  как и у всех других клубов – концерты, фестивали, конкурсы, походы, которые помогали в популяризации авторской песни.

7.   Так было до 2008 года. С наступлением зловещего мирового кризиса отношение городских властей  к культурной жизни горожан изменилась: закрыли не только муниципальный театр оперы, ТЮЗ, подростковые клубы, но и  лишили помещения и полностью перестали финансировать наш КСП «Встреча». Не смотря на это, наша семья не пала духом, а с ещё большим желанием погрузилась в мир авторской песни.

Варя и Даша заниматься авторской песней в КСП не ходили, репертуар выбирали и готовили дома сами. Его основой были детские и не детские, но обязательно весёлые песни: И.Гольдин «Песенка о трёх  крысах», «Песенка о вдохновении», «Карусель», «Пеппи играет»,В.Щукин «Маленький кузнечик», «Щепка», С.Никитин «Вовочка», Ю. Харченко «Приличная дама» и многие другие. На новый профессиональный уровень мы вышли тогда, когда в десятилетнем возрасте Варя освоила гитару. . 8Б.      Благодаря абсолютному слуху всегда сама подбирала аккорды и делала оригинальные аранжировки для дуэта. Даша быстро и качественно воплощала задумки сестры, очень артистично  исполняла песни. Моя задача была направлять, контролировать процесс творчества,  и следить за тем, чтобы не было ссор между девочками. Это было самое весёлое время препровождение в кругу семьи.

 9.   С каждым годом репертуар дуэта пополнялся новыми интересными песнями. Авторская песня стала неотъемлемой частью нашей жизни. Любили девочки выступать дома перед гостями – пред тем, как последние собирались уходить домой, с умилением слушали  концерт дуэта «Шмакодявки». Скрипка заиграла в дуэте сначала в Дашиных руках. Это было моё предложение, чтобы дать понять девочкам, что умение играть на скрипке нужно  им не только для  музыкальной школы в классическом жанре, но и собственном творчестве. После этюдов и серьёзных пьес это не составило труда – исполнить приятную  мелодию.  Это поддерживало интерес к инструменту и было хорошим стимулом к нелёгкой учёбе. Так появились песни: А.Пинегин – А.Усачёв «Зимняя колыбельная Кузнечику», В. Щукин «Маленький Кузнечик», Е.Бушуева «Пасхальный барашек», А.Волков «Посвящение друзьям».

10 А.  Отдельно хочется рассказать про фестивали и конкурсы. На всероссийском молодёжном фестивале «Зимородок»( это одни из наших любимых фестивалей ) мы были уже 8 раз, и  каждый год  уезжали домой с дипломами и призами. В конкурсах участвовали  в  разный номинациях: «исполнитель», « дуэт», «автор», «поэт». Всегда жюри отмечало глубокое понимание песен, высокий профессиональный уровень исполнения, артистизм. 10 Б.  В 11лет  Варя стала лауреатом фестиваля в номинации «исполнитель» с песней О. Рябов «Царевна Лягушка»  и получила главный приз конкурса – гитару, которая теперь с нами до сих пор. 10 В.  

            11.  Неудивительно, что такие юные исполнительницы привлекали внимание многих бардов на фестивале – так мы получали приглашение  на другие фестивали: «Струны фортов» (г. Кронштадт12.), «Берег надежды» (г. Калуга), 13   «Журавлиная родина» (г. Сергиев-Посад),  «БардАкадемия» (г. Москва), «Песня Булата в Колонтаево» (г. Москва), «Мы – едины, мы - Россия» (г. Кострома). . 14. , творческая смена в лагере «Парс» ( Великий Новгород).      На всех фестивалях Варя и Даша становились центром внимания не только для жюри в конкурсах, но для публики и на концертах.

15.         Когда Даша в 12 лет научилась играть на гитаре, возможности дуэта стали шире, да и к тому же исполнительское  мастерство на скрипке у Вари достигло высокого уровня. Она с легкостью импровизировала, сочиняла мелодии, которые создавали более яркие образы, полно раскрывая суть авторских  песен. Так появилась в репертуаре песня Б. Окуджавы «Музыкант», которая оказалась очень близкой  девочкам по содержанию. Песня о великой силе музыки, о прекрасных звуках скрипки, поэтому Варина мелодия усилила музыкальное восприятие песни. Здесь скрипка как раз сыграла ключевую роль для создания художественного образа. 16. По просьбе А. Славина мы разучили его песню на стихи А. Блока «Колыбельная». Находкой было то, что мелодия скрипки создаёт образ тихо и мерно льющегося голоса матери, рассказывающей сказку на ночь своему ребёнку.  Совершенно другую роль выполняет скрипка в песне Б. Окуджавы «Молитва». Высокими и проникновенными  звуками Варя передаёт тонкий  духовный мир молящегося человека, а в конце песни скрипичное соло позволяет слушателю мысленно нарисовать образ маленькой свечи, пламя которой медленно поднимается вверх. 17.  Последней серьёзной работой дуэта  было создание песни «Скрипка»на стихи Н.Гумилёва . Сложный противоречивый образ безумного скрипача получился благодаря неординарному музыкальному мышлению Варвары и артистичности обеих девочек. С этой песней они выступали на гала-концерте международного детско-юношеского фестиваля «Зелёная карета».

18.  Имея способность быстро включаться в работу и воплощать в игре на скрипке разнообразные музыкальные краски, Варя часто на фестивалях выступает с другими коллективами. Например, на фестивале «Песня Булата в Колонтаево» она выступала с А. Ефремовым, ансамблем из Казани «Игрушка».19.А    В Нижнем Новгороде на концерте молодого, но уже состоявшегося  автора П.Пиковского Варя все его и сопровождала своей игрой на скрипке. На фестивале «Зелёная карета - 2012» каждый день играла скрипка: да не одна, а сразу три скрипача приехали со своими инструментами.19.Б.   Как красиво и необычно звучала песня А.Суханова «Зелёная карета» в сопровождении трёх скрипок! Варя сумела организовать юных музыкантов  и разучить с ними  их партии, которые тут же и придумала.

20.  Я как мама этих замечательный девочек хочу отметить, насколько важна в жизни детей и подростков авторская песня.  Сколько творческих, талантливых, умных и добрых людей мы встретили на своём пути благодаря авторской песне.  21  Мои дочери много общаются на мастер-классах с поэтами, музыкантами, авторами своих песен и учатся не только тому, как  лучше исполнить ту или иную песню,   22.  но самое главное – они учатся доброму отношению к окружающим,  учатся быть уверенными в своих силах, учатся по-настоящему дружить и помогать не на словах, а на деле, учатся нести   23.    в мир только светлое и радостное  через свой голос, гитару,  скрипку и душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Авторская песня. Барды"

Исследовательская работа "Авторская песня. Барды". Цель работы: поближе познакомить с жанром авторской песни, раскрыть тематику бардовской песни, показать её огромный воспитательный потенциал....

Авторская песня. Барды. презентация

презентация к исследовательской работе "авторская песня. барды"....

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Внеклассное мероприятие авторской песни для старшеклассников «Песни XX века»

План:       1.Что такое «авторская песня»?       2.Из истории бардовской песни.       3.Современные барды - кт...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

План-конспект занятия на тему: Разновидности авторской песни. Юмористическая песня.

Данное занятие проводится в дополнительном образовании, в творческом объединении "Бардовская песня". Занятие проходит в группе 1-го года обучения, учащимся от12 до 17 лет. Разработка может б...