Главные вкладки

    План конспект занятия с презентацией "Обобщающее занятие по теме "Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества"
    методическая разработка по теме

    Киризли Лариса Эдуардовна

    План конспект занятия с презентацией  "Обобщающее занятие по теме " Биология кустарников , видовой состав и декоративные качества"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Центр дополнительного образования детей «Созвездие»

    Эколого-биологический отдел

     

       

         

                                  План-конспект занятия

    « Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»»

    Педагог дополнительного

                                                           образования:                

                                                                   Киризли Лариса Эдуардовна

                                       Воронеж, 2011 г.

    Тема: «Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»»

    Тип занятия: закрепление изученного материала

    Цель: обобщение и систематизация знаний по теме.

    Задачи: систематизация знаний учащихся о декоративных свойствах и биологических особенностях кустарников, закрепление навыков по распознаванию растений, повышение эрудиции, формирование экологической культуры, воспитание эстетического восприятия; развитие умений и навыков выделение главного, формулирования выводов, умения работать в команде.

    Возраст:8-9 лет.

    Время: 2 часа по 40 мин.

    Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, живые и гербарные образцы кустарников, иллюстрации с изображением кустарников, гербарий «Листья деревьев и кустарников», коллекции плодов и семян, наборы для моделирования дачного участка, фишки для ведения счета.

    Предварительная подготовка: детей заранее извещают о форме занятия – соревновании. Учащиеся распределяются по 2 командам, придумывают название своей команде, готовят сообщения.

    Ход занятия

         Проверка посещаемости, сообщение темы занятия, постановка целей и задач.

         Вступительное слово педагога, беседа с учащимися, презентация: «Декоративные кустарники».     Мы изучили тему «Биология кустарников, их видовой состав и декоративные свойства», познакомились с биологическими особенностями и видовым составом некоторых кустарников, которые в нашей местности наиболее часто используются для озеленения территории.

         А теперь давайте вспомним, какие растения называют декоративными?

    (Ответы детей – декоративными называют растения, обладающие рядом особенностей, из-за которых их используют для украшения населенных мест).

        Растения привлекают человека различными декоративными свойствами, каждое хорошо по- своему. Например, есть растения, которые ценят за красивые цветы. Вспомните, какие кустарники к ним относятся?

    Это сирень, жасмин.

    Слайд 1.

        А какие растения ценят за красоту листьев? (Клен, уксусное дерево)

    Слайд 2.

         Есть растения, у которых мы любуемся плодами. Догадались, о каких кустарниках идет речь?

     (Боярышник, калина)

    Слайд 3.

    Сегодня на занятии мы проведем соревнование двух команд.

    Команда №1, ваше название? (например, «Боярышник»).

    Команда №2, ваше название? (например, «Калина»).

    Итак, мы проводим соревнование между командами  «Боярышник» и «Калина».

    1. Домашнее задание.

    Вашим домашним заданием было подготовить сообщение о кустарнике, в честь которого вы назвали команду, о его биологических особенностях и легендах, с ним связанных.

    Выполнение задания. Максимальная оценка 3 балла (за каждый балл выдаются фишки, счет заносится в турнирную таблицу на доске).

    Пример представления команды «Боярышник»

    Учащиеся выходят к доске и зачитывают сообщения: Название кустарника произошло от греческого слова, обозначающего «сильный, крепкий». Это название боярышник получил за свое долголетие, так как куст может прожить 400 лет!

    Боярышник – куст высотой до 5 м. Листья простые. Ветки покрыты твердыми колючками. Цветки мелкие, собраны в соцветия, белые. Плоды кисло-сладкие, кроваво-красного цвета.

     Боярышник – красивый кустарник, о нем сложены пословицы и поговорки: «Хорош боярышник, да не с боярского крыльца», «Стоит дерево кудряво, а когти волчьи».

    В старину люди считали, что колючки способны защитить человека от злых духов, поэтому к воротам домов часто подвешивали ветви боярышника в качестве оберега.

    Легенда о боярышнике.

    В одной усадьбе давным-давно жила старенькая барыня-боярыня. Всю свою жизнь она делала людям добро. Ей очень хотелось жить долго, чтобы можно было сделать больше полезного в мире. Не хотели и люди, чтобы умерла их любимая барыня. И волшебник превратил ее в красивый долговечный куст боярышник, который до сих пор приносит пользу всем людям и листьями, и цветами, и плодами.

         Пример представления команды «Калина».

    Название «калина»  произошло от латинского слова, обозначающего «плести» - молодые ветви калины использовались для плетения, обычно – для плетения корзин. Русское слово «калина» имеет древнеславянское происхождение и обозначает, по одной версии, кустарник, растущий на болоте, по другой версии – указывает на ярко- красный,  словно раскаленный, цвет ягод калины. У большинства славянских народов калина – символ девичьей красоты, любви и счастья. Есть такое предание: в давние времена плыли через море брат и сестра. Брат доплыл до берега. У сестры не хватило сил. Погибая, она просит брата: «Не пей, братец, из  этого моря воды, не лови рыбу, не коси по берегам траву, не рви яблок, не ломай калину. Вода и море – кровь моя, рыба – тело мое, трава – косы, яблоки – лицо, а калина – краса моя».

    Испокон веков считалась калина свадебным растением, и была участницей свадебного обряда. Ее букетами украшали девичьи венки, столы, блюда с угощениями и каравай. Букеты с цветами и плодами ставили перед молодоженами.

     Семена калины по форме напоминают сердце, поэтому в народе рубиновые ягоды  калины считаются символом мужества людей, отдавших свою жизнь в борьбе за Отчизну.

     Славяне считали калину колдовским растением – дым от нее якобы защищал от злых духов и нечистой силы.

    (оценка конкурса, подведение итогов)

    1. Жизненные формы растений

    Так как среди декоративных растений есть и деревья, и кустарники, и травянистые растения, важно уметь различать жизненные формы растений.

    Посмотрим, у какой команды это получится лучше.

    Проводим игру «Составь пары». Вы видите на доске  карточки.

    Задание: соединить линиями вид растения и соответствующую ему жизненную форму.

    Задание команде «Боярышник»:

    Сирень                   Дерево

    Береза                     Кустарник

    Бархатцы               Травянистое растение

    Шиповник

    Задание команде «Калина»:

    Клен                          Дерево

    Жасмин                     Кустарник

    Гвоздика                   Травянистое растение

    Боярышник

    (выполнение задания, подведение итогов, работа над ошибками, в случае их появления).

    1. «Отгадай задуманное растение»

    А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете кустарники.

    Поиграем в известную вам игру «Отгадай задуманное растение».

    На магнитной доске расположены открытки с изображением изученных ранее декоративных кустарников (сирень, боярышник, шиповник). Один учащийся выходит к доске, а другие вместе загадывают название кустарника (тихо). Учащийся у доски, отвечает на вопросы «да» или «нет», отгадывает название растения.

         Проведение конкурса.

         Команда «Боярышник».

     «У этого растения листья сложные?» - ответ -  «Нет».

     «Это растение влаголюбиво?» - ответ -  «Нет».

    «Цветки душистые, собраны в соцветия «метелки»? – ответ -  «Да».

    «Листья держатся на ветках до глубокой осени и опадают зелеными?» - «Да» это сирень  

          Задание команде «Калина».

           «Это растение любит влагу?» - ответ - «Нет»

           «Цветки белые собраны в соцветия?» - ответ -  «Да»  

           «Плоды кроваво-красные?» - ответ - «Да»

           «Ветки покрыты прямыми и толстыми колючками?» - ответ-  «Да»   «Это боярышник».

    Подведение итогов: Молодцы участники, вы отгадали растения, о которых шла речь, зная их биологические особенности. Лучше всего справилась с заданием команда …, они получают …балл (выдается фишка).

    1. Наш следующий конкурс – «Отгадай растение по описанию».

    Задание для команды «Боярышник»:

    Слайд 4, 5.

    Задание для команды «Калина».

    Слайд 6, 7.

    (Подведение итогов конкурса).

    1. «Чей это лист?»

    Как вы знаете, у всех кустарников есть общее – они имеют много стволиков, отходящих от общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. А отличаются кустарники, в первую очередь, внешним видом и строением листьев, их расположением на стебле. И, конечно,  они отличаются цветом коры, строением цветков и плодов.

    Сейчас вам предстоит продемонстрировать, хорошо ли умеете различать кустарники по листьям. (Учащимся предлагаются комплекты заданий в виде пронумерованных гербарных образцов листьев кустарников). Необходимо на карточке, прилагающейся к заданию, поставить номер соответствующего листа напротив названия растения. На выполнение задания – 3 минуты. Готовы? Приступаем!

    (Выполнение задания, проверка, присуждение баллов, выводы по выполнению задания).

    Задание (одинаковое для команд):

          Калина

          Сирень

          Жасмин

          Барбарис

          Боярышник

          Шиповник

          Клен

    1. «Чья это ветка?»

    А сейчас к листьям нужно подобрать соответствующие побеги (на доску прикрепляются карточки с листьями различных кустарников (по 3 экземпляра для команды), рядом на столе размещаются карточки с побегами кустарников по пять экземпляров). Членам команд, по одному, нужно выбрать на столе соответствующую карточку с побегом и разместить ее под карточкой с листом данного вида. После этого первый участник возвращается на место, и выходит второй и так далее. В команде «Боярышник» выполняют задание…, В команде «Калина» - …(назначаются трое учащихся в каждой команде, менее активно участвующих в предыдущих конкурсах). Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

    На столах размещены ветки различных кустарников (без листьев) -2 идентичных комплекта. Учащиеся обеих команд подходят к столам по одному и прикрепляют к каждой веткам-заданиям карточки с соответствующими названиями.

    Команда «Боярышник»

    1. Калина
    2. Барбарис
    3. Жасмин

    Команда «Калина»

    4.Боярышник

    5. Сирень

    6.Шиповник

    (Выполнение задания. Обсуждение результатов, присуждение баллов).

    7.  Загадки и шарады о декоративных растениях

    Скажите, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Сейчас вам предстоит отгадывать загадки и шарады о растениях. За каждый правильный ответ – 1 балл.

       

       1. Меня  называют царицей цветов

    За запах и цвет моих лепестков.

    Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

    Но кто не простит мне колючих шипов?

        2.Осень в сад к нам пришла,

    Красный факел зажгла

    Здесь скворцы, дрозды снуют

    И, галдя, ее клюют.

         3.Пусть не так красой богат,

    Все равно я розе брат.

         4.В сенокос горька,

         А в мороз сладка.

         Что за ягодка?

         5.Вроде сосен, вроде елок,

    А зимою без иголок.

         6.Две сестры летом зелены.

    Затем одна краснеет,  

    Другая – чернеет.

         7.Никто не пугает, а вся дрожит.

         8.Сидит рядом с нами,

    Смотрит черными глазами.

    Черна, сладка, мала,

    И ребятам мила.

         9.Это что за подвох?

    Вдруг на дереве горох!

         10.Брюшко сыто,

    Камешками набито.

    Ответы на загадки:

    1-роза, 2-рябина, 3-шиповник, 4-калина, 5-лиственница, 6-смородина, 7-осина. 8-черника, 9-акация, 10-шиповник

    Шарады

    1.Мои кусты легко узнать,

    Цвету я гроздями весною.

    Но замените мягкий знак

    На букву А – и я завою      (сирень – сирена)

    2.Под моей листвою пышной

    Можно скрыться в летний зной…

    Если «К» сочтете лишним,

    Смысл получится другой.

    Стану белым и пушистым,

    Волокнистым, шелковистым.

    Полотенце, простыня

    Могут выйти из меня.

                               (  Клен – лен)

    3.Я дерево с цветом душистым,

    Даю я прохладную тень,

    Под кроной моей отдыхают

    В безветренный знойный день.

    Но если согласные буквы

    В себе переставлю я,

    Получится новое слово,

    Несущее боль для меня.

                                (липа – пила)

    4.Шараду запишите так:

    Две ноты, буква, мягкий знак.

    Все – куст. Его вы без труда найдете в парках и садах.

                                                                                   (сирень)

    5.Какой кустарник в народе называют «ястребиные когти»?

                                                                               (боярышник)

    6.Какой кустарник испокон веков считался свадебным деревом?

                                                                                   (калина)

    7.Какой кустарник зовут «кустом - кровогоном» и почему?

                                                                    (казацкий можжевельник)

    8.Где – то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке.

                                                                                    (шиповник)

    Ответы к викторине «загадки и шарады о декоративных растениях».

    .

       8.Головоломка «Декоративные кустарники»

      Сейчас каждая команда получит лист с заданием – головоломкой. (Выдача задания). Вам    необходимо вписать ответы на вопросы так, чтобы буква «И» была общей.  Побеждает в этом  задании команда, которая первой заполнит головоломку правильно. Как только выполните  задание – поднимите руки. Готовы? Приступаем!

     

           (Пр

            Ответы:

    1. Можжевельник
    2. Сирень
    3. Барбарис
    4. Жасмин
    5. Шиповник
    6. Боярышник
    7. Калина

    (выполнение задания, анализ работы детей, присуждение баллов)

    9.Составление модели озеленения дачного участка.

           (Каждой команде выдаются листы с планом дачного участка, на который нанесено расположение дома, декоративного бассейна, но нет деревьев и кустарников. К листу прилагаются вырезанные из картона изображения различных кустарников и клей. Наборы идентичны).

           Педагог: Перед вами план дачного участка. На нем нет ни деревьев, ни кустарников, Вам предстоит выступить в роли ландшафтного дизайнера и проявить командное творчество – озеленить дачный участок. Помните, что при размещении растений необходимо учитывать их биологические особенности, в том числе требования к освещению, водному режиму. Ваша задача распределить группы и одиночные посадки так, чтобы создать впечатление природного, естественного насаждения. На это задание вам отводится 10 минут. Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов.

           (Выполнение задания, проверка, обсуждение, присуждение баллов).

    Вот и подходит к концу наше соревнование. Давайте подсчитаем жетоны и определим, какая из команд получила больше баллов и стала победителем.

    (Дети подсчитывают жетоны, определяется победитель.)

    Итак, самыми внимательными, дружными и эрудированными оказались члены команды ….Поздравляю!

           Но не многим вам уступили члены команды…., которая сегодня тоже  хорошо себя проявила. Она получает второе место.

           Значение кустарников в природе и жизни человека.

           А теперь давайте поговорим о роли кустарников в природе и жизни человека.  (Беседа с детьми)

           - Как и все зеленые растения вносят свой вклад в обогащение воздуха кислородом

          - очищают воздух от пыли и вредных веществ (особенно акация, снежноягодник)

          - многие кустарники выделяют вещества, убивающие микробов, то есть обладают бактерицидными свойствами (например, можжевельник за сутки выделяет почти 30 кг таких летучих веществ!)

          - входят в цепи питании, являясь пищей для животных и человека, многие из кустарников являются медоносными растениями

          - кусты являются убежищем для животных

          - некоторые кустарники обладают лечебными свойствами (шиповник, калина, можжевельник)

          - и, конечно, многие кустарники имеют декоративное значение.

          Заключение, вывод. Молодцы, ребята. Сегодня вы хорошо потрудились. Наблюдая, как вы выполняете задания, я поняла, что тему «Декоративные кустарники» вы хорошо усвоили.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к обобщающему занятию «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества» Педагог дополнительного образования Киризли Лариса Эдуардовна

    Слайд 2

    Красивые Цветы ЖАСМИН СИРЕНЬ

    Слайд 3

    Красивые листья Клен Уксусное дерево

    Слайд 4

    Красивые плоды Боярышник Калина

    Слайд 5

    Отгадай растение по описанию?? Задание для команды «Боярышник» Веточки этого кустарника имеют мелкие колючки – видоизмененные листья. Цветы желтые, собраны в соцветие «кисть», листья мелкие. Плоды созревают в сентябре-октябре, и до середины ноября сохраняются на кустах. Плоды - многочисленные ярко-красные ягоды, съедобные, имеют кислый вкус.

    Слайд 6

    Барбарис

    Слайд 7

    Отгадай растение по описанию??? Задание для команды «Калина». Кустарник высотой 1,5-2 м. имеет множество побегов с острыми шипами. Цветет в июне-июле. Цветки одиночные, медоносы, имеют нежный аромат. Плоды красные, используются для приготовления витаминных препаратов. Листья сложные.

    Слайд 8

    Шиповник


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

    Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...

    План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку

    План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку....

    План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку №2

    План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку...

    План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку №3

    План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку. Задачи занятия:1.     Повешение уровня быстроты, скоростно-силовых качеств, силы и общей выносливости.2....

    План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

    План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

    План-конспект открытого логопедического фронтального занятия на тему: «Состав слова» на 2 этапе коррекционной работы.

    Это обобщающее итоговое занятие. Конспект подойдет для проведения занятий в логопедической группе в школе 2-3 класс....

    План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с включением приёмов тестопластики с ребёнком 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья

       Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностя...