ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
статья по теме

Онищенко Наталья Ипполитовна

В статье разобрано использование ИКТ на уроках по спецдисциплинам для повышения профессиональной компетенции будущего специалиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ПО СПЕЦДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Наталья Ипполитовна Онищенко

                                                                                              преподаватель спецдисциплин

                                                                                                Няндомский  железнодорожный

                                                         техникум

    На современном этапе в образовательном процессе требуется новый подход  к изучению спецдисциплин в учебных заведениях, поэтому преподавателю необходимо идти в ногу с новыми технологиями, в том числе и с компьютерными.

    Цель педагогической деятельности ориентированно на повышении качества образования через внедрение  современных образовательных технологий, при этом информационным технологиям отводится ведущее место.

      Компьютер прочно вошел в нашу жизнь: на работе, дома мы практически не расстаемся с этим умным помощником.  Однако, информация, полученная с Интернета,  должна соответствовать установленным стандартам и отвечать требованиям, предъявляемыми обучающимися по выбранной профессии.  

     В настоящее время в свободном доступе  Интернета существует достаточно много различных электронных образовательных ресурсов: демонстрационных,   информационно-справочных,    обучающих,  имитационных,  моделирующих и т.д., но зачастую,  это  использовать в реальном учебном процессе,  нет возможности, так как  не все ресурсы соответствуют  учебным программам  и учебникам.

      Большую помощь в поиске информации оказывает федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР),  на сайте которого,  можно найти электронные ресурсы по общеобразовательным предметам, а по спецдисциплинам  сферы железнодорожного транспорта материалов недостаточно.

     В технической библиотеке и библиотеке техникума  имеется  большое количество учебников, и учебных пособий в книжном исполнении, но при этом ощущается нехватка учебных материалов, адаптированных к современному образовательному процессу по спецдисциплинам.

     Зная четко, чем занимаются работники железнодорожного транспорта  при выполнении своих должностных обязанностей,  имея перед глазами  требования, что должен знать и уметь выпускник техникума,  и  ознакомившись с методическими рекомендациями, по составлению  электронных образовательных ресурсов, для проведения лекций и практических работ,  возникла необходимость  создания своей базы электронных ресурсов  по предметам.

      Компьютер и интернет дают для этого широкие возможности. Можно взять готовый текс или  иллюстрацию,  прочитать статью в журнале,  например,  « Железнодорожный транспорт», ознакомиться с  выступлениями  руководителей  железнодорожного транспорта, с инновациями в  этой сфере. Компьютер и интернет позволяют не только  составить лекцию, но  и новый материал объяснить наглядно доступно  и интересно.

     При разработке конспекта  необходимо придерживаться следующих правил:

  • отбираемый материал  должен соответствовать тематическому плану;
  • изучаемая тема должна быть понятной для любого обучающегося и соответствовать требованию современности;
  •  предоставленный материал должен стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся в рамках компетенции будущей профессии;
  • отбираемый материал  должен включает различные виды наглядности (текст, графику, фото, иллюстрацию).

При проведении урока в форме  лекции становиться необходимо, использовать презентацию. Презентация, созданная  в программе Microsoft Power Point, позволяет наглядно демонстрировать новый, иногда отсутствующий  в учебниках, но очень важный обучающимся материал. Также она служить опорным конспектом при изложении учебного материала. При этом нет необходимости  пользоваться старыми, иногда устаревшими  плакатами. Использование  мультимедийного проектора,  дает сильно увеличенное изображение,  особенно это важно при изучении схем, или наглядного материала  по новым темам.

Использование презентации дает возможности:

  • фиксируется внимание обучающихся при усвоении учебного материала;  
  • развивается познавательный интерес;  
  • активизируется познавательная деятельность;
  • конкретизируется изучаемые теоретические вопросы;
  • значительно экономится время на объяснение некоторых деталей, повышается уровень наглядности в ходе изучения нового материала;
  • оживляется  учебный процесс.

С целью формирования у обучающихся навыков самостоятельной деятельности, к развитию умений находить главное, творчески комбинировать найденный материал и грамотно его представлять и излагать необходимо, вовлекать их в создание собственных презентаций. Теоретический материал может быть изложен в полном объеме, а обучающимся предложено его разбить на пункты и каждый пункт дополнить иллюстрациями, схемами, моделями, найденными в Интернете. Так можно рассматривать некоторые темы по  предмету  « Станции и узлы»,  «Системы регулирования движением поездов». При этом в деятельности преподавателя останется только  уточнение   и обобщение некоторых вопросов  по теме. Такое  использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению.

При проведении вводных уроков, а также при  изучении нового материала широко используются найденные в интернете с помощью  сайта "youtube" видеохостин,  видеоролики или учебные фильмы.

При подготовке домашнего задания, а также обучающимся пропустившим учебные занятия,  можно воспользоваться электронным конспектом лекций находящимся в электронной базе техникума.

     Разработанные конспекты лекций в электронном виде  необходимы обучающимся для:

  •  для обеспечения  самостоятельной работы по овладению новым материалом;
  • для воспитания  познавательной активности;
  • для выработки умения самостоятельно анализировать, отбирать главное и использовать полученные знания на уроке, а также в будущем при выполнении своих должностных обязанностей;
  • для реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности.

      На данном этапе моей деятельности, работаю над созданием  кратких   конспектов  лекций в электронном исполнении по спецдисциплинам: «Станции и узлы», « Техническая эксплуатация  железных дорог и безопасность движения», « Системы регулирования движения на железнодорожном транспорте», «Автоматизация производства на  железнодорожном транспорте», « Основы транспортной логистики», «Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом».

      Информационные технологии обеспечивают эффективность учебной деятельности, способствуют выработке стремления работать самостоятельно, повышают интерес к изучаемым дисциплинам по избранной специальности. При сложности изучения материалов по спецдисциплинам и их усвоения,  за последние три года, наблюдается тенденция улучшения качества знаний  обучающихся.

      Например: при 100% успеваемости в группах,  качество знаний возросло:

По предмету « Правила технической эксплуатации  железных дорого РФ» с 20% до 26%

По предмету «Технической эксплуатации  и безопасность движения» с 22% до 30%

По предмету « Станции и узлы» с 21% до 32%

      Считаю, что использование электронных конспектов лекций, презентаций и применение их  в процессе  изучения спецдисциплин,   способствует:

  • оптимизации  процесса подготовки специалистов;
  • освоению профессиональных компетенций;
  • осуществлению подготовки рабочих кадров в области железнодорожного транспорта более высокой квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 272 с.
  2. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. “Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения”, Томск, изд-во ТПУ, 2003 г.
  3. Сборник материалов «Информационно  - коммуникативных технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития» за 2010, 2011гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Урок с использованием интерактивной доски: Расчеты с использованием MS Excel

урок предназначен для учителей информатики.Создан в программе Smart Noteboot....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...