открытый урок
методическая разработка по теме

шевчук наталья ивановна

Развивать внимание,наблюдательность,умение детей анализировать,сопоставлять,выделять главное,расширение музыкального кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр детского творчества

«Созвездие»

 

 ОТКРЫТЫЙ УРОК

творческого объединения  «Музыкальная гостиная»

 

ТЕМА: «ЯЗЫК МУЗЫКИ»

                                                    Составитель:

                                                      Педагог дополнительного образования

                                                      Шевчук Наталья Ивановна

п. Власиха

2011г.

 

Открытый урок

 «Язык музыки»

Цель урока:

Закрепление   понятия  «язык музыки» через  темп, ритм,

 регистр, лад, штрихи.

      Задачи урока.

     Развивающие:

Развивать внимание, наблюдательность, умение детей

    анализировать, сопоставлять, выделять главное, расширение музыкального кругозора.

    Воспитательные:

Воспитание чувства прекрасного, гармонии. Воспитание толерантного отношения к мнению товарищей, умение работать в команде,  умение давать оценку произведениям искусства.

    Вид урока:

Интегрированный: музыка, художественное творчество.

    Информационно-методическое обеспечение:

     Рисунки, ритмический паровозик, ложки, треугольник, макет апельсина с дольками (длительности нот).

План урока.

  1. Организационный момент. Погружение в атмосферу урока.
  2. Определение темы урока.
  3. Слушание и анализ музыкальных произведений.
  4. Игра в ритмические паровозики.
  5. Соревнование между командами на создание ритмических построений.
  6. Сочинение сказки с музыкальными иллюстрациями.
  7. Подведение итогов урока.

  1. Содержание урока:

Песня «Музыка» слова, музыка. Марши: Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Верди Марш из оперы «Травиата», Майкопар «Вальс», Чайковский «Старинная французская песенка», песенка из мультфильма «Чебурашка», Майкопар «Вальс петушков»,

Методы и формы контроля:

Прослушивание, обсуждение, сравнение, соревнование, совместное  исполнение ритмических построений.

Прогнозируемые результаты:

Эмоциональный отклик на музыку. Углубление и закрепление понятий: ритм, пульс, лад, регистр, темп. Расширение музыкального кругозора.  

Сценарий урока.

  Преподаватель: Здравствуйте дорогие ребята! Вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, а  значит, наш урок пройдет интересно и плодотворно. Для того, чтобы погрузить вас в атмосферу урока,  Максим   исполнит для вас    песню.  Вы внимательно послушайте не только музыку , но и слова песни и ответьте мне на вопрос, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке?   (исполняется песня «Музыка»)

  Пр.- Итак, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Ответы детей.

  Пр.-Совершенно верно, Максим пел о том, что музыку можно не только услышать, но и увидеть, то есть понять, что такое музыка. Но для этого надо очень бережно и чутко относиться к природе, научиться слышать окружающий нас мир.  Вот только тогда вы         сможете ли  услышать музыку  природы и  насладиться пением птиц, услышать, как ветер запутался в ветвях дерева, ворошит его листву и поет свою заунывную песню как журчит маленький лесной ручеек? Ответьте мне на вопрос: когда в вашей жизни музыка произвела на вас особенное впечатление? Может вам захотелось встретиться с этой музыкой еще раз, может захотелось написать свою музыку. А может у вас музыка изменила настроение, или вам захотелось как - то  двигаться под нее. Поделитесь с нами своими впечатлениями.

Дети отвечают….

Пр.-  Вот видите, сколько интересных историй связано у вас с музыкой. Как вам кажется, мы в нашей жизни можем обойтись без музыки?

Дети отвечают…

 Пр.-  Представьте себе, что вы приехали в чужую страну, где люди говорят на незнакомом языке. Сможете вы понять этих людей, общаться с ними?

  Дети  отвечают….

  Пр.- конечно, вы правы, не зная языка этой страны, вы не сможете понять ее народ. А вот язык музыки тем и замечателен, что он понятен и доступен буквально каждому человеку. Но для того чтобы музыка открыла вам все свои тайны и богатства,  надо учиться понимать язык музыки, а он один для всех: и для немцев, и для итальянцев, и для французов, и для русских. И мы с вами тоже учимся понимать этот замечательный язык.  Ответьте мне пожалуйста, что мы вкладываем в понятие язык музыки?

Дети отвечают…

Пр.-    Послушайте сейчас небольшой музыкальный отрывок и выполните то, что предлагает вам музыка прямо сидя на стульях. (исполняется «Марш деревянных солдатиков»

  Пр. – Что вы скажете об этой музыке?

  Дети – ответы.

  Пр. – А сейчас послушайте еще один отрывок и скажите мне, что общего у него с первым эпизодом, а в чем разница?(звучит марш из оперы Д.Верди«Аида»)

  Дети – ответы.

  Пр.- А  по каким признакам вы поняли, что это взрослый марш? (низкий регистр, аккорды, темп спокойнее).  

  Пр. – Итак мы с вами пришли к выводу, что в создании музыкального образа большое значение играет регистр, темп, штрихи. А попробуйте сейчас ногами поймать темп марша. (Исполняется Марш Прокофьева).

Пр.- А сейчас музыкальную загадку вами загадает Дашенька (исполняет «Старинную французскую песенку»)

Пр. – что вы можете рассказать об этой музыке?

Дети – ( печальная интонация, медленный темп, минорный лад, легатная мелодия).

(Если позволяет время, разбираются Вальс и Полька П.И.Чайковского)

Пр. – А сейчас посмотрите на эти картинки (педагог показывает картинки времен года) Скажите, что объединяет эти картинки?

Дети отвечают…

Пр. – Сейчас я исполню для вас музыкальный отрывок, а вы попробуйте угадать, какой картинкой можно проиллюстрировать эту музыку (звучит «Осенняя песнь»П.И.Чайковского)

Пр. – Итак, ваше мнение. Какое время года вы услышали в музыке. Обоснуйте свой ответ.

Дети отвечают…

Пр. - Мы немножко засиделись. Давайте разомнемся. (Упражнения на расслабление, на концентрацию внимания – «Сова», «Ленивая восьмерка», «Шарик»).  

Пр.- Послушайте пожалуйста такую мелодию. ( Играю мелодию с искаженным ритмом). Кто –нибудь узнал эту мелодию?

Дети - …

Пр. – А если я сыграю ее вот так? (Играю правильно)

Дети - …

Пр. – Что я сделала, чтобы вы узнали песенку?

Дети - .. (изменила ритм)

Пр. –  Давайте вместе прохлопаем ритм этой песенки. Значит, очень важное составляющая каждой мелодии – это ритм. Кто мне скажет определение ритма?

Дети – (сочетание длинных и коротких звуков)

Пр. – Давайте вспомним самую большую длительность и т.д. ( дети называют разные длительности).

Пр. – Ну если вы так хорошо усвоили различные длительности нот, то сейчас я предлагаю маленькое соревнование. За пять минут каждая команда должна собрать разные ритмические  сочетания. Победят те, кто соберет больше ритмических групп. Итак, начали. (Педагог подсчитывает колличество вариантов). Похлопаем победителям. А теперь обратимся к нашим ритмическим паровозикам. Одна команда будет стучать пульс, а другая команда стучит ритм, затем меняются местами.  А сейчас мы поиграем в ритмическую игру «Чья песенка доедет до последней станции». Все вы являетесь пассажирами нашего паровозика. На вступлении к песне вы должны поймать пульс (простучать его ложками), как только начнется запев песни, вы начинаете стучать ритм вагончиков. Если кто-то ошибся и не смог перескочить в другой вагончик, он остается на станции. Тот, кто довезет свою песенку до конца, тот и победил.( все стучат ритм под музыку песенки «Голубой вагон»).

 (После определения победителя вручаются призы)

Пр.- (выставляю детские рисунки) Узнаете свои рисунки с музыкальными героями?  В завершении урока мы проведем интересный эксперимент. Каждый из вас сочинял свои музыкальные истории и рисовали свои картинки. Сейчас я предлагаю вам сочинить общую музыкальную историю, в которой, каждый, кто будет рассказывать обязательно подкрепит свой рассказ музыкальным номером. Ну как, вы готовы? Итак, во время летних каникул, мы приехали в деревню к бабушке….( дети продолжают сочинение и сопровождают свои рассказы музыкальными номерами).

Пр. – Я благодарю вас за такую интересную работу на уроке. А вам понравилось сегодняшнее занятие? Что понравилось тебе, Максим? -  ответ…А что ты хотела еще повторить, Даша? – ответ…  

Пр. – Ну, что ж, думаю, что настроение после урока у вас хорошее и мы можем все вместе исполнить нашу любимую песенку  «До – наш дом…»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...