Городской семинар в ГБОУ школе 543 "Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения"
материал по теме

Ситникова Юлия Александровна

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах.

Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории.

А во вторых – как важнейшая сфера воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской семинар в ГБОУ школе 543

Тема: Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения

Ситникова Юлия Александровна, заместитель директора по УВР в начальной школе.

        

Наше образовательное учреждение – стало реализовывать ФГОС НОО в 2011–2012 учебном году. Основным документом, регламентирующим данную деятельность, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования.

Мы начали с того, что определили одну из приоритетных задач современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторых – как важнейшая сфера воспитания.

При составлении учебного плана перед нами встал вопрос: кто должен вести занятия по ВД?

Может педагоги ДО. Они подходят к данному процессу именно с позиции развития ребенка, а не обучения. Действительно, учреждения ДО обладают значительным потенциалом в организации внеурочной деятельности, обеспечивая вариативность и наличие широкого спектра занятий по каждому из ее направлений;

Может учителя старших классов, шире и глубже видят предмет.

Может учитель начальных классов выберет один-два курса и будет работать в этом направлении со всей параллелью обучающихся.

Может классный руководитель будет вести занятия, каждый в своем классе. Мы остановились на этой модели. Считаем, что в 1 классе это целесообразно, т.к. это приводит к успешной адаптации первоклассников и глубокому знакомству педагога с детьми.

Привлекли инструктора по теннису (используя возможности спортивного клуба «Жесть»). 1 класс посещает кружки «Мир литературных героев», «Логика и я», «Вини Пух изучает английский язык», руководят которыми, учителя школы, работающие в начальной школе в том числе. Эта модель облегчает работу при составлении расписания.

Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.

Базисный учебный план выделяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления ВД:

Спортивно-оздоровительное.

Художественно-эстетическое.

Научно-познавательное.

Военно-патриотическое.

Общественно-полезная деятельность.

Проектная деятельность.

На наш взгляд эти направления являются содержательными ориентирами при организации внеурочной деятельности. Но они не покрывают все видовое многообразие деятельности детей в школе. Поэтому целесообразно наряду с направлениями внеурочной деятельности выделять и виды внеурочной деятельности.

Виды ВД:

Игровая;

Познавательная;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение);

Художественное творчество;

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

Техническое творчество;

Трудовая (производственная) деятельность;

Спортивно-оздоровительная деятельность;

Туристско-краеведческая деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеурочной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных десяти видах.

Согласно рекомендациям, полученным на курсах по введению ФГОС, школа могла выбрать только те виды деятельности, которые можно было организовать с учётом интересов школьников.

Поэтому внеурочная деятельность организована в нашей школе с учетом:

 – специфики образовательной деятельности школы;

 – кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности;

 – запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг.

В тоже время для полноценной организации ВД в большинстве ОУ сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические. В этих условиях не может быть единых форм организации ВД, единых моделей.

Рабочей группой нашей школы по внедрению ФГОС нового поколения на начальной ступени были разработаны программы по рекомендуемым направлениям.

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Оно возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.

Главные идеи программ заключаются в:

 – формировании культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

– передаче обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

 – воспитании стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к

различным видам деятельности;

оказание помощи в поисках “себя”;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширение рамок общения с социумом.

Перед вами программы, обеспечивающие направления  внеурочной деятельности. Из таблицы видно, что набор программ в каждом классе различен. Направления  внеурочной деятельности.

        

Программы, обеспечивающие направление

1 «А»

1 «Б»

2  «А»

2  Б

Физкультурно-спортивная направленность.

ОФП

Теннис

ОФП

Теннис

Теннис

Теннис

Теннис

Теннис

Художественно-эстетическая направленность.

«Мир литературных героев»

«Мир литературных героев»

«Мир литературных героев»

«Мир литературных героев»

Изостудия «Я люблю рисовать»

«Винни-Пух изучает англ.язык»

«Винни-Пух изучает англ.язык»

«Винни-Пух изучает англ.язык»

«Винни-Пух изучает англ.язык»

Хореография

«Мир музыки»

Естественно-научная направленность.

«Математическая логика через игру»

Проектная деятельность.        Проходит через все направления.

Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Это направление представлено образовательными программами «Мир литературных героев», «Мир музыки», Я люблю рисовать», «Петелька за петелькой», «Сувениры», студия хореогоафии, хор «Мелодия».

Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение обучающихся к занятиям спортом.

Это направление внеурочной деятельности для первоклассников представлено образовательными программами: «Футбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика».Эти программы выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.

Первоклассники делают первые шаги в написании исследовательских проектов. Вот названия некоторых из них: “Моя планета - СЕМЬЯ ”, “О спорт, ты жизнь”.

В основном все занятия проходят во второй половине дня.

Из огромного количества инновационных форм мы избрали лишь немногие, т.к. считаем, что не имеет принципиального значения число используемых форм, а имеет значение использование таких форм, которые включают обучающихся в процесс добывания знаний и развития мышления, которые раскрывают способности детей, помогают приобретать уверенность в себе.

Такие формы работы с первоклассниками позволяют наметить путь, который в итоге приведет нас к конечной цели, отраженной в “Портрете выпускника начальной школы”.

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

1. Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям.

2. Реализуемые программы ориентированы в том числе и на воспитательные результаты.

Проведенный опрос педагогов по организации внеурочной деятельности показал, что учителя начальных классов, наряду с позитивными результатами апробации новой системы внеурочной деятельности в условиях ФГОС, отмечают и необходимость совершенствования уровня своих методических знаний и подходов к данной деятельности.

Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Это и понятно, так как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья. А занятия по научно-познавательному направлению построены на внеучебном материале и способствует развитию познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

В целом сегодня родители наших первоклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

В процессе работы явно вырисовываются основные проблемы внеурочной деятельности:

1. Недостаточная оснащенность школы медиасредствами.

2. Удаленность от учреждений ДО, дающих расширение круга возможностей для посещения музеев, выставок, театров. Это позволило бы интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования.

3. Отсутствие образовательной инфраструктуры, необходимой для организации внеурочной деятельности (наличие специальных помещений, специального оборудования, методического и дидактического оснащения).

Но, несмотря, ни на что, мы стараемся использовать все, что нас окружает, внедряем в свою внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние духовные традиции воспитательной системы нашей школы. Стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь с первых же дней пребывания в школе маленькому ученику почувствовать школу родной. А самое главное – чтобы он почувствовал себя сопричастным к тому, что в этой школе происходит. Мы считаем, что активное, деятельное включение ребенка в жизнь с первого дня значительно сокращает адаптационный период, создает лучшие условия для возникновения мотивации обучения. И очень хочется, чтобы малыши сказали родителям с восторгом: “ Я хочу учиться в этой школе!”

Как говорил венгерский математик Джордж Пойа “Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей”. В рамках городского семинара наше образовательное учреждение предложило  занятия внеурочной деятельности.

Каждый педагог выбрал свои методы.

1-е занятие.

Художественно-эстетическое направление.

Интегрированное занятие по программам «Математическая логика через игру» и «Мир литературных героев».

Тема занятия: «Космическое путешествие на ракете»

На занятии, обучающиеся познакомятся с планетами солнечной системы. Совершат путешествие на ракетах, изготовленных на занятии. Покажут свои умения выразительно читать стихи, логически мыслить, работать в парах, командой для достижения максимального результата.

2-е занятие.

Физкультурно-спортивное направление.

Программа “Общая физическая подготовка”.

Тема занятия: «От физической культуры - к жизни».

Занятие будет проходить в виде эстафеты в два этапа. Занятие направлено на развитие общей физической подготовки, координации, мелкой моторики. Обучающиеся покажут свои умения работать в команде, достигать поставленной цели, преодолевать трудности. Так же осуществляется связь научными знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и технологические аспекты планирования урочной деятельности преподавателя в свете ФГОС второго поколения.

Структурные и функциональные компоненты учебного занятия включают три составляющих:цель занятия и его результатсодержание деятельностиспособы деятельностиСерьезные недостатки в организации образовател...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

ФГОС второго поколения в основной школе: от идей к практике. Поиски. Пути. Решения. Семинар - практикум

С первого сентября 2012 года уже  осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений.План действий по модернизации общего образования «Наша н...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...