Методическая разработка массового мероприятия "Праздник русской ложки"
методическая разработка по теме

Крылова Елена Михайловна

Методическая разработка массового мероприятия "Праздник русской ложки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Праздник русской ложки"40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г.Ворсма

Методическая разработка инновационного массового мероприятия

«Праздник Русской ложки»

Выполнила:

педагог-организатор

МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма

Крылова Е.М.

г.Ворсма

2013г.


Пояснительная записка

Я держу в ладони ложку,

Я листаю времена.

Разве можно жить без ложки?

В ней история сама.

В последние годы уделяется большое внимание приобщению детей к традициям отечественной народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.  

В этой разработке рассматривается тема народных промыслов России – изготовление деревянных ложек. Почему именно народные промыслы? Да потому, что мы все в корне своём вышли из народа и это должно быть нам близко по своей природе.

Родословная деревянной ложки уходит на десять веков вглубь нашей истории. И, казалось, с бурным ростом технологий деревянная ложка, как атрибут архаического уклада, должна бы отмереть. Но она не только прочно остается в бытовом обиходе, обладая массой преимуществ против металлической посуды, но и стала целым направлением в народном прикладном творчестве.

Это разработку мероприятия можно считать инновационной, так как в ходе работы были интегрированы различные формы деятельности.

Методическая разработка адресована педагогическим работникам, которые проводят воспитательные мероприятия соответствующие современным требованиям.

Цель – формирование у обучающихся эмоционально-чувственного базиса  для получения дальнейших знаний в области истории русского народа, его традиций и обрядов.

Задачи:

Предметные: 

-познакомить с историей русской ложки;

- активизировать представления  детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;

- познакомить обучающихся с художественной росписью по дереву, виды узоров и способы нанесения;

Метапредметные: 

- способствовать развитию словарного запаса, монологической речи;

- воспитать дружеские коллективные отношения.

Личностные:

- способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, фантазии;

- привить  интерес к традициям, творчеству народных мастеров;

- воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к истории своего народа,

Форма проведения:  воспитательное мероприятие, включающее мастер-класс, элементы игры.

Продолжительность: 60 минут.

Организаторы:

Крылова Е.М. - педагог-организатор

Рунова Н.Б.- педагог доп. образования

Кузнецова Т.И.- педагог доп. образования

Малыгина Т.А.- педагог доп.образования

Участники: обучающиеся объединений «Юный художник», «Палитра, музыкальный ансамбль «Фортиссимо».

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Ожидаемые результаты: в ходе мероприятия обучающиеся  познакомятся с историей ложки, с особенностями её изготовления, правилами пользования. Узнают приметы, связанные с ложкой, познакомятся с гаданием на ложках и пословицами. Получат знания о ложке, как музыкальном инструменте. Получат знания и навыки по росписи деревянной ложки.

Техническое обеспечение:

-персональный компьютер;

- мультимедийная доска (проектор).

Компьютерная поддержка  – презентация PowerPoint «Праздник Русской ложки».

Музыкальная поддержка сопровождение мероприятия:

- "Ложки деревенские" музыка, слова Елены Соломатиной;

- музыкальная заставка - народная музыка: Кадриль «ЛОЖКИ» Ансамбль; Потешки;

- музыкальные нарезки к конкурсам.

Материальное обеспечение:

- заготовки деревянных ложек;

- костюмы для выступающих (русские народные);

- материалы для конкурсов: одноразовые ложки (20 шт.), изображения ложки, разрезанных в виде пазлов (2 шт.), металлические ложки (2 шт.), теннисные мячи (20 шт).

Оформление:

- выставка  «Такая разная ложка»;

- изречения, написанные на «растяжках»;

- плакаты, стенгазеты.

Содержание:

I. Организационный момент.

II. Знакомство с историей ложки.

III. Ложка – музыкальный инструмент.

IV. Игровая пауза.

V. Мастер-класс по росписи ложки.

Ход мероприятия:

Слайд №1

I. Организационный момент. (Звучит русско-народная музыка )

Ведущий:  Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим!

Будьте здоровы и счастливы.

А наша встреча пусть будет весёлой и радостной!

Сегодня мы с вами поговорим…, а впрочем, отгадайте сами.

Будь то суп или картошка,

для обеда нужна… ложка.

Да, сегодня мы поговорим о ложке.

Выходит Василиса 1

Василиса 1: Здравствуйте, люди хорошие! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы. Веселья вам да радости. Хорошего подворья да доброго здоровья!

Ведущий: Спасибо, и вам не хворать! Проходите – не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Кто вы гостья дорогая, откуда к нам пожаловали?

Василиса 1: Я – Василиса Премудрая, а пожаловала к вам из русских народных сказок. Да не одна я к вам пришла, девиц красных привела, учениц да помощниц своих. Боюсь, только не тесновато ли нам будет?

Ведущий: Как, дети, в русской пословице говорится? В тесноте да не в обиде. В нашей светлице найдётся тёплое местечко, да доброе словечко.

Василиса хлопает в ладоши, под музыку входят еще 2 Василисы (в сценических костюмах).

Ведущий:  Здравствуйте, красавицы! Не хотите ли представиться?

Девочки-Василисы (хором): Мы Василисы Премудрые!

Ведущий: Зачем вы к нам пожаловали?

Девочки-Василисы: У нас слёт Василис по обмену премудростями!

Ведущий: Чем, чем?

Девочки-Василисы: Премудростями!

Ведущий 2: Мы бы тоже хотели обменяться премудростями!

Василиса: Тогда сядем все рядком, да поговорим ладком.

Василисы садятся.

Слайд №2

Василиса 3: А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадку.

Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт.
(Ложка)

Дети отгадывают загадку.

Василиса 3: Верно! А вот и ответ на мою загадку.

Показывает деревянную ложку.

II. Знакомство с историей ложки

Слайд №3

Василиса 1:  Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка была вполне привычным предметом. Можно встретить сведения, что на Руси ложка появилась 1010 лет назад – в 998 году по приказу князя Владимира, который сразу после Крещения велел есть не руками, а специальными приспособлениями.

Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, хоть и не красивую, но использовать за столом было можно. Но затем возник промысел, именуемый ложечным, когда умельцы стали поставлять сначала ложки на обмен, а затем – на продажу. А когда покупаешь, то имеешь возможность выбрать ложку.

Слайд №4

Василиса 2: Уже в те времена мастер изготавливал несколько специальных ложек, образцово-показательных и клал их на короб, и тем самым демонстрировал качество товара. Для этой ложки и термин свой имеется – лицевая.

Слайд №5

Василиса 3: Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло «баклуши бить», мол, делать самую пустяшную работу. На всю работу для изготовления ложки уходило до пяти суток.

Слайд №6

Василиса 1: Стоимость ложки также различалась в зависимости от технологии изготовления. Обычно в крестьянском доме имелся комплект ложек для постоянного пользования и «парадный» - для гостей.

Слайд №7

Василиса 2: К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах. Обычно в крестьянских семьях ели из большой, опять-таки из дерева вырезанной чашки – ендовы, но каждый своей ложкой, которой он обычно всегда пользовался, иногда, помечая инициалами.

В зависимости от размера черенка, глубины черпака деревянные ложки имели свои названия:

Слайд №8

Василиса 3: Межеумок – простая, русская широкая;

Василиса 2: Бутырка - такая же, но толще и грубее;

Слайд №9

Василиса 1: Но при всём многообразии форм и видов в конструкции ложки можно выделить общие детали: лопасть - ковшик, черпачок-черпак ложки; черенок - ручка.

Ведущий:  Ложка стала героиней устного народного творчества. Так ей посвящены пословицы и поговорки.

Слайды №10,11

Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. (русская)
Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская)
Дорога ложка к обеду. (русская)
Каши мало, зато ложка большая. (малайская)
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская)
Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская)
Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)
Пустая ложка губы царапает. (осетинская)
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская)
Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. (лакская)
Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская)
Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская)
Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)

Ведущий: Очень  интересны и  ложечные приметы.

Слайд№12

Василиса 1: Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.
Василиса 2: Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
Василиса 3: Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Василиса 1:Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.
Василиса 2:Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
Василиса 3:Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Слайд №13

Ведущий: На протяжении своего развития ложка постоянно претерпевала подчас кардинальные изменения, зависевшие как от изменения моды на одежду, так и от перемены стиля жизни вообще. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

III. Ложка - музыкальный инструмент

Слайд №14

Ведущий: Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Василиса 1:

Эх, ложки расписные-

Завиточки крутые,

И травы и листочки,

Различные цветочки (раздаёт ложки детям)

Ребёнок с ложками: Разбирай, ребята, ложки

Поиграем  мы немножко.

Игра на ложках (Выступление ансамбля «Фортиссимо»)

1.Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

2.Ложки — пусть не фортепиано,
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.

3.Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.

IV. Игровая пауза. Слайд №15

Ведущий: Продолжаем мы программу

Для гостей, друзей, для всех.

Начинаем панораму

Удивительных потех!

Участники делятся на две команды. Проводится конкурсная программа. В каждом конкурсе необходимый атрибут- ложка.

1. Кто быстрее перенесет ложками теннисные мячики. Задача участников – за 1 минуту перенести 10 теннисных мячиков на противоположную сторону и положить их в корзину.

2. Сложить ложку из разрезных частей. Для этого конкурса понадобится две разрезанные на 5 частей картинки с изображением ложки. Задача участников из каждой команды – первым сложить картинку и заработать балл для своей команды;

3. Кто быстрее придумает слова на каждую букву слова «ложка». В конкурсе одновременно участвует вся команда.

4. Выложить слово «ложка» из одноразовых ложек. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее и аккуратнее.

V. Мастер-класс по росписи ложки.

Слайд №16

Василиса: «Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар. Семеновские ложки расходились во все стороны России.

Слайд №17

Василиса 2: Семеновские чудо-ложки, золотое узорочье которых так греет душу, наверняка есть в коллекциях истинных ценителей народного искусства. Эти изделия традиционно – лучший сувенир из России, и, как встарь, они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.

Сегодня мы с вами попробуем создать свой «шедевр» расписной деревянной ложки.

Работа мастер-класса (сопровождается отдельной презентацией)

Музыкальная пауза. Песня «Ложка деревянная» в исполнении ансамбля «Фортиссимо»

Василиса 1: На память о нашем мероприятии, в подарок всем детям – красивая деревянная ложка расписанная своими руками.

Василиса 2: Наш подарок очень нужен
На завтрак, полдник, обед и ужин.
Василиса 3:Мы дарим тебе ложки,
Пусть они долго служат,
И голову твою всегда
Еда смачная кружит.

Слайд № 18

Ведущий: Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!!!

Полюбуйтесь – просто диво,

Как всё чудно и красиво.

Нравятся вам  ложки?

Спасибо чудо - мастерам!

Время быстро пролетело.

Жаль мне честно говоря.

Не забудьте эту встречу.

И спасибо ложкарям!

Славно мы повеселились,

Но всему есть свой черёд,

Нет веселья без застолья –

Чай с баранками вас ждёт.


Литература и интернет-источники

  1. Народные художественные промыслы горьковской области / сост.: Широков Б.П. – Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1986
  2. http://mulka.ru/poznavatelnoe/4468-istoriya-lozhki-spoon-history.html  - история ложки
  3. http://dreamreflex.ru/2010/12/13/igranalogkah/#more-95 - Ложки что это и откуда пошло?
  4. http://folkinst.narod.ru/lozki.html  - русские инструменты
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/vneklassnoe-meropriyatie-mnogolikaya-lozhka-3-klass  - Сценарий внеклассного мероприятия «Многоликая ложка» (для учащихся 3 класса) Порецкая Ольга Николаевна

  1. http://www.luckytoys.ru/index.php/articles/view/29/derevyannye_lozhki__istoriya_141.html - Деревянные ложки. История
  2. http://www.liveinternet.ru/users/3749674/post129092406/  -

С ложкой через века. Из истории русской ложки

  1. http://f.mylove.ru/wnU9SbFpT3.jpg - деревянная ложка
  2. http://img-3.photosight.ru/0be/3660990_thumb.jpeg - ложка с мёдом
  3. http://photo-dictionary.com/photofiles/list/2977/3990Russian_spoon.jpg - ложка
  4. http://uznayslovo.ru/sarticles.php?id_theme=927  - пословицы о ложке
  5. http://muzico.ru/mp3/ - игра на ложках Е. Железнова
  6. http://smoz.ru/mp3/ -  кадриль Ложки
  7. http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/folk/346926.html?all - "Ложки деревенские" музыка, слова и исполнение Елены Соломатиной
  8. http://steps2fortune.ru/wp-content/uploads/2009/08/serebryanayalogka1.jpg - 2 ложки в тарелке
  9. http://eu.cdn4.123rf.com/168nwm/crisp/crisp0911/crisp091100014/5847226-wooden-spoon-with-water.jpg - вода в ложке
  10. http://animo2.ucoz.ru/photo/animacii_malogo_razmera/sklad_animacij/animacija_derevjannaja_lozhka/14-0-5614 - анимация  ложка
  11. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-lozhku.html - стихи про ложку
  12. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_posudu.html - стихи про ложку 
  13. http://www.forumimage.ru/uploads/20111006/131788988283003364.jpg - ложкарный промысел
  14. http://img-fotki.yandex.ru/get/3811/lady-may2006.d1/0_5c7f4_9b9bbb98_XL - ложкарный базар
  15. http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html  - изготовление ложки
  16. http://www.liveinternet.ru/users/3749674/post129092406/  - С ложкой через века. Из истории русской ложки
  17. http://tales-game.net/lozhki.html - стих про ложки – инструмент
  18. http://anufriev.moy.su/forum/35-113-1 - музыкальный инструмент
  19. http://www.masteras.ru/data/lozh_stan.jpg - игра в 2 ложки
  20. http://allforchildren.ru/article/misc7.php - поделки из деревянной ложки
  21. http://www.slav-seti.ru/wp-content/uploads/2011/03/fd.jpg - инструменты для изготовления ложек
  22. http://perunica.ru/uploads/posts/2009-09/1253445396_0_862_cacee611_xl.jpeg - ложки с чашками
  23. http://www.tatianka.ru/clubs/uploads/gallery/224/139/600_20b9f124f4.jpg- ложки вместе
  24. http://supercook.org/images2/soup02.JPG - ложка в тарелке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка массового мероприятия "Здравствуй, милая картошка!"

Цель данной разработки - в игровой форме проверить имеющиеся и расширить новые знания детей о картофеле. Содержит познавательную информацию и занимательную конкурсную программу....

Методическая разработка массового мероприятия "Цветочный калейдоскоп"

Данная методическая разработка содержит занимательную конкурсную программу экологической направленности испособствует развитию познавательного интереса к миру цветов. Будет интересна для младшего и ср...

"Русские посиделки". Методическая разработка занятия по русскому языку со студентами-иностранцами.

Методическая разработка включает в себя конспект урока русского языка для студентов-иностранцев, сценарий приема гостей, описание игр, презентацию....

Методическая разработка "Массовые мероприятия, как эффективная форма воспитательной работы"

При планировании воспитательной работы учитываю проведение традиционных мероприятий.Реализация мероприятий, и традиционных, и единовременных в рамках комплексно-целевых воспитательных программ являетс...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Методическая разработка массового мероприятия "Организация и проведение временной выставки в школе"

Методическая разработка массового мероприятия "Организация и проведение временной выставки в школе"...