Главные вкладки

    Программа драматического кружка
    рабочая программа по теме

    Программа драматического кружка "Муза"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_teatralnogo_kruzhka_.docx84.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    Драматического кружка

    «МУЗА»

    Пояснительная записка

    Время неумолимо мчится вперед, а вместе с ним все течет и изменяется. Такому движению подвержены в том числе и многие из принципов театрального художественно-сценического творчества. Потребность отображать жизнь на сцене различными путями и способами была в разные времена одинаково огромна. Театральные подмостки помнят крепостные пасторали, театр братьев Волковых, Мейерхольда, Вахтангова, Станиславского, Немировича-Данченко, Товстоногова и еще многое другое.

    Ну а сейчас, на грани столетий, что же актуально в аспекте театрального художественно-сценического творчества для таких категорий, как дети, подростки и молодые люди? Да совершенно очевидно то, что многое из накопленного ранее опыта не сбрасывается со счетов. «Без старого не бывает и нового» как говорится в старинной народной поговорке. Но тем не менее в наш век, век повальной компьютеризации, модернизации и вместе с тем очерствения человеческих душ, просто необходимо сделать театр не только «зеркалом жизни», ярко отражающим совокупности выразительных средств, все жизненные аспекты, но и эдаким «Ноевым ковчегом» для детей и юношества.

    В театр должны идти с огромным желанием заниматься данным видом художественно-сценического творчества, а также в театр должны спешить с целью увидеть и почерпнуть что-то очень важное, что сделает мир добрее и чище.

    Отсюда абсолютно логично вытекает концепция социализации в области театрального искусства для детей и юношества. Именно в театре ребенок, подросток может обрести и добрать недостающие аспекты жизни.

    Занимаясь театральным искусством, дети и подростки приобретают:

    • необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм и многие другие навыки со знаком «+»);
    • недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей;
    • арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии.

            Утопией звучат слова о том, что театр якобы умирает. Подобные домыслы являются нелепой и грубой фантазией безумца. Напротив, в настоящее время у театра открывается второе дыхание. Театр необходим людям как воздух и особенно важен для детей и юношества, так как в нем учитываются их желание и способность к непосредственной природной игре. Ведь человек в течение жизни так или иначе исполняет различные роли. Здесь логично вытекает мысль, что театр, в котором играют и живут до 16 и старше, может быть хорошей жизненной силой. Это в наше время, время выживаемости, немаловажно. Ведь именно в театре обыгрываются различные жизненные ситуации.

            Можно согласиться с тем, чтобы сделать область театрального художественно-сценического творчества более зрелищной путем совокупности всех выразительных средств. Здесь наиболее приемлемой формой может стать детско-юношеский музыкальный театр, включающий в себя все направления художественно-сценического творчества.

            Таким образом, из всего сказанного выше вытекают концепции яркой зрелищности, выразительности. В данный момент театр, сочетающий в себе слово, жест, музыку, танец, вокал, декоративно-художественное оформление (ДХО) и многое, многое другое, является оптимальной формой для категорий детей, подростков и юношества.

    Музыкальный театр отлично подходит для создания нового, более интересного, альтернативного направления музыкальной театрализации в художественно-сценическом творчестве. Это обусловлено возросшей потребностью аудитории к наиболее интересным постановкам и зрелищам.

    Ребенок, подросток, молодой человек являются наиболее яркими, острочувствующими глашатаями, которые могут сказать с театральной кафедры миру много доброго и хорошего, в некотором смысле в такое безумное время сделать наше общество хоть чуть-чуть чище и справедливее.

    При помощи занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актера, но и, прежде всего, Человечного Человека! Именно театр способен сделать людей такими, какими они должны быть.

    Третьей составляющей концепции нашего театра является концепция создания универсального актера с детского возраста. Универсальный актер владеет всем, что необходимо для занятий театральным искусством: актерским мастерством, пластикой, чувством ритма, искусством танца и вокала, имеет прекрасную физическую подготовку, развитое чувство воображения, способностью создавать ДХО к зрелищам. Поверьте, что это не утопия, так как занятия в театре основаны на огромном человеческом желании! Это возможно!

    Таким образом, мне хочется вывести триединство концепций при занятии театральным художественно-сценическим творчеством в коллективе:

    1. Социализация ребенка, подростка и молодого человека.
    2. Выразительность, яркая зрелищность театрального творчества.
    3. .Воспитание универсального актера с детского возраста.

    Все эти три составляющих дают в целом новую, неординарную, мыслящую личность и Человечного Человека.

    Подобное триединство концепций основано в музыкальном театре на следующих педагогических принципах:

    Принцип 1. «Знаешь сам - поделись с товарищем». Нравственное и интеллектуальное взаимообогащение участников коллектива.

    Принцип 2. «Обучаемся играя». Широкое использование игровой природы ребенка, подростка, юноши в процессе обучения и развития их творческого потенциала.

    Принцип 3. «Ребенок => игра => перевоплощение => творческая природа детей и юношества => обучающий игровой процесс => профессиональное театральное художественно-сценическое творчество => ребенок - универсальный актер». Развитие и закрепление знаний и умений участников коллектива при помощи игры с перевоплощением, основанной на творческой сущности детей, подростков и юношества. Идти от воспитанника коллектива, от его возможностей, способностей.

    Принцип 4. «Я сам». Путем самостоятельных творческих работ вырабатывать у воспитанников коллектива умения самостоятельно ориентироваться в области театрального художественно-сценического творчества, вырабатывать навыки профессиональной подготовки для работы в театральном коллективе.

    Принцип 5. «Мы в тебя верим». Психологическая реабилитация закомплексованных детей, подростков, молодых людей путем ряда ответственных дел и поручений. Путем огромного доверия в творческие силы участников театра.

    Принцип 6. «Самооценка». Формирование адекватной самооценки у воспитанников коллектива.

    Принцип 7. «Дал слово - держи». Воспитание высокой личной ответственности у воспитанников коллектива.

    Принцип 8. «Лучшие из лучших». Повышение результативности занятий путем адекватных взаимооценок участников коллектива с подведением общего итога занятий театра в целом. Формирование здоровой конкуренции у воспитанников театра для повышения качества занятий в театре и создания ярких актерских работ на сцене.

    Принцип 9. «Все, что получил в театре, - в жизни пригодится». Прививать любовь к коллективному творчеству, к общественно-полезному труду при работе в театральных цехах, что чрезвычайно необходимо в театральном художественно-сценическом творчестве. Использование навыков работы в театральных цехах, в повседневной жизни, в быту.

    Принцип 10. «Идем к единой цели вместе». Вырабатывать у воспитанников коллектива стремление к достижению общей, единой цели путем коллективных творческих дел.

    Принцип 11. «Вдали от дома своего». Принцип обособленности детей, подростков, молодых людей от домашней, привычной для них стихии (поездки различного рода, выезды на фестивали, смотры, конкурсы, творческие обмены).

    Все вышеупомянутые педагогические принципы являются основой для профессиональной педагогической концепции музыкального театра. Данные принципы неоднократно опробованы в педагогической и творческой практике и являются хорошей опорой для активной работы детско-юношеского театра в свете художественно-сценического творчества в целом.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    1-й год обучения

    № п/п

    Наименование темы

    Всего

    Количество часов

    теоретических

    практических

    1

    Художественное  восприятие действительности. Формирование театрального характера мышления

    4

    2

    2

    2

    Многообразие выразительных средств в театре:

    - драматургия;

    2

    2

    -

    - декорация и ДХО;

    2

    1

    1

    - костюм;

    2

    2

    -

    - грим;

    2

    1

    1

    - свет;

    2

    1

    1

    - музыкальное оформление;

    2

    1

    1

    - шумовое оформление

    2

    1

    1

    3

    Исполнительное искусство актера - стержень театрального искусства

    2

    2

    4

    Основное направление актерского искусства - система К. С. Станиславского

    4

    4

    5

    Внутренняя и внешняя техника актера (психотехника)

    5

    3

    2

    6

    Туалет актера - тренировка психотехники

    5

    1

    4

    7

    Тренинг творческой психотехники актера:

    - развитие навыков рабочего самочувствия;

    5

    5

    - развитие творческого восприятия;

    5

    1

    4

    - развитие творческих навыков физического самочувствия;

    5

    5

    - развитие артистической смелости и элементов характерности

    5

    5

    8

    Система Станиславского как совокупность элементов, призванных проложить путь к правильному сценическому самочувствию, система подготовки организма к творчеству

    1

    1

    -

    9

    Комплексные упражнения на овладение элементами системы К. С. Станиславского:

    10

    Упражнения на достижение мышечной свободы

    5

    _

    5

    11

    Упражнения на внимание

    5

    -

    5

    12

    Упражнения на развитие воображения

    5

    5

    13

    Упражнения на развитие эмоциональной памяти

    5

    5

    14

    Упражнения на память физических действий

    5

    5

    15

    Упражнения на развитие актерской смелости и непосредственности

    5

    5

    16

    Упражнения на сценическое общение

    5

    5

    17

    Упражнения на темпоритм сценического действия

    5

    5

    18

    Использование элементов системы Станиславского в выполнении простого сценического действия

    2

    2

    19

    Работа над театрализованным музыкальным детским представлением

    4

    4

    20

    Показ театрализованного музыкального детского представления

    2

    Итого

    102

    2-й год обучения

    Дата

    № занятия

    Тема занятий

    теория

    практика

    1-2

    Сценическое общение как процесс

    отдачи и восприятия

    чувств и мыслей двух или

    нескольких действующих лиц

    1

    1

    3-6

    Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения - внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысли); средства, приемы общения - жест, слово, мимика, взгляд

    2

    2

    7-10

    Овладение техникой сценического общения партнеров: форма общения - приспособления; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения

    2

    2

    11-14

    Работа актера над собой, энергетика актера, выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия по системе К. С. Станиславского

    2

    2

    15-18

    Оценка факта. Построение оценки факта: смена объектов внимания; сбор признаков (от низшего к высшему); нахождение высшего признака; выбор новой цели.

    2

    2

    19-25

    Организация этюдов на оценку фактов, событий: перемена отношения к партнёру, к предмету; перемена отношения к месту и времени действия; перемена отношения к смене темпоритма действия

    3

    4

    26-30

    Организация этюдов на оценку фактов, событий: перемена отношения на действия в условиях оправданного молчания; перемена отношения на организацию действия «я» в предлагаемых обстоятельствах

    2

    3

    31-36

    Сценические этюды: одиночные (на выполнение простого задания); на освоение предлагаемых обстоятельств; на сценическое общение - внимание к факту, предмету

    2

    4

    37-41

    Сценические этюды: парные - на общение в условиях

    органического молчания; на взаимодействие с партнером

    2

    3

    42-44

    Словесное воздействие как подтекст: подтекст и органика слова; действенный посыл

    1

    2

    45-50

    Словесное воздействие как подтекст: уникальность и смысловая нагрузка для данного человека в данной ситуации; подтекст слова или реплики как часть подтекста общего поведения

    человека; упражнения па вскрытие подтекста

    2

    4

    51-56

    Освоение предлагаемых обстоятельств сценических заданий

    2

    4

    57-60

    Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданий логики действий

    1

    3

    61-65

    Этюды на организацию действия «я» в предлагаемых обстоятельствах

    2

    3

    66-70

    Предмет конфликта как цель одной из борющихся сторон сценического действия

    2

    3

    71-74

    Передача или перехват инициативы в рамках сценического действия

    1

    3

    75-80

    Мизансцена тела. Значение законов композиции в актерском творчестве: композиционный центр; целостность

    мизансцен; соотношение в мизансценировании

    2

    4

    81-85

    Мизансцена тела. Значение законов композиции в актерском творчестве: законы типизации (жизненность мизансцены); соподчиненность в мизансценировании; анализ произведений художников; этюды по картинам

    2

    3

    86-92

    Работа над созданием новогоднего спектакля

    6

    93-94

    Показ новогоднего спектакля зрителю

    2

    95-101

    Работа над творческим отчетом коллектива

    6

    102

    Показ творческого отчета коллектива зрителю

    1

    Всего:

    102

    33

    69

    3 –й год обучения

    1-6

    Работа актёра над собой: приёмы релаксации, концентрация внимания, дыхания; снятие мышечных зажимов.

    3ч.

    3ч.

    7-12

    Работа актёра над собой: энергетика актёра; выработка физического (внешнего) самочувствия.

    3ч.

    3ч.

    13-16

    Органическое

    (подлинное)

    действие: простое

    физическое действие,

    обстоятельства «если бы»;

    событие, задача, простое

    психическое действие.

    1ч.

    3ч.

    17-22

    Органическое (подлинное) действие: внимание, воображение; логика и последовательность, беспредметное действие.

    2ч.

    4ч.

    23-27

    Органическое (подлинное) действие: принципы самоимпровизации, эмоциональная память.

    2ч.

    3ч.

    28-35

    Органическое (подлинное) действие: построение этюда на основе импровизации; показ этюдной программы на импровизацию.

    3ч.

    5ч.

    36-42

    Работа актёра над образом. Логика действия: я – предмет, я – стихия, я – животное.

    2ч.

    5ч.

    43-46

    Работа над созданием новогоднего спектакля

    1ч.

    3ч.

    23-27

    Органическое (подлинное) действие: принципы самоимпровизации, эмоциональная память.

    2ч.

    3ч.

    28-35

    Органическое (подлинное) действие: построение этюда на основе импровизации; показ этюдной программы на импровизацию.

    3ч.

    5ч.

    36-42

    Работа актёра над образом. Логика действия: я – предмет, я – стихия, я – животное.

    2ч.

    5ч.

    43-46

    Работа над созданием новогоднего спектакля

    1ч.

    3ч.

    47-48

    Показ новогоднего представления зрителю.

    2ч.

    49-55

    Работа актёра над образом. Логика действия: я – фантастическое животное, внешняя характерность, форма (выдержка и законченность).

    2ч.

    5ч.

    56-58

    Работа актёра над образом. Логика действия: показ и репетиции этюдной программы на логику действий.

    1ч.

    2ч.

    59-66

    Работа над созданием музыкального спектакля (классика)

    2ч.

    5ч.

    67-70

    Работа над сценическим декоративно-художественным оформлением.

    4ч.

    71-72

    Показ музыкального спектакля

    2ч.

    73-78

    Организация этюдов на оценку фактов, событий: перемена отношения к партнёру, к предмету; перемена отношения к смене темпоритма действия.

    3ч.

    3ч.

    79-83

    Сценические этюды: одиночные (на выполнение простого задания); на освоение предлагаемых обстоятельств; на сценическое общение – внимание к факту, предмету.

    2ч.

    2ч.

    84-88

    Сценические этюды: парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнёром.

    2ч.

    3ч.

    89-95

    Словесное воздействие как подтекст: подтекст и органика слова; действенный посыл.

    2ч.

    4ч.

    96-100

    Этюды на организацию действия «я» в предлагаемых обстоятельствах.

    2ч.

    3ч.

    101-103

    Работа над музыкальной сказкой.

    2ч.

    3ч.

    104-105

    Показ музыкальной сказки.

    2ч.

    Всего:

    33ч.

    69ч.

    4-й год обучения

    1-10

    Координация движений актера в сценическом действии:

    - равновесие;

    - движение каждой части тела по отдельности и в различных плоскостях;

    - движение в пространстве;

    - взаимодействие партнеров друг с другом;

    - одиночные мим-этюды

    2

    3

    8

    7

    11-20

    Движение и музыка:

    - мажор, минор;

    -темп, ритм, такт, сила звука;

    - импровизация, внутреннее созерцание образов в движении под музыку

    21-25

    Внутреннее движение:

    - импульс - закрытие - раскрытие;

    - образы движения;

    - этюдная работа по созданию образов внутреннего движения

    1

    4

    26-31

    Основы пантомимы:

    - поза актера в пантомиме как основное выразительное средство;

    - куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы;

    - жест, маска в пантомимном действии

    2

    4

    32-42

    Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия:

    - базовые элементы акробатики (стойка, кувырок, группировка, мост);

    - сценическая драка;

    - драка с использованием предметов;

    - групповая сценическая драка;

    - сценические падения на ровной поверхности;

    сценические падения от ударов;

    сценические падения от выстрелов;

    сценические падения с использованием предметов;

    - постановка этюдов по сценическому движению с элементами пройденного учебного материала

    1

    9

    42-48

    Освобождение голоса:

    - голос внутри меня;

    - голосовое общение;

    - понятие звукоряда;

    - исправление звукопроизношения;

    - тренинг на освобождение голоса

    1

    6

    49-53

    Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дик-ционные упражнения)

    2

    2

    54-60

    Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия)

    3

    4

    61-69

    Работа над музыкальным спектаклем по мотивам повести М.А.Булгакова

    9

    70

    Показ и анализ спектакля по мотивам зарубежной классики

    1

    Программа

    Развивающие программы предполагают задачи личностного развития. Обучающие - направлены на предмет обучения. Работа по развивающим программам оценивается по сравнительному личностному росту: интеллектуальному, эмоциональному, физическому. Работа в обучающих программах получает оценку по абсолютным критериям овладения предметом.

    Задачей обучающей программы будет овладение стилистикой литературной речи. Обучающийся должен уметь проанализировать стилистические особенности.

    В группе 15 человек. Главное занятие - игра. Диалоги используются с самого начала. Очень важно, чтобы дети умели слушать, созерцать, импровизировать. Виды тренингов: спортивные, дыхательные, психологические. Подросткам предлагаются этюдные и репетиционные формы работы. В кружке организуются видеопросмотры, прогулки, экскурсии, посещение спектаклей, выставок. Творческие спектакли (небольшие по объему), работы используются в концертах  и тематических мероприятиях школы.

    Преподаются дисциплины:

    • Актерское мастерство.
    • Сценическое движение.
    • Сценическая речь.
    • Костюм.
    • Театрально-декорационное искусство.
    • Драматургия и художественная критика.

    Вся работа строится вокруг целостного художественного произведения: спектакля, концерта, шоу, творческого вечера, праздника. В процессе работы режиссер и воспитанники выступают в качестве партнеров. Здесь используется принцип работы творческой мастерской.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Основными целями театра являются:

    • Создание единого, постоянно действующего, плодотворного творческого организма.
    • Создание максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из воспитанников коллектива независимо от особенностей его характера, социального положения и других особенностей методом дифференцированного подхода.
    • Психологическая реабилитация детей, подростков, молодых людей. Дать возможность не только полностью раскрыться ребятам, но и ощутить на себе в полной мере альтруистический и гуманистический подход со стороны педагога, старших товарищей и сверстников.
    • Создание разного рода постановок, зрелищ, театрализации - выразительных, ярких, запоминающихся, несущих добро, радость и катарсис всем категориям людей, начиная от маленьких детей и заканчивая взрослыми людьми.
    • Спектакли, театрализованные и другие представления должны быть доступными для всех, понятными по форме и несущими максимально добрый заряд для зрителей.

    Все перечисленные выше цели являются основными для нашего театра. Это то, к чему руководитель всегда должен стремиться не только как педагог и режиссер, но и, прежде всего, как Человек.

    Ребенок, подросток и молодой человек являются основной ценностью в педагогической деятельности и стоят в центре внимания этой авторской программы. Отсюда вытекает ряд педагогических задач:

    • Помощь воспитанникам детско-юношеского авторского музыкального театра в самопознании и саморазвитии, в максимальном раскрытии творческих возможностей, гармонизация процессов роста.
    • Активизация познавательных интересов, расширение кругозора, познания.
    • Помощь воспитанникам театра в овладении навыками общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

    В творческой и эстетической позиции авторской программы театра для детей и юношества есть принципы, отличающие данную программу от других программ детско-юношеских театральных коллективов. Для того чтобы при помощи занятий театральным искусством эффективнее восстановить затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными, возникает еще круг задач:

    Открыть ребенку и молодому человеку многообразие мира:

    • природу и космос;
    • культуру былого и будущего;
    • мировосприятие Востока и Запада;
    • сложный внутренний мир человека.

    Для ребят, которые хотят связать навсегда свою жизнь с работой в системе дополнительного образования, в области искусства или культуры, существует еще ряд целей и задач:

    • Возрождение лучших российских традиций образовательных учреждений на занятиях в театре в рамках творческой деятельности.
    • Способствовать формированию рядов творческой интеллигенции из числа воспитанников детско-юношеских коллективов.
    • Подготовка нового неординарного поколения педагогов дополнительного образования и других творческих работников для ДЮЦ, ЦДТ, ДОУ, школ, гимназий и т. д.
    • Все вышеперечисленные цели и задачи внедряются и выполняются уже 16 лет в театре мюзикла Детско-юношеского Центра.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

    ПРИ ОБУЧЕНИИ И ПОДГОТОВКЕ

    ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО

    ХУДОЖЕСТВЕННО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    УЧАСТНИКОВ ТЕАТРА МЮЗИКЛА

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ В ТЕАТРЕ

    1. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

    (дети от 5 до 10 лет)

    ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

    Воспитанники театра живут во времена некоторой политической нестабильности, духовного кризиса в обществе. Такие кризисы нередко расслаивают общество, появляется категория никому не нужных людей. И вот в такое время перед нами

    стоит задача - помочь формированию сильной личности, способной сопротивляться агрессии внешнего мира. Отсюда в ходе театральной игры следует преодолеть следующие проблемы:

    • Раскрепощение ребенка; снятие зажимов, комплексов, приобретенных ребенком в начале жизни.
    • Раскрытие способностей и талантов ребенка.
    • Обеспечение ребенка различными средствами раскрытия талантов и возможностей.

    1. Цели и задачи.

    Главная цель - выявить творческие способности ребенка, подготовить его к любой творческой деятельности. Театральная игра должна развивать:

    • наблюдательность;
    • творческую фантазию и воображение;
    • внимание и память;
    • образное мышление;
    • чувство ритма, а также формировать партнерские отношения, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
    • развивать способность сострадать, сочувствовать;
    • воспитывать самодисциплину, самоорганизовывать себя;
    • учить анализу и умению выражать свои мысли, умению донести свои идеи и ощущения до слушателя.

    Театральная игра уступит место актерскому мастерству. Здесь надо научить:

    -        сосредоточиваться на выполнении индивидуального задания;

    • ориентироваться в пространстве;
    • основам построения мизансцены;
    • обозначать место действия выгородкой;
    • принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах»;
    • отрабатывать точность простейших физических действий;
    • воспитывать мышечный контроль.

    Театральная игра формирует и художественный вкус, воспитывает уважение к литературе и чтению.

    2.        Краткое содержание.

    Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром.

    Здесь два блока: знакомство с естественным миром и рукотворным миром. Искусство общения также является содержанием нашей работы. Знакомство с рукотворным миром начать с мира предметов, изготовленных человеком. Более сложно перейти к знакомству с эстетическими способностями преображения мира.

    3.        Методика и технология.

    Работа на первой ступени строится на базе развивающих методик. Чтобы развивать способности ребенка, создается ситуация, где способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. Задания усложняются, раскрытие способностей развивается. В таких ситуациях необходим индивидуальный подход, который не ставит конкретных сроков достижения результатов.

    Игра - ведущий тип деятельности ребенка. Она близка ребенку, он чувствует в ней себя спокойно и уверенно. Игра дает выход избыточной энергии, реализацию подражания, тренирует навыки, необходимые в серьезных делах, удовлетворяет потребность в игре. На занятиях можно использовать произведения художественной литературы, как в полном виде, так и частями, могут быть взяты сюжеты или герои. Чтение произведения должно настраивать на занятие или этюд. Если произведение используется полно как основа для этюдов, сцен, то - обязательно в комплексе. Возьмем «Петрушкины забавы». Кроме репетиций и разминок используются другие произведения из этого цикла. Допустим, что педагог читает потешку, дети двигаются в заданном ею ритме. Как только потешка заканчивается, дети замирают и дальше оправдывают свою позу. Это является методом погружения. Познакомившись с этим методом, дети могут воспринимать автора как собеседника, соавтора игры. Наполняемость группы - 15 человек. Одежда - спортивная. Помещение - просторный, хорошо проветриваемый класс, актовый зал.

    Ключевые упражнения, используемые на занятиях в театре «Муза».

    Используются следующие упражнения:

    1.        Игра на выбывание.

    Одна группа действует в предлагаемых обстоятельствах, другая «за четвертой стеной» - выбывает. Кто остался в конце  - победитель.

    2.        Тренировка памяти и наблюдательности.

    «Вспомни и подробно опиши свое сегодняшнее утро, когда ты собирался в школу». Это упражнение побуждает ребенка становиться внимательным, отмечать все подробности, тренировать память.

    3.        Развитие памяти, фантазии и воображения.

    Дети образуют полукруг. Педагог называет первое слово, которое является темой будущей фантазии. Каждый последующий ученик, повторяя все предыдущие, сказанные до него слова, называет свое. Оно продолжает сюжет, развивает заданную тему. Упражнение заканчивает заранее названный участник игры. Каждый должен фантазировать так, чтобы к финалу сюжет мог подойти в законченном виде, а каждый воспитанник сумел реализовать свое творчество.

    Можно и не называть того, кто должен закончить рассказ. В данном случае от участников требуется развивать фантазию как можно дольше.

    4.        «Цветение и увядание».

    Упражнение на веру в предлагаемые обстоятельства и чувство ритма. Разделить группу на актеров и зрителей. Для актеров начало с положения в «точке». Дети сидят на корточках на полной ступне, руки, корпус и шея расслаблены. Каждому предлагается придумать, зернышком какого растения он будет. На счет 15-20 в заданном ритме «растения вырастают». Зрители должны узнать, что за растения перед ними. Затем на счет 15-20 «растения увядают» и снова уходят в «точку», то есть в «зерно». В середине и в конце упражнения педагог может задавать детям вопросы, связанные с предлагаемыми обстоятельствами жизни каждого растения.

    5.        Игра «Жребий».

    Участвуют две-четыре команды. По жребию они вытягивают то или иное время года. Используя цепочку предлагаемых обстоятельств, одна команда в этих обстоятельствах существует, другая угадывает время года.

    6.        «Аквариум».

    Упражнение на веру в предлагаемые обстоятельства и темпоритм. Упражнение проводится после наблюдений за жизнью аквариума. Дети делятся на две группы: обитатели и наблюдатели. Обитатели аквариума распределяют между собой роли, договариваются об устройстве своего дома, об условиях жизни и порядке в нем. Во время упражнения дети наблюдают за жизнью аквариума, а рыбы, улитки, водоросли могут наблюдать за детьми. В связи с различной средой обитания темпоритм существования обеих групп - различный.

    Предполагаемые результаты обучения и формы контроля

    Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий, где оцениваются детьми и педагогами театра-студии. Могут быть использованы такие формы:

    • концерты;
    • творческие показы;
    • вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

    Дети должны уметь:

    • выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
    • построить на основании задания сюжетный рассказ из 12-18 слов с завязкой, событием, развязкой;
    • придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действия;
    • показать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами;
    • найти оправдание любой позе;
    • описывать  картины,  возникающие  перед внутренним взором;
    • развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
    • развернуть в течение 5-7 минут групповой рассказ на предложенную тему;
    • рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
    • рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
    • привлекать в этюде наблюдения из собственного творчества;
    • через пластику тела передать пластическую форму живой природы;
    • действовать в темпе, заданном педагогом;
    • построить пластическую композицию из 3-7 человек, отражающую пластику природы;
    • двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
    • переключаться с одного режима на другой по сигналу педагога, не прерывая движения;
    • выполнять простейшие этюды в ритме, заданном педагогом;
    • равномерно распределять свои движения на определенный счет;
    • коллективно прохлопать заданный ритм;
    • удерживать заданный ритм, прохлопывая его по кругу в течение 2-3 минут;
    • обозначать ритм разными простыми физическими действиями;
    • дать краткое словесное описание портрета и основных черт характера каждого члена группы;
    • узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу;
    • построить этюд в паре с любым партнером;
    • объяснить условия задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
    • поддержать диалог с партнером;
    • описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
    • описать собственные эмоции;
    • интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
    • удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
    • запомнить:
    • свои места в течение 3-4 передвижений;
    • расположение группы из 5-8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
    • свою мизансцену в точности до пластики рук, взгляда, суметь ее повторить;
    • мизансцену, построенную другим учеником, и в точности ее повторить;

    - текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;

    • читать в течение 3-4 минут текст, написанный крупным шрифтом, не обращая внимания на шум, затем рассказать содержание;
    • смотреть этюд товарищей в течение 5-15 минут, не создавая помех другим зрителям;
    • выполнять монотонные, повторяющиеся задания, не отвлекаясь, в течение 5-15 минут;
    • проанализировать соответствие выполнения задачам, поставленным педагогом;
    • сделать 2-минутный устный анализ картины или 5-10-минутного музыкального отрывка;
    • выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы со стороны зрителей;
    • проводить театральные игры с ровесниками;
    • при повороте на 360°, 180° с закрытыми глазами сориентироваться в расположении окон, стен, дверей;
    • добраться с закрытыми глазами до заданного места в знакомой аудитории; двигаться цепочкой по комнате с закрытыми глазами за ведущим, глаза которого открыты 3-5 минут;
    • выполнять с закрытыми глазами простые задания с предметом;
    • выстроить с закрытыми глазами определенную заранее композицию; распределиться по площадке, не перекрывая друг друга;
    • распределиться по площадке, чтобы выделялся главный персонаж;
    • по заданию педагога с помощью предметов построить композицию на заданную тему, объяснить значение каждого предмета;
    • выполнять 2-3 простых физических действия на сцене в течение 3-4 минут; выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору воспитанника;

    • знать 7-10 произведений из русского фольклора; уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок; уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран; знать отрывки из 3-5 стихотворений зарубежных авторов; назвать 5-10 русских поэтов и рассказать 5-10 стихотворений; 10-15 русских и зарубежных авторов детских и сказочных произведений, 5-10 названий их произведений.

    II. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

    (дети и подростки от 10 до 14 лет)

    АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

    Эта программа направлена на то, чтобы воспитанник все время находился на сцене, репетируя, тренируясь, играя роли, та есть занимался актерской работой, из которой он получает значительный опыт.

    Цели и задачи.

    На первом этапе работы с воспитанниками второй ступени главная задача - раскрытие творческой индивидуальности каждого из них. Главная задача второго этапа - приобретение актерских навыков в разных жанрах.

    Краткое содержание.

    Актерское мастерство включает в себя освоение:

    • техники работы над собой и раскрытие творческой индивидуальности;
    • психотехники переживания в процессе работы актера над образом;
    • техники воплощения актеров над ролями различных жанров.

    По выработке актерского мастерства в основном используются методы К. Станиславского.

    Метод «исключения» подразумевает умение выявить и устранить внутренние зажимы на пути к созданию и воплощении образа. Метод Станиславского «физических действий» направлен на достижение психологического результата. Физические действия помогают актеру возбудить чувства, добиться органики. Метод «психологического жеста» помогает в оттачивании работы над ролью. Все методы достигаются через постановку увлекательных творческих задач.

    На первом этапе становление актера на сцене решается методом индивидуально-группового тренажа, а также постоянным присутствием зрителя (режиссер, другие воспитанники и любой другой человек). Так идет привыкание к присутствию зрителя. «Инструкторский» метод позволяет опытным театралам-студийцам обучать менее подготовленных (под наблюдением педагога). Это воспитывает ответственность к делу. Развитию воображения, чувства формы, внимания способствует принцип работы, когда актер работает с воображаемыми предметами, декорациями, партнерами. Половина каждого занятия отводится на обязательный индивидуально-групповой тренинг. В данном случае совершенствуется техника подростка и психофизический аппарат. В тренинг входят движение, пластика, танец, специальная речь. Занятие обычно заканчивается коллективной импровизацией. Тему задает педагог.

    Наполняемость группы 15-20 человек. Практические занятия по 2-5 человек. Форма одежды - спортивная. Помещение - пустой просторный класс или актовый зал.

    Ключевые упражнения.

    Упражнение 1. «Пьяный танец» (метод «тотального выражения»).

    Принять равновесную позу, резким движением с коротким выдохом закрутить бедра против часовой стрелки. Дальше двигаться туда, куда понесет, сосредоточиться на импульсах из солнечного сплетения и делать все то, что хочется: кричать, петь, смеяться, прыгать, кататься по полу. Использовать всю энергию импульсов. Затем перейти к четкому действию на достижение цели. По окончании упражнения проанализировать свои ощущения.

    Упражнение  2. «Игра в прятки с зажимом» (метод исключения).

    Ставим несложную творческую задачу. Создаем образ льва, подкрадывающегося к добыче. Здесь надо определить физические зажимы и снять их приспособлением к новому движению. Ощущение собственной нелепости снять нелепыми действиями, работая так, пока внешний вид исполнителя не перестанет его волновать. При определении воображаемой жертвы исключить отвлекающие действия и объекты. И так далее создавать самому себе все новые трудности, устраняя их. Создается тренировка психологического аппарата.

    Упражнение 3. «Путь к цели» (метод физических действий).

    Ставим сложную психологическую задачу. Готовим маме сюрприз. Какие нужны для этого действия? Подготовить подарок, убрать комнату. Нужно найти те физические действия, которые соответствуют данной ситуации, и исключить те, которые не подходят для создания радости. Многократность действий приблизит к внутреннему ощущению радости.

    Упражнение 4. «Дирижирование чувством» (упражнение на психотест).

    Равновесная поза, задержать дыхание. На вдохе мысленно дать установку: «Злобная радость!» или «Хочу власти!». Найти такое настроение, стремиться к определенной цели. На выдохе сделать движение, следуя первому импульсу. Повторяя движение, его длительность, направление, следить за изменением психического импульса. Можно подключить голос и речь. Когда найден нужный импульс, надо найти и закрепить за ним соответствующий жест. Жест по команде делать то физически, то мысленно.

    Предполагаемые результаты обучения и формы контроля.

    Творческая работа в виде этюдов и спектаклей выносится на оценку зрителей, коллег-профессионалов.

    Участники театра должны приобрести навыки:

    • уметь обнаруживать внутренние зажимы на пути к созданию образа;
    • находить способы к устранению помех и зажимов;
    • различать компоненты актерской выразительности;
    • настраивать на работу весь психофизический аппарат;
    • определять сквозное действие роли;
    • раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
    • правильно выполнять цепочки простых физических действий;

    •        находить характерные черты поведения персонажа.

    Первое полугодие - программа из этюдов на беспредметное бессловесное действие.

    Второе полугодие - программа-спектакль (этюды на взаимодействие с партнером в придуманной ситуации, то есть «Я» в собственных предлагаемых ситуациях).

    Третье полугодие - спектакль-сказка.

    Четвертое полугодие - спектакль из прозаических отрывков.

    Пятое полугодие - спектакль из отдельных сцен и актов трагедии.

    Шестое полугодие - спектакль из отдельных сцен и актов классической комедии.

    Седьмое и восьмое полугодия - регулярный показ спектаклей разного жанра.

    III. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

    (подростки от 14 до 17 лет)

     ПЛАСТИКА

    Пластика не только тренировка тела, но и его интеллекта, эмоций. Пластика во многом определяет спектакль. Занятия пластикой направлены на организацию взаимодействий тела, разума и эмоций каждого участника.

    Цели и задачи.

    Занятия  пластикой  помогут ребенку укрепить дыхание, саморегуляцию, умение расслабляться,  концентрироваться.  В данном случае используются элементы акробатики, ритмики. При этом в работу включается мышечный, интеллектуальный и эмоциональный аппарат. Прислушиваясь к ощущениям своего тела, ребенок ощущает единство с движениями людей и пространства, получает удовольствие от красоты мира. Основные задачи и цели:

    • гармонизация взаимодействия тела и эмоций субъекта;
    • развитие тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом;
    • развитие навыков саморегуляции.

    Краткое содержание.

    Оно содержит семь тем: общая физическая подготовка, координация движений, движение и музыка, внутреннее движение, пантомима, органика, теория движения.

    Все семь блоков вводятся в работу одновременно (от года к году от игры к осознанной творческой задаче). В начале обучения упор делается на ОФП (общую физическую подготовку), координацию движений, движение и музыку. Это не является для ребенка непосильной задачей. Далее вводятся «пантомима» и «внутреннее движение». «Пантомима» знакомит с европейской школой движения. «Внутреннее движение» вводит ребенка в мир восточной школы. И очень осторожно, понемногу вводится «теория движения». Это серьезное знакомство с особенностями своего тела.

    Методика и технология.

    Время занятий детей на первой ступени может продолжаться от 2 до 4 лет, в зависимости от возраста, от возможностей каждого. Методика строится на принципах общения и игры. Принуждение исключено. На первом плане стоят игры, которые позволяют развить навыки коллективного взаимодействия и саморегуляции.

    При гармоничном взаимодействии возникают задачи: умение воспринять, увидеть, услышать, почувствовать, умение высказать, выразить, нарисовать, пропеть, выразить движением. Структура занятия такова:

    1.        Психофизическая разминка:

    • Настройка эмоционального и интеллектуального аппарата;
    • Физическая разминка.

    2.        Основная часть включает: созерцание, импровизацию,
    этюд и игру, беседы, экскурсии, просмотр фильмов и т. д. На занятиях необходима творческая свобода. Для этого требуются просторный, светлый, хорошо проветриваемый класс, чистый пол; удобная форма одежды, не сковывающая движения. Группа участников насчитывает 15 человек.

    Ключевые упражнения.

    Обязательные упражнения разминки:

    Упражнение 1. «Построение позвоночника».

    Поставив ноги чуть шире ширины плеч, слегка согнуть в коленях, проверить расслабление остальных частей тела. Последовательно расслабить позвоночник, начиная с головы и до поясницы, ощущая каждый позвонок. Дойдя до последнего позвонка, повесить тело на воображаемую перекладину, находящуюся под животом. Всю верхнюю часть тела расслабить. Затем проделать обратно: начиная с последнего, каждый позвонок ставить друг на друга. Не спешить следить за ощущениями. Должное внимание на шею и плечи, они не должны напрягаться. Когда первый позвонок встал на место, голова поднимается над позвоночником легкая, как воздушный шарик на нитке.

    Упражнение 2. «Я - мир».

    Поставить ноги чуть шире ширины плеч, колени слегка согнуть, выстроить позвоночник, расслабить остальные части тела, закрыть глаза и внутренним взором пробежать по телу.

    Представить и ощутить себя частицей пространства (комнаты, города, земли, вселенной), услышать звуки вокруг себя и внутри себя; увидеть все, что находится вокруг, не открывая глаз; почувствовать тепло или холод окружающего пространства. Затем снова остановить внимание на своем теле, дыхании, внутренним взглядом пробежать по телу, по позвоночнику, добежать до головы и открыть глаза. Упражнение выполнять группой в кругу вместе с педагогом.

    Упражнение 3. «Оживание».

    Исходное положение. Постепенно осваивать пространство вокруг себя. Потрогать и ощутить холод или тепло воздуха вокруг себя глазами, носом, ушами, лбом, волосами, плечами, пальцами, ногами. Постараться ощутить пространство одновременно перед собой, за собой, сбоку, снизу. Для этого упражнение нужно выполнять концентрированно быстро. Оно помогает разогреть тело перед разминкой.

    Упражнение 4. «Гимнастическая растяжка».

    Особое внимание уделить дыханию. Упражнения этого блока чередуются с растяжкой, направлены на укрепление мышц. Весь блок делается от головы к ногам, чередуется с расслаблением. Сложные растяжки идут на восемь счетов (шпагат, колечко), с последующим счетом увеличивается степень сложности. Здесь нужна максимальная свобода движений.

    Упражнение 5. «Силовой блок».

    Выполняется от головы к ногам. Особое внимание уделяется дыханию. Этот блок чередуется с растяжкой. Блок направлен на укрепление мышц.

    Примеры упражнений основных разделов курса.

    Упражнение 1. «Движение в пространстве».

    Беспорядочное движение в пространстве с открытыми глазами вперед, назад, влево, вправо, затем с закрытыми глазами, периодически меняя темп и направление движения. При этом нужно стараться ощутить воздух вокруг себя, слушать партнеров и думать о них, пытаться избегать столкновений, предчувствуя их. Если глаза открыты, определить собственное значение в данном движении, свое отношение к происходящему (что нравится и что мешает). Если глаза закрыты, то отдать себя всеобщему перемещению и быть частичкой в пространстве, созданном участниками. Упражнение выполняется в группе, увеличивается сложность задач, меняется качество движений (вертикаль на горизонталь), появляются внешние воздействия (шумы, предметы, музыка и др.). Упражнение учит владеть пространством вокруг себя, пространством партнеров, владеть любой сценической площадкой, работать с любым количеством партнеров. Это поможет в жизни пользоваться пространством вокруг себя, исчезают многие страхи, связанные с движением.

    Упражнение 2. «Движение и музыка».

    Услышав музыку определить ее характер, сконцентрировать внимание на воображаемых образах, рождаемых музыкой, спокойно их созерцать. Надо настолько отключиться от реальности, чтобы ловить импульсы тела, которые возникают при слушании музыки и созерцании образов. Если импульс сильный, нужно начать двигаться вслед за ним, не думая о качестве и форме движения, стараясь погрузиться в свой собственный мир воображения. Упражнение помогает освободить тело от общепринятых движенческих форм.

    Упражнение 3. «Закрытие - раскрытие».

    Исходное положение. Уйти в «точку», то есть как можно сильнее прижать коленки к груди, голову прижать к коленкам, обхватить себя руками, представить себя микрочастицей во вселенной, отключиться от внешнего мира, уйти в себя. На 16 счетов начать раскрываться, как бы заново познавать мир, а потом раскрыться полностью. Руки и ноги раскинуты в стороны, глаза широко распахнуты, рот раскрыт, голова откинута. Тело напоминает звезду, открытую свету, солнцу, миру. Дальше упражнение повторяется на восемь, четыре, два, один счет. Закрытие-раскрытие. Упражнение поможет освободить энергию, спящую внутри тела. Почувствовать различие между собственным «Я» и окружающей вселенной.

    Упражнение 4. «Импровизация».

    На заданную тему попытаться создать пластический образ, двигаясь под данную музыку, используя реквизит, используя малую площадку. Прочувствовать характер музыки, воплотить в этюде ее настроение. Упражнение индивидуальное, помогает подготовиться к совместным этюдам и к длительным многообразным импровизациям.

    Предполагаемые результаты обучения и формы контроля

    Контроль осуществляется во время творческих показов внутри группы, открытых уроков для других групп, родителей. Экспертами являются участники театра и педагог группы. К концу обучения каждый участник должен:

    • знать индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;
    • выработать с помощью педагога схему личного разминочного тренинга;
    • привести себя за 30 минут в состояние максимальной трудоспособности;
    • владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
    • уметь самостоятельно провести групповую разминку;
    • выработать способность созерцать 10-20 минут;
    • уметь свободно фантазировать, переходить от образа к образу;
    • уметь выполнять индивидуальные, парные и групповые пластические импровизации под музыку и без музыки, с привлечением реквизита на любой площадке в течение 30 минут.
    • уметь сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
    • участвовать в этюде, сочиненном другим членом группы;
    • уметь организовать коллективную работу над этюдами;
    • различить на чувствительном уровне элементы европейской и восточной школы движения и уметь соединить их в своей работе.

    Материально-техническая база

    1. Магнитофон.
    2. Музыкальный центр.
    3. Декорации.
    4. Световое оформление.
    5. Реквизит.

    Методическое обеспечение

    1. Ключевые упражнения.
    2. Игры.
    3. Педагогические принципы.

    Литература

    1.Алянский, Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре/ Ю.Л.Алянский. – Л.: Дет. лит. Ленинград отд., 1986.

    2. Беспрозванный, Л. Упражнения для души/ Л.Беспрозванный. – М.: ГДНР, 1993.

    3. Гиппиус, С.В. Гимнастика чувств/ С.В.Гиппиус. – М.; Л., 1967.

    4. Ершов, П.М. Технология актёрского искусства. Изд. 2-е/ П.М.Ершов. – М., 1992.

    5. Кох, И. Основы сценического движения/ И.Кох. – Л., 1970.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа драматического кружка

    Рабочая программа школьного драматического кружка, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)....

    Программа школьного драматического кружка

    Для продвижения ребенка с нарушением слуха участие в занятиях драматического кружка является значимым. Это дает возможность дальнейшего развития школьников с особыми образовательными возможностя...

    Программа драматического кружка "Непоседы"

      Целью занятий театрального кружка является создание условий для саморазвития и развития личности ребенка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогик...

    Рабочая программа драматического кружка "Вдохновение"

    Рабочая программа драматического кружка "Вдохновение" для учащихся 5- 9 класса...

    Опыт работы с родителями в рамках реализации программы драматического кружка.

    Делюс опытом работы с родителями. Как яработую с родителями, как нахожу с ними контакт. В чём состоит моя задача. Сотрудничество с семьёй. Как проходят беседы с родителями.Основные формы работы....

    Рабочая программа драматического кружка на английском языке «Театр-экспресс» для обучающихся 4-6 классов

    Работа в кружке органически входит в учебно-воспитательный процесс и является одним из интереснейших и эффективнейших видов внеклассной работы, которая обеспечивает занятость детей....

    Программа драматического кружка

    драматический кружок...