Учебно-Методическое пособие«Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры»
методическая разработка по теме

Киризли Лариса Эдуардовна

Учебно-Методическое пособие "Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_2.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                               дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей

                                       Созвездие»

Учебно-методическое пособие

«Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры»

                                                                Педагог дополнительного образования

                                                                 Киризли Л.Э.

                               Воронеж 2012 г

                                            Содержание

Предисловие  

Игры

1. Игра «Цветочное лото»

2. Игра «Чей это лист?», «Чья это ветка?», «Чьи это семена?»

3. Игра «Давай познакомимся»

4. Игра «Составь пары»

5. Игра «Третий лишний»

6. Игра «Найди ошибку»

7. Ролевая игра «Конкурс на замещение вакантной должности экскурсовода

    Цветочного отдела ботанического сада»

8. Головоломка «Цветы»

9. Головоломка «Цветочно-декоративные растения»

10 Головоломка «Миксбордер»

11. Игра «Составь пары»

12. Игра «Угадай-ка»

13. Игра «Расшифровка»

14. Игра «Отгадай задуманное растение»

15. Игра «Отгадай растение по описанию»

Заключение

Еще в 60-е годы популярностью в образовании стали пользоваться методы дидактических игр. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник  команды в целом объединен решением главной задачи и ориентирует свое поведение на выигрыш.

   Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

  • Моделируемый объект учебной деятельности;
  • Совместная деятельность участников игры;
  • Правила игры;
  • Принятие решения в изменяющихся условиях;
  • Эффективность применяемого решения;

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Полученная таким образом  информация, порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем, практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обладающий широким арсеналом традиционных методов, а не как их заменитель.

Игры, проводимые на занятиях объединения «цветоводство открытого грунта», особенно способствуют развитию коммуникативных способностей учащихся. Для детей игра не только забава или развлечение, это своего рода умственный труд, школа мышления, в которой приобретаются конкретные знания о предметах, о причинной связи явлений. Биологические игры имеют разную целевую направленность, но сущность их одна – поставить воспитанника в ситуацию выбора и личного принятия решения, что развивает жизненную позицию ребенка.

  Включая игру в свои занятия, педагог освобождает ученика от напряжения, стимулирует и развивает личность ребенка. Обучение происходит в атмосфере непосредственности, без принуждения, спокойно и естественно, без тревоги и страха. Введенные во время игры учебные знания заинтересовывают детей, и соответственно усваиваются легко, прочно и надежно.

Необходимо заметить, что игра не является самоцелью, а должна плавно вытекать из учебного процесса. Игра является лишь средством достижения определенного педагогического результата, поэтому реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчинена правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве содержания игры;
  • успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом;

  Педагогическая игра должна иметь в своем основании четко поставленную цель обучения, связанную с соответствующим ей педагогическим результатом.

 Для того чтобы включение игры в учебный процесс приносило успех в педагогической деятельности, каждый педагог должен учитывать следующие рекомендации:

  1. Каждая игра должна иметь четкие правила, нарушать которые нельзя.
  2. Игра должна иметь свою систему оценок (жетонная или бальная система).
  3. По окончании игры желательно награждать победителей (сувениры, самодельные медали, и т.д.)
  4. Игра должна проводиться с учетом возрастных и физиологических особенностей играющих.
  5. В игре не должно быть элементов связанных с риском для здоровья детей.

Педагог может использовать игровые элементы в ситуации

- в качестве урока имеющего части (введение, объяснение, закрепление, повторение материала, контроль, упражнение);

- как элемент более обширной технологии (части какой-то другой технологии);

- для освоения понятия темы, всего раздела программы;

По характеру педагогического процесса игры делятся на:

а) обучающие, тренировочные, обобщающие, контролирующие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие, профориентационные, психотехнические;

По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и т.д.

Игровая среда дифференцирует игры на: настольные, комнатные, на местности, с ТСО, с различными атрибутами, соответствующими профессии и т.п.

 Часто педагоги, работая с детьми, знают только содержание игры и во многом полагаются на интуицию  в ее проведении. Поэтому им не всегда удается организовать игру, а детям решить поставленную в ней задачу. И тогда вместо игры получается хаос, а положительные эмоции сменяются разочарованием. Чтобы этого не случилось, педагог обязан точно знать,  на каком этапе урока используется игра. При планировании игры необходимо разобрать методику ее организации и проведения. Педагог должен заранее подготовить вопросы, конкурсы, викторины.

 Если используется реквизит, то он должен быть гигиеничен, безопасен, удобен. Во время игры педагог ведет объяснения громко, ясно, четко, выразительно для всей аудитории, после удачного ответа педагог обязан похвалить участника за успех или поддержать, если он не выполнил задание. Нельзя делать замечания и ни в коем случае унижать достоинства детей.

  Представляю различные по характеру игры биологической направленности, рассчитанные на возраст учащихся от 7 до 10 лет, которые используются на занятиях объединения «цветоводство открытого грунта».

ЛОТО («ЦВЕТОЧНОЕ ЛОТО»)

Задачи:  

познакомить учащихся с наиболее распространенными цветочно-декоративными растениями; научить распознавать их, развивать внимание, память, умение сравнивать, воспитывать чувства прекрасного.

Лото используется при изучении нового материала (этап закрепления), а также при актуализации знаний учащегося, при обобщении и систематизации знаний.

   На картах приклеено несколько рисунков, иллюстраций или фотографий по теме, например, цвет декоративного растения, (4 – 6 шт). Каждый рисунок имеет свой номер.

На маленьких карточках написано название цветочно-декоративного растения, которое присутствует на большой карте и номер. Каждый рисунок имеет свой номер.

    Каждый ученик получает большую карту. Ведущий читает содержание маленькой карточки. Ученик, имеющие на своей карте название растения поднимает руку и называет номер рисунка. Если он назвал номер правильно, то он получает маленькую карточку и прикрывает ею рисунок.

Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет правильно все рисунки.

Пример:

       

                                                                                                   

                                                                                                                           

                                                   

                                           ИГРА

                             « ЧЕЙ ЭТО ЛИСТ?»

               

Учащимся предлагаются комплекты заданий в виде пронумерованных гербарных образцов листьев кустарников.

Необходимо на карточке, прилагающейся к заданию, поставить номер соответствующего листа напротив названия растения.

Пример.

Гербарные образцы

КАРТОЧКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИГРЫ

«ЧЬЯ ЭТО ВЕТКА»

К листьям нужно подобрать соответствующие побеги.

К магнитной доске прикреплены карточки с листьями различных кустарников. Рядом на столе размещаются карточки с побегами кустарников (без листьев).

Задание:

Выбрать карточку с побегом и поместить ее под карточкой с листом данного вида. После этого первый участник возвращается на место и выходит второй, и так далее.

Аналогичная игра

«ЧЬИ ЭТО СЕМЕНА»

Учащиеся получают карточки, на которые наклеены семена цветочно-декоративных растений, они пронумерованы.

На карточке, прилагающейся к заданию нужно поставить номера.

Игра

«ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Задачи:

Развивать умение принимать полученные знания, расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету.

На магнитной доске вывешена физическая карта мира, на столе лежат карточки с описанием растений, размещенные текстом вниз на столе около карты.

 Игроки по очереди подходят к доске, берут карточки, зачитывают описания растений или загадки о них, отгадывают названия растений. Затем среди иллюстраций с изображением цветочно-декоративных растений находят данное растение и эту карточку прикрепляют на карту – место, соответствующее родине растения.

Пример карточки:

Это цветочно-декоративное растение однолетнее. Относится к семейству сложноцветных. Название его в переводе с греческого обозначает «звезда».

Цветки имеют разную окраску, цветут обильно с начала августа и до морозов.

Ответ: Астра.

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

ГЛАДИОЛУС – АФРИКА

ТЮЛЬПАН – ПЕРСИЯ, ТУРЦИЯ

ПИОН – КИТАЙ

АСТРА – КИТАЙ

ПЕТУНИЯ – ЦЕНТРАЛЬНАЯ И/ИЛИ ЮЖНАЯ АМЕРИКА

ИРИС – ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ, СИБИРЬ И               ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

                                                        ИГРА

«СОСТАВЬ ПАРЫ»

Задачи:

Совершенствовать знания учащихся, развивать умения устанавливать причинно – следственные связи.

На магнитной доске прикреплены карточки. Нужно соединить линиями вид растения и соответствующую ему жизненную форму, или из карточек составить пары.

Например:

ПРИМЕР №2

При проверке знаний о подземных органах цветочно-декоративных растений применяется игра.

На магнитной доске прикреплены таблички с изображением подземных видоизмененных органов цветочно-декоративных растений. Напротив прикреплены открытки с изображением различных цветочно-декоративных растений. Учащийся выходит к доске и составляет пары.

Пример

ИГРА

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

ЗАДАЧИ:

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Применяется эта игра при актуализации знаний, а также при закреплении изученного материала.

На столе разложены карточки, в которых сделаны 3 рисунка, или 3 фотографии.

Учащийся по очереди подходят к столу, берут карточки, читают задание, озвучивают эти рисунки, определяют, что здесь будет «третьим лишним», делают выводы и поясняют свой выбор.

Например (по теме жизненные формы растений)

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

По продолжительности жизни растений.

На карточках написаны названия растений. Нужно исключить одно растение по принципу продолжительности жизни.

Карточка 1

Учащиеся по очереди выходят к доске, читают задание и отвечают, какое растение в данном случае лишнее.

Карточка 2

                                                 ИГРА

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Задачи:

Совершенствовать знания учащихся, развивать умения сравнивать, делать выводы.

На карточках изображены рисунки, в которых есть ошибки (по внешнему строению растений). Нужно найти эти ошибки и исправить их, т.е. выполнить рисунки правильно.

   Применяется при актуализации знаний учащихся, а также при закреплении изученного материала.

Учащиеся по очереди подходят к доске, берут карточки и находят ошибки.

Например

        

Ученик на доске выполняет правильно рисунки.

РОЛЕВАЯ ИГРА.

«КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ ЭКСКУРСОВОДА  ЦВЕТОЧНОГО ОТДЕЛА БОТАНИЧЕСКОГО САДА».

Задачи:

Развивать умения применять полученные знания, расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету.

Используется с целью актуализации или закрепления полученных знаний.

Ученики выбирают необходимые иллюстрации из числа предложенных педагогом и по очереди проводят мини – экскурсию на тему «цветочно- декоративные растения».

Педагог оценивает эти рассказы. Затем выбирает победителя, которому вручается знак «экскурсовода цветочного отдела ботанического сада».

КРОССВОРДЫ И ГОЛОВОЛОМКИ

ЗАДАЧИ:

Развивать умения применять полученные знания, расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету.

Применяются с целью закрепления полученных знаний или их актуализации (в зависимости от того, на каком этапе они используются).

ГОЛОВОЛОМКА

«ЦВЕТЫ»

1

 

 

ц

 

 

 

2   В

 

 

 

 

 

 

3

Е

 

 

 

 

 

4

 

Т

 

 

5

 

 

 

Ы

 

1 – многолетнее луковичное цветочно-декоративное растение.

2 – про него говорят: в хлебе родится, а в еду не годится.

3 – цветочно-декоративное растение семейства пасленовых, с красивыми цветами, родина - Америка.

4 – название этого однолетнего растения в переводе с греческого означает «звезда»

5 – многолетнее растение, цветущее в мае с белыми колокольчатыми цветами.

Ответы:        1 – Нарцисс

                           2 – Василек

                           3 – Петуния

                           4 – Астра

                           5 - Ландыш

ГОЛОВОЛОМКА

«ЦВЕТОЧНО – ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ»

  1. ее называют «царица цветов»
  2. луковичное растение, согласно легенде в него превратился юноша, увидевший свое отражение и влюбившейся в себя. * в переводе с греческого – «поэтический»
  3. в переводе с греческого название этого растения означает – «звезда»
  4. луковичное растение с крупными ярко окрашенными не душистыми цветками.
  5. название этого растения – кондитерское изделие
  6. видоизмененный подземный побег
  7. название этого лекарственного растения в переводе с греческого означает «лилия долин цветущая в мае»
  8. двулетнее цветочно-декоративное растение.

д

ц

в

е

т

о

ч

н

о

к

о

л

о

к

о

л

ь

ч

и

к

1.

р

о

з

а

2.

н

а

р

ц

и

с

с

3.

а

с

т

р

а

4.

т

ю

л

ь

п

а

н

5.

и

р

и

с

6.

л

у

к

о

в

и

ц

а

7.

л

а

н

д

ы

ш

а

н

ю

т

и

н

ы

г

л

а

з

к

и

8.

р

а

с

т

е

н

и

я


     Головоломка «Миксбордер»

   По горизонтали написано слово «миксбордер»

По вертикали:

1. Семенами этого растения посыпают хлебобулочные изделия. В его названии даже есть слово «кондитерский».

2. У этого растения декоративные рассеченные листья.

3. По народному поверью, эти цветы звенят раз в году – на праздник Ивана Купалы

4. Название этого растения образовалось от греческого слова «aster», то есть «звезда». Оно дано за форму звездообразных соцветий.

5. Родина этого растения – Центральная и Южная Америка. Свое название оно получило в честь греческого бога Тагеса.

6. Национальный цветок Китая, символ богатства и долголетия

7.Национальный цветок Японии.

8. Раннецветущее луковичное растение, распускается под снегом. Во время его цветения случаются сильные морозы, но цветы прячутся в снег и не погибают.

9. Название этого растения переводится с латинского языка как «мышиные ушки». Его маленькие опушенные листочки действительно похожи на мышиные ушки.

10. Ее называют Царицей цветов

6. п

8. п

2.  ц

4.  а

и

7. х

о

9.  н

1.  м

и

3.  к

с

5. б

о

р

д

 е

10р  

      а

н

о

т

а

н

и

с

з

о

      к

е

л

р

р

з

н

а

з

р

о

а

х

а

е

б

а

а

к

а

н

ж

у

р

о

т

т

н

д

и

л

ц

е

и

к

я

ь

ы

м

к

а

ч

а

и

к

                                           ИГРА

«СОСТАВЬ ПАРЫ»

На доске написаны названия соцветий, напротив названия цветов.

Нужно соединить линией название растения и соответствующее ему соцветие.

Соцветия                                   Растения

ИГРА

«УГАДАЙ-КА»

По перечисленным ниже признакам определите название цветочно-декоративного растения

Например:

  1. цветки оранжевые или ярко-желтые
  2. соцветие корзинка
  3. обладают ароматом
  4. лекарственные
  5. плоды изогнутые, напоминают когти птиц
  6. родина – средиземноморье
  7. цветут с начала июня по октябрь
  8. цветки раскрываются в 9 часов утра, а закрываются в 15-16 часов

Ответ учащихся: Календула (ноготки).

ИГРА

«РАСШИФРОВКА»

На магнитной доске вывешиваются сочетания букв.

 Необходимо поменять местами буквы так, чтобы получилось название цветов.

  1. НАЛЬТЮП      *ТЮЛЬПАН
  2. ШАНЛЫД        *ЛАНДЫШ
  3. КАТАБ              * ТАБАК
  4. САТРА              * АСТРА
  5. ТОГОНИК        * НОГОТКИ
  6. ОНИП                * ПИОН
  7. ЗОРА                  * РОЗА
  8. РИСИ                 *ИРИС

ИГРА

«ОТГАДАЙ ЗАДУМАННОЕ РАСТЕНИЕ»

Задачи:

Совершенствовать знания учащихся, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Ход игры

На магнитной доске изображены открытки или другие иллюстрации с изображением изученных ранее декоративных кустарников (сирень, боярышник, шиповник, калина, жасмин).

Один из учащихся выходит к доске, а другие вместе загадывают название кустарника (тихо, чтобы у доски учащийся не слышал).

  Учащиеся из группы по одному загадывают вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

Тема: «Декоративные кустарники».

Например:

 1.« У этого растения листья сложные»?

Ответ: «Нет».

2. «Это растение влаголюбиво»?

Ответ : «нет»

3. «Цветки душистые, собраны в соцветие «метелки»?

Ответ: «да»

4. «Листья держаться на ветках до глубокой осени и опадают зелеными»?

Ответ: «да»

Ответ – Это сирень

ИГРА

«ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ»

Задачи:

Совершенствовать знания учащихся, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

На магнитной доске прикреплены гербарные экземпляры, или иллюстрации кустарника (закрытые).

Педагог дает словесное описание кустарника.

Задача учащихся определить видовую принадлежность этих растений.

ПРИМЕР

Кустарник высотой 1.5 – 2 метра. Имеет множество побегов с острыми шипами. Цветет в июне – июле. Цветки одиночные, медоносные. Имеют нежный аромат. Плоды красные, используются для приготовления витаминных препаратов. Листья сложные.

Ответ: шиповник.

Педагог открывает на магнитной доске гербарный экземпляр этого кустарника (или иллюстрации с изображением этого кустарника).

Литература

При составлении пособия была использована литература:

Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Ботаника» за 68 часов. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000 г.

                                         Заключение

          В данном пособии показано использование дидактических игр на

занятиях объединения «Цветоводство открытого грунта» Центра  дополнительного образования детей «Созвездие».

         Задания, представленные в данном пособии, можно выполнять на разных  этапах занятия, как с целью закрепления полученных знаний, так и их актуализации.

         Использование данных заданий способствует формированию знаний  учащихся  о цветочно-декоративных растениях.

         

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Введение Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках технологии через дидактические игры.

В материале представлены теоретические основы игрового обучения, структура дидактических игр, а также разнообразные формы игр, которые можно использовать на уроках технологии. Данный материал предназн...

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

"Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая , сделать его занимательным"Б.Паскаль...

Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"

Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...

Развитие математических представлений через дидактическую игру.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует насто...

Автоматизация звука Т через дидактические игры.

Игра "Эхо"Игра "Запомни и повтори цепочку слов"Игра "Один не один"Игра "Чего нет"...