Аппликация из бересты
план-конспект занятия по теме

Чинчаладзе Ирина Ивановна

 

Данным занятием я знакомлю обучащихся с художественной обработкой бересты, прививаю любовь к Отчизне, родной природе, народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-_applikatsiya_iz_beresty.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Информационная карта занятия

Тема:

Аппликация из бересты

Год обучения

2

Время

3 час.20 мин.

Вид занятия

интегрированный

Форма  занятия

словесный, наглядно- иллюстративный

Методы

фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель занятия

Научить изготавливать аппликацию из бересты

Задачи:

Дидактические:

  • познакомить обучащихся с художественной обработкой бересты:
  •      дать основные понятия работы с берестой;
  •      показать основные виды декоративной обработки (прорезная береста);         плетение из бересты, тиснение по бересте, роспись по бересте),
  •      продемонстрировать готовые изделия, выполненные в разной технике, с разным декоративным решением.
  •      формировать первоначальные умения работы с берестой: - аппликация на бересте по готовому шаблону.

Развивающие:

  • развивать моторику рук и пальцев;
  • развивать такие качества как внимание, наблюдательность, аккуратность;
  • развивать детскую фантазию, творческое мышление, приемы дизайна.

Воспитательные:

  • прививать любовь к Отчизне, родной природе, народным традициям, труду;
  • воспитывать  чувство прекрасного,
  • формировать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Межпредметные связи

история – сведения о культуре и традициях наших предков, изо – цветовое решение изделия.

Оборудование занятия и материалы

Компьютер. Проектор. Образцы изделий из бересты: туесок, лапти, картины (рисунок на бересте), аппликация из бересты, бархатная бумага, клей ПВА, ножницы, карандаш.

Музыкальный ряд

Русские народные мелодии.

     Первое занятие:

План занятия.

I. Организационный момент.

 1.Техника безопасности.

II.    Основная часть.

1. Теоретический материал (“Мастер-класс педагога”).

2. Физминутка.  

III. Практическая часть.

1.Самостоятельная работа.

IV. Заключительная часть.

1. Беседа, анализ занятия.

2. Уборка рабочего места.

  Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог проверяют готовность к занятию. Наличие необходимых материалов и инструментов. Техника безопасности (ножницы на столе располагают справа, с сомкнутыми лезвиями. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.)

II.    Основная часть.

Теория.

Ребята, мы живем в эпоху технического прогресса. Наша жизнь уже не мыслима без огромного числа механизмов, машин, технических устройств, компьютерной техники. Все это было создано и создается самим же человеком для облегчения труда и благоустройства быта. Современная техника может многое, но не все. Посмотрите на это изделие (показ картин) Оно вам нравится?

Бесспорно, его можно назвать произведением искусства. И это - дело рук человеческих. Ни одна машина на это не способна.        

Как вы думаете, из какого материала оно выполнено?        

Материалом для его изготовления послужила кора всем вам знакомой березы - береста. Берестяной промысел известен на Руси издревле. Именно о нем сегодня пойдет речь у нас на занятии.

Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно.

О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. В первый летний месяц наши предки справляли «зеленые святки » или древнюю «русалью неделю», - березка была именинница! Избы украшали березовыми ветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке девушки «завивали» березку: связывали ветки в венок, украшали разноцветными лентами. Вы знаете, сколько важных дел у березы?

Первое дело - мир освещать,

Второе дело - скрип утишать,

Третье дело - больных исцелять,

Четвертое дело - чистоту соблюдать.        

Береста (наружная часть коры березы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны.

В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попариться в баньке с березовым веником, а потом утолить жажду березовым соком! Но дел у березы гораздо больше, чем в стихотворении. Вместо бумаги в древности писали на бересте — березовой коре. До наших дней дошли берестяные грамоты ( показ), найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Но было у березы еще одно очень важное дело — дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба (показ). А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло... В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Издавна на Руси писали картины на этом природном материале. (показ) На изготовление аппликации идет тонкая береста. Обычно используют бересту разного цвета и оттенков.

Технология выполнения аппликации: выбор эскиза; изготовление деталей; составление композиции на фоне; закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне; сушка под прессом.

Физминутка.

 Раз — подняться, потянуться,

 Два — нагнуть, разогнуться,

 Три — в ладоши, три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре — руки шире,

 Пять — руками помахать,

 Шесть —

 на место тихо сесть.

-Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!

III. Практическая часть.

Рассматривание бересты и вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать. Рассказ сопровождается показом данного материала: обучающимся можно потрогать, ощутить поверхность бересты, обратить внимание на цвет, оттенки.

Постановка  и решение проблемы: вместо чего можно использовать этот материал и что из него можно изготовить?

Самостоятельная работа обучающихся. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа.

Обдумывание композиций своей работы, приготовление заготовок из бумаги.

Подбор бересты по тону, перенесение выкройки на материал и вырезывании.

IV. Заключительная часть.

1. Беседа с обучающимися.

2. Уборка рабочего места.

Второе занятие:

        

I. Организационный момент.

 1.Техника безопасности.

II.    Основная часть.

1. Теоретический материал (“Мастер-класс педагога”).

2. Физминутка.  

III. Практическая часть.

1.Самостоятельная работа.

IV. Заключительная часть.

1. Беседа, анализ занятия.

2. Рефлексия.

3. Уборка рабочего места.

Ход занятия:

I. Организационный момент

           Педагог проверяет готовность к уроку. Наличие необходимых материалов и инструментов.

II. Теоретический материал.

      На втором занятии мы закончим вырезывание деталей из бересты. Выбираем фон бархатной бумаги. Согласно вашего эскиза, составим задуманную вами композицию. Приклем детали с помощью клея ПВА и разместим её  под пресс.

Физминутка.

 Раз — подняться, потянуться,

 Два — нагнуть, разогнуться,

 Три — в ладоши, три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре — руки шире,

 Пять — руками помахать,

 Шесть —

 на место тихо сесть

-Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!

 Ребята работают самостоятельно.

III. Практическая часть.

Самостоятельная работа обучающихся. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа.

IV. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов занятия. Обсуждение готовых работ, в процессе которого обучающиеся оценивают результаты своих работ и работы других.
  2. Рефлексия.

      Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!

Предложения:

Сегодня на занятии я узнал (ла)…

Оказывается береста…

Я научился (лась)…

Дарить подарки…

Мне особенно понравилось…

3.  Дети убирают со стола рабочие материалы, инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись по бересте

Презентация предазначена для кружковой работы. Дети с удовольствием занимаются росписью побересте. Самое главное сказать о том, что кора березы берется с поваленных деревьев....

Этапы выполнения росписи по бересте.

В этой презентации можно посмотреть этапы работы. Можно использовать любые краски. Но если в акварель добавить клей ПВА, то краска держится очень хорошо. И работу можно протирать....

Роспись по бересте

Презентация Мастер-класс о росписе по бересте...

Технологическая карта урока. 5 класс.Тема:Практическая работа по изготовлению предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Аппликация “Волшебный цветок”

Поделки из геометрических форм представляют собой доступный и интересный материал для развития вкуса, фантазии, творческого и логического мышления обучающихся. А декорирование предметов узорами и орна...