Использование информационно-компьютерных технологий в практике работы педагога-вокалиста дополнительного образования.
статья по теме

КУЗНЕЦОВА ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Описание технологии  обучения с помощью аудиовизуальных технических средств на занятиях по вокалу.С разбором этапов ее подготовки,проведения и реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-компьютерных технологий в практике работы педагога-вокалиста дополнительного образования.

Кузнецова Виктория Вячеславовна (kwwspb@mail.ru), руководитель вокального ансамбля «Веселая компания», педагог дополнительного образования

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом Детского Творчества «Союз» (ГОУДОД ДДТ «Союз»)  Выборгского района г. Санкт – Петербурга , на базе школы № 534

 

     В настоящее время  в  развитии процесса информатизации образования появляются тенденции активного внедрения новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий. В связи с этим становится актуальным новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения. Технология, по определению Толкового словаря русского языка,– это совокупность  приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве. Рассмотрим один из примеров такого вида деятельности в области дополнительного образования детей на занятиях вокального ансамбля. Данная работа раскрывает технологию обучения, которая была внедрена и апробирована в условиях средней образовательной школы, где обучение детей происходит без специального  отбора. Эта технология представляет собой компиляцию разнообразных технических  и информационных средств, направленных на  достижение значительного образовательного результата. Целью реализации технологии является развитие вокальных способностей детей  посредством использования современных информационно-технических средств.

    Данная технология основана на практическом опыте, имеющем положительные результаты, и рекомендована не только педагогам-вокалистам, но и самому широкому кругу педагогов, в частности педагогам-организаторам, воспитателям.

    Современный этап информатизации образования характеризуется использованием персональных компьютеров последнего поколения, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных средств. Технический набор средств для внедрения данной технологии включает в себя:

  • персональный компьютер с возможностью  поддерживания программ для обработки звука и изображения;
  • синтезатор с достаточным набором вариантов стилей и инструментов, цифровой диктофон   с характеристиками достаточными для качественной записи, микрофоны;
  • внешние носители (AudioCD, флешпамять), музыкальный центр с функцией караоке, цифровая видеокамера.

    По типу организации и управления  познавательной деятельностью данную технологию можно отнести к обучению с помощью аудиовизуальных технических средств. В результате ее применения процесс освоения материала проходит более успешно  и результативно. На занятии практикуются аудиозапись  и прослушивание с обсуждением, что дает возможность систематического контроля.

    Технология предусматривает   как индивидуальные, так и  коллективные формы работы, внедряется в течении нескольких занятий , в соответствии с тематическим планом образовательной программы.

    Данную технологию можно разделить на 3 этапа работы: подготовительный этап, этап  проведения занятий  и этап оформления результатов.

   Подготовительный этап – работа с музыкальным материалом - включает в себя  подбор музыкального материала посредством различных источников (печатная продукция, телевидение, радио, Internet). Поиск нотного материала, кроме традиционных источников, осуществляется на специализированных форумах на сайтах в сети Internet. Отобранный нотный материал переводится  в midi файл на компьютере и  полученный файл вводится в синтезатор для  создания фонограммы минус. При этом используются встроенные  стили, инструменты, темпы, звуковые эффекты из библиотеки сэмплов синтезатора. Созданный музыкальный материал переносится в компьютер и  обрабатывается  с помощью звукового редактора. Получившаяся фонограмма  записывается на внешние носители (AudioCD, флешпамять)  в нужном формате (wav , mp3, cda). Для работы с перечисленными программами нужен определенный навык, который приобретается и нарабатывается при постоянной работе  со звуковыми файлами.

   На данном этапе с помощью технологии появляется возможность варьирования музыкальной компиляцией с учетом индивидуальных возможностей  учащихся.

   Этап  проведения занятий   включает в себя разучивание  музыкального материала: сначала  с сопровождением фортепиано, затем выученный материал исполняется  учащимися под фонограмму минус с одновременной записью на диктофон и прослушивается непосредственно на занятии. Во время обсуждения выявляются достоинства и ошибки, на которые нужно обратить внимание. Важной  задачей этого этапа является  формирование вокальных навыков:  чистота и точность интонирования, звукообразование, дыхание и дикция, а также навыка пения под фонограмму минус. Данный этап включает в себя текущий контроль, самоконтроль ребенка, что повышает качество работы над вокальными навыками, способствует правильному интонированию. Данная технология позволяет подобрать музыкальный материал с учетом индивидуальности ребенка  (в частности, транспонируется песня с учетом голосовых возможностей, что является здоровьесберегающей составляющей).

     

    Техническое сопровождение данного этапа включает в себя: запись  выученного материала  под   фонограмму минус  с помощью цифрового диктофона. На данном этапе надо учитывать специфические условия записи, соблюдение тишины. Также производится видеозапись  при исполнении музыкального номера со сценическими движениями, предварительно выученными на занятиях, в различных вариантах:  с записанной фонограммой плюс и под фонограмму минус. Затем при просмотре получившейся видеозаписи на занятии ведется  обсуждение и оцениваются результаты.

   Этап оформления результатов представляет собой обработку музыкального материала для предъявления результата. Это дает возможность предоставить готовый и оформленный музыкальный материал в виде аудиодиска, видеодиска  для участия в конкурсах, а также для родителей и детей. На занятиях по подведению итогов прослушивается готовая фонограмма и просматривается видеозапись. Учащиеся обсуждают информацию, дают свои комментарии, делают выводы. За счет технологии проявляется большая (ударение на «о») активность учащихся, расширяются возможности предъявления своих результатов, появляется стимул к созданию  новых музыкальных композиций.

    Техническое выполнение данного этапа производится на компьютере и включает в себя микширование и сведение  песни звуковым редактором, а также обработку видеоматериала с помощью видеоредактора. В результате получается готовый фильм, который и демонстрируется учащимся, что дает им определенный опыт и чувство удовлетворения  по поводу проделанной работы. В последствии, фильм и фото с репетиций  выкладывается на персональной страничке  нашего вокального ансамбля для ознакомления и для пополнения  портфолио  (адрес странички http://vkontakte.ru/club1287074).

    Рассмотрим преимущества использования информационно-компьютерной технологии в  дополнительном образовании:

1. Технология вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию  их  

    способностей,   активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала;

2. Технология дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий, выявить    

    достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для  их  

    исправления;

3. Ожидаемый результат включает в себя развитие вокальных навыков, развитие артистических возможностей,    

    и  приобретение навыков в пользовании техническими средствами.

    Оптимальность внедрения технологии заключается в повышении качественного уровня образования при запланированных по программе временных затратах.

    На основании  перечисленных выше свойств технологии обучения с помощью аудиовизуальных информационно-технических средств можно сделать  вывод о применимости данной технологии в условиях школы. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу дополнительного образования, намного эффективнее выполнять поставленные задачи в программе, а также создавать музыкальные произведения с учетом индивидуальных особенностей  учеников, осуществлять контроль, фиксировать полученные результаты в виде аудиовизуального материала на современных носителях. Также нужно учитывать экономический эффект данной технологии, который заключается в значительной экономии средств при создании концертного номера в условиях бюджетного финансирования средней образовательной школы.

    Данная технология носит инновационный характер, так как содержит технологию внедрения в практику современных информационно-технических ресурсов, способствующих повышению разнообразия творческих форм образовательной деятельности.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".

Трудно  назвать область человеческой деятельности, в которой  не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ...

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми...

Применение и использование информационно-компьютерных технологий в образовании.

В статье представлено описание информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используемых в образовании. Также описаны задачи, которые решаются с помощью внедрения ИКТ в образовательный процесс....