Методическая разработка массового мероприятия "Организация и проведение временной выставки в школе"
методическая разработка по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Атяпшева Наталья Анатольевна

Методическая разработка массового мероприятия "Организация и проведение временной выставки в школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация " Педагогические идеи".

  Методическая разработка массового мероприятия

"Организация и проведение временной

 выставки в школе".

     

  Составитель: Атяпшева

Наталья Анатольевна,

учитель физики

МБОУ «Школа № 177»

 г. Нижний Новгород

Введение.

        Воспитательная система школы должна способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала школьников вне зависимости от степени их изначальной одаренности в процессе освоения базового предметного содержания.

        Направлением моей работы является интеграция учебной и вне учебной деятельности с целью развития социально успешной личности.

        Интеграция предполагает глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний предметов естественно-научного цикла, обеспечивает создание, распространение и освоение эффективных технологий развития творческих способностей школьников в процессе их образовательной подготовки.

        Участие в выставках позволяет ученикам расширять и систематизировать свои знания, формировать  ценностный взгляд на предмет исследования, вносит элемент новизны, дисциплинирует, развивает  коммуникативные навыки, культуру речи.

         В нашей школе  создана система патриотического воспитания  обучающихся, есть  музей боевой Славы 89-160 Гвардейской  Белгородско-Харьковской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии, работает  патриотическое объединение «Факел». Обучающиеся включены в реализацию долгосрочных районных, городских,  областных  и Всероссийских программ. Созданы условия для организационного, информационного,  методического обеспечения патриотического воспитания средствами музейной педагогики и иными средствами. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал  библиотек, государственных и ведомственных музеев, театров, широко внедряются инновации.

        Эффективное использование выставок в учебном и воспитательном процессе способствует развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания обучающихся средствами музейной педагогики и исследовательской деятельности, направленной  на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования  личности обучающихся, их активной жизненной позиции, чувства ответственности за судьбу страны.

        Организация и проведение выставок помогает творческой самореализации обучающихся, способствует всемерному поощрению творческого поиска как условия конкурентоспособности личности  в эпоху креативной экономики.

Обоснование актуальности разработки.

        Многие школьники, благодаря негативной  массовой  пропаганде в СМИ, считают, что всё изобретено американцами и европейцами,  не знают заслуг российских учёных, изобретателей, представителей культуры и спорта, не знают заслуг даже своих  земляков. Нарушена картина адекватного мировосприятия нашими детьми. Это вызывает огромное беспокойство. Требуется системообразующая деятельность по устранению ущербных пробелов в мировосприятии школьников. Организация выставок  позволяет снизить остроту проблемы незнания  современными школьниками  заслуг и  достижений великих российских учёных, изобретателей, спортсменов, художников, музыкантов – тех, кем мы должны по праву гордиться.

        Цель  проводимых выставок:

 дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания обучающихся средствами музейной педагогики, воспитание системного, обоснованного патриотизма и гражданственности, ощущения России. творческая самореализация обучающихся путём изучения и пропаганды примеров служения Родине и её защиты, достижений высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, историко-культурного наследия и традиций будущее своего края и страны.

        Формы творческой деятельности: 

1. Поисково-исследовательская

2. Учётно – хранительская

3. Выставочная

4. Просветительско-массовая ( лекционная и  экскурсионная)

5. Информационно – коммуникативная

6. Игровая (интеллектуальные игры и  викторины)

7. Методическая

Ожидаемые результаты творческой деятельности.

  • Положительная динамика роста патриотизма обучающихся, возрастание их социальной и учебной активности, их вклада в развитие жизни и деятельности своего ОУ, общества и государства, преодоление отдельных негативных явлений, повышение духовности.    
  •  Создание  условий для осуществления целостной системы краеведческого образования о достижениях выдающихся ученых, пропаганды этих достижений, что в итоге будет способствовать осознанию учащимися себя в цепи поколений, ощущению своей причастности к судьбе  России, потребности взять на себя ответственность за будущее своего края и страны.

                                               Аннотация                                                                     Данная разработка посвящена методике организации и проведения временной выставки "История обычных вещей." Выставка может быть заметным мероприятием декады естественных наук или самостоятельным большим событием в школе .Четыре года подряд наши выставки проходят в январе месяце в рамках районного и городского конкурсов "История изобретения вещей".

        Материалы выставок  рассчитаны на учащихся всех возрастов и могут быть использованы классными руководителями, педагогами дополнительного образования и учителями-предметниками.

Пояснительная записка.

         В каждом школьном предмете есть место изучению истории науки. Но из-за нехватки времени и недостаточного количества информации учащиеся мало знают о великих учёных и их научных достижениях. Очень актуально знакомить обучающихся с выдающимися учеными  не только на уроках, но и во внеурочной работе: на классных часах, факультативных занятиях, в рамках предметных недель. Изучение истории  науки позволяет формировать образовательную среду, способствующую воспитанию нового поколения научной и культурной элиты нашего города. Создаёт устойчивую мотивацию для молодёжи, будущее которой связано с научной или технологической средой. Развивают у талантливой молодёжи чувство ответственности за судьбу страны, своего города. Данная разработка позволяет успешно реализовать программу патриотического движения школьников и студентов «Мы творцы». Побуждает к более углублённому изучению отдельных предметов, и желанию попробовать себя в качестве творческих деятелей.

  Целью методической разработки является оказание методической помощи классным руководителям при подготовке и проведении тематического классного часа, учителям физики на уроках, факультативных занятиях, а также педагогам дополнительного образования.

  Овладение опытом организации и проведения тематических выставок может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла, может способствовать повышению мотивации школьников к углублённому изучению предметов  и освоению информационных технологий.

                   

Организация и проведение выставок:

  • способствуют формированию информационно- обогащенной, разнообразной, познавательной среды с демократическими отношениями, обеспечивающими оптимальные условия для реализации возможностей каждого ребенка,
  • помогает прочно усваивать знания,
  • делает процесс обучения привлекательным и интересным,
  • учит применять знания в практической деятельности,
  • развивает аналитическое, логическое, нестандартное, творческое мышление,
  • способствует активности ученика.

Выставка: "Нагревательный элемент."

Цель: Развитие системы патриотического воспитания учащихся.

Задачи:

  • Развитие гражданско-патриотического воспитания школьников через поисково- исследовательскую, экспозиционную, экскурсионную, художественно-творческую деятельность.
  • Мотивация учащихся к творческой самореализации в научной и технологической сфере.
  • Содействие формированию у учащихся уважения к историческому, научному, технологическому, культурному наследию своего района, города, страны.

                    Подготовка и проведение выставки.

        Тема выставки объявляется заранее, создается команда участников. Это могут быть члены кружка, учащиеся какого - либо  класса, члены школьного актива. Вывешивается объявление о сроках проведения выставки с  просьбой приносить  экспонаты. Все классные руководители сообщают о выставке на родительских собраниях. Принятые на временное хранение экспонаты записываются в специальный журнал с указанием порядкового номера, описанием прибора и фамилией владельца. .Важно обеспечить сохранность экспонатов.

        Затем составляется текст выступления, его раздают экскурсоводам. Готовится презентация с использованием современных технологий. Ее охотно делают обучающиеся.

        Особое внимание следует уделить  оформлению стендов выставки и подготовке экскурсоводов.  Внешний вид учащихся, их правильная речь и продуманные перемещения по аудитории во время выступления обеспечивают

половину успеха. Важно обсудить с администрацией школы место проведения выставки. После оформления экспозиции начинаются экскурсии.

Текст выступления. "Нагревательный элемент."

        В быту применяются разные электроприборы, позволяющие хранить и приготовлять пищу, обрабатывать белье, убирать помещение, создавать микроклимат. Приборов много и они совершенствуются.

        Большинство бытовых приборов используют тепловое действие тока,  которое впервые было изучено русским академиком Ленцем и английским физиком Джоулем. После всемирной выставки в Париже 1881 года немецкий талантливый инженер и предприниматель Эмиль Ратенау создает Германскую Электротехническую Компанию (Allgemeine Electricitats-Gesellshaft) и начинает думать, как можно использовать электрический ток в быту, как  с его помощью  облегчить жизнь человека .

        В 1905 году американец Альберт Марш запатентовал свое открытие. Он открыл нихром - сплав никеля и хрома, обладающего большим удельным сопротивлением, который длительное время выдерживает высокую температуру, не расплавляясь и не окисляясь. Нихром стали использовать для изготовления нагревательных элементов, которые являются главной частью любого нагревательного прибора. При внедрении нихрома в производство было выявлено, что он идеальный материал для производства электрических плит, утюгов и тостеров.  

         В 1908 году, инженеры AEG решили объединить сразу несколько бытовых приборов и получили первую в мире электрическую плиту. Говорят, что в Германии в конце 19 века уже выпускались первые электрические чайники и электрические утюги .Утюг – бытовое устройство, позволяющее проглаживать складки и прочие неровности на изделиях из ткани. Представить современную жизнь без утюга практически невозможно. Механические способы  глажки используют очень давно.. Для разглаживания листьев табака некоторые африканские племена использовали раковины улиток ахатин,  размер раковины взрослой особи достигает 20 см. Древние римляне гладили свои туники при помощи металлического молотка, выбивая морщины иэ одежды многократными ударами. Древние греки испольэовали слегка обработанные нагретые булыжники. На  Руси одежду из натуральной льняной ткани разглаживали оригинальным способом. Белье наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось "рубелем"- длинной деревянной рифленной доской.

        К середине 18 века появился утюг с горящими углями внутри. Он был похож на небольшую печку, внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги  по бокам делались отверсрия, в них дули, либо размахивали утюгом  из стороны в сторону. Еще одна старинная разновидность утюгов- литые чугунные, разогреваемые на огне или на горячей печи. Разогревался такой утюг около получаса и взять его без  прихватки было невозможно. Поэтому такие  утюги  делались парными с одной съемной ручкой. Пока одним гладили, второй нагревался. Большие чугунные утюги весили около 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды: манжет, воротничков, кружев, пользовались маленькими утюжками.

        Днем рождения электрического утюга можно считать 6 июня 1882 года. Именно в зтот день американец Генри Сили запатентовал изобретенный им электрический утюг. Ранние модели электрических утюгов были небезопасны: из-за несовершенства конструкции они сильно били током-,поэтому через 10 лет, в 1892 году компания "General Elektrik" модернизировала электроутюг, начав использовать в его конструкции  электроспираль. Такая спираль спрятанная внутри корпуса утюга перед его подошвой, была надежно изолирована от корпуса. Бить своих владельцев электрическим током утюги перестали, и пользоваться ими стало безопасно. Ранние модели электрических утюгов не имели регулировки температуры, нагревательный элемент в них был включен постоянно. Необходимо было отслеживать момент,  когда подошва ботинка достаточно нагреется, и отключать его от сети. В тридцатые годы 20 века в конструкции электрического утюга появился важный элемент- термостат, который стал следить за температурой и отключать нагревательную спираль, когда достигался необходимый уровень нагрева подошвы. А в конце семидесятых годов и сами подошвы утюгов видоизменились: они перестали быть металлическими и стали стеклокерамическими, новый материал значительно снизил коэффициент трения основания утюга о ткань, и теперь все современные устройства скользят по ней, что существенно облегчает глажку. Как правило, конструкция утюга предусматривает расположение нагревательного элемента как можно ближе к подошве и наличие ручки из термоизолированного материала во избежании ожогов. В современных электрических утюгах есть небольшой резервуар для воды, Вода используется для образования пара, позволяющего добиться большей эффективности глажения. Регулировать количество пара помогает клапан пара, который также  уменьшает образование накипи в нагревательном элементе утюга.

История самовара.

Давно на белом свете
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар,
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом.

        Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен  в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. В XIX веке самовар "расселяется" в С-Петербурге, Москве, и далее  по всей России. Самые редкие и дорогие самовары делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные - из меди и латуни. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. В настоящее время самовары почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками. Сейчас самовар служит  украшением праздничного стола.

         Электросамовар  состоит из металлического корпуса, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды.. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.. В сегодняшних чайниках нагревательный элемент из нержавеющей стали может быть размещен в дне чайника, или же нагревателем может служить плоский металлический диск, имеющий более высокий коэффициент полезного действия. . В чайниках новых конструкций нагревательный элемент сконструирован в виде нихромовой спирали, заложенной в изоляционные керамические бусы, а в некоторых моделях установлены нагревательные элементы трубчатого типа. Вода, нагреваясь от электронагревателя, расположенного в нижней части корпуса и включённого в электросеть, очень быстро закипает, т.к. в результате конвекции нижние прогретые слои воды поднимаются вверх. Вода после кипячения долго сохраняет тепло, чему способствует жаропрочный, теплосберегающий корпус. В современных чайниках корпус часто делают из пластмассы и размещают  на подставке. Современные электрочайники без шнура, но так было не всегда. Сначала шнур намертво крепился к чайнику, затем появился разделяемый разъем, и стало возможным отсоединить шнур, мешавший при разливании чая.  Все современные чайники снабжены функцией автоматического отключения при закипании воды или при её отсутствии.

        Кипятильник - прибор, предназначенный для нагрева жидкостей .В отличие от электрического чайника не имеет сосуда для жидкости и  предполагает погружение в жидкость. В качестве нагревательного элемента в кипятильнике используется трубчатый электронагреватель. Кипятильник прост по конструкции и очень компактен.

        Электрические кофеварки .Кофеварка – небольшое техническое устройство, позволяющее приготовить свежий горячий кофе.  Первой «кофеваркой» можно считать арабскую турку. Кофеварка как механическое устройство появилось в 1800 году. Ее изобретателем был священник из Франции Жан Батист де Беллуа. Это была кофеварка капельного типа. В ней вода по каплям протекала через специальный фильтр, содержащий крупинки раздробленных бобов кофе.  Современная кофеварка  состоит из металлического  корпуса, внутренняя часть которого служит емкостью для воды.. Внутри емкости смонтирован нагревательный элемент. Принцип действия кофеварки такой. Вода в емкости закипает и превращается в пар, внутри емкости создается давление и пар проходит по трубке на водораспределительную пластину, под которой расположена чаша с фильтром, где находится молотый кофе, а затем в сборную чашу.

        Электровафельница. Вафельница предназначена для выпечки из теста печенья. Она состоит из двух металлических кожухов с пластмассовыми ручками и подставками. В кожух встроены нагревательные элементы и выводные контакты для подключения соединительного шнура.

        Тостер. Жак Нуаро - владелец небольшой электромастерской в городе Женеве, используя вполне привычные бытовые приборы, старался найти им необычное применение. Среди таких необычных применений было и применение двух утюгов для разогревания кусочков хлеба. Теплый хлеб с корочкой понравился его знакомым и натолкнул его на изобретение тостера.         Тостер - бытовой прибор, позволяющий запекать небольшие кусочки хлеба или булочки. В настоящее время тостер представляет собой небольшую коробку из металла, внутри которой располагаются несколько вертикальных отделов для хлеба. По бокам тостера стоят два электронагревателя, связанные с таймером. Хлеб вставляется в отделы тостера. Затем включаются электронагревательные приборы тостера, и ставится определенное время его работы. После того, как оно прошло электронагреватели выключаются, а пружины автоматически выкидывают хлеб.

         Фен —  электрический прибор, удерживаемый в руке и выдающий направленный поток нагретого воздуха. Важнейшей особенностью фена является возможность подачи тепла точно в заданную область. Происхождение слова" фен"  связано с названием сухого и теплого альпийского  ветра,  дующего с гор в долину. Похож фен  был на довольно крупную консервную банку  и стоил целое состояние. Год от года прибор становился все легче, меньше, мощнее функциональнее.

        Тепловое действие тока используется в лампах накаливания. В качестве нагревательного элемента в них используется вольфрамовая спираль. Под действием тока спираль раскаляется до белого каления и светится.

 Приборы для обогрева тела человека. Приборы мягкой теплоты с маломощными гибкими нагревательными элементами, изолированными асбестовой тканью: электрогрелка, электроодеяло, электропростыня.

Описание экспозиции и экспонатов.

        1блок "История утюга." Были представлены утюги угольные,  цельнолитые, первые советские без терморегулятора, с терморегулятором, УЭП-5(утюг электропаровой массой 5 кг.), УЭП-3 (1933 г.), дорожные, детские, парогенератор.

        2 блок "История самовара. «На выставке были  угольные самовары, среди них настоящий тульский, который хранится в семье, как бабушкино приданное. Электрические самовары различной формы и размера, среди них тульский, керамический, сувенирный.

                        3 блок -электрические чайники, металлические без  съемного шнура,  с хохломской росписью, различные современные модели, бак для нагревания воды, кулер.

                       4 блок различные виды кипятильников, электрическая кофеварка, плойки, фены, особый экспонат- набор в коробке;" Фен с насадками" 1990 г. со знаком качества, электробигуди, паяльники, выжигательные аппараты, сушилки для обуви, аппарат для сваривания пленки.  

                        5  блок приборы для обогрева тела человека с маломощными гибкими нагревательными элементами, изолированными асбестовой тканью: электропростыня, электроодеяло, электрогрелка.

                        6 блок различные комнатные обогреватели, электрические плитки, лабораторные и садовые, чудо-печи. электровафельницы, тостеры, мини-печь, мультиварка, пароварка.

        Все эти приборы электрические и главной составной их частью является нагревательный элемент. Украшением выставки была живая улитка Ахатина.

                                  

Тематика   школьных выставок.

     

                        В нашем образовательном учреждении прошли уже четыре выставки.

        В 2016- 2017уч. году  выставка "Термометры"(заняла 1  место в районе)

 Обучающиеся узнали историю создания и принцип действия различных  термометров. Экскурсоводы проводили эксперимент, показывающий зависимость сопротивления проводника от температуры, рассказывали о температурных шкалах, применяемых в Европе, Америке и теоретической физике. Особый стенд был посвящен способам измерения температуры. В период подготовки выставки мы совместно с учителем географии организовали для учащихся экскурсию в гидрометцентр. Там главный метеоролог центра  рассказала о измерении температуры воздуха и почвы, провела экскурсию по музею гидрометцентра. Эти сведения учащиеся использовали при проведении школьной выставки.

Материалы выступлений могут быть полезны учителям физики,  географии, естествознания.

        В 2017 -  2018 уч. году выставка "История календаря «объединила знания обучающихся по физике, астрономии, истории религий, всеобщей истории.

Календари собирали всем миром. На выставке были  старые и современные, астрологические и лунные, иностранные и рекламные календари. Особый интерес вызвали календари различных конфессий: православные, мусульманские, еврейские, католические, календари  свидетелей Иеговы и кришнаитов. Самый маленький календарь был найден в коробке с чаем Ахмат.

Собранный материал был использован ученицей- экскурсоводом для написания научной работы по астрономии. Работа заняла 2 место в районе.

Выставка "История календаря» заняла 1 место в районе и 3 место в городе.

        В 2018- 2019 уч. году прошла выставка "История магических стекол"(2 место в районе).  На ней были представлены различные оптические приборы: микроскоп, телескоп, лупы, бинокли, различные очки. Солнцезащитные, детские, карнавальные, с диоптриями, спортивные, защищающие от пыли и грязи,  они пользовались особым вниманием.

В период подготовки выставки обучающиеся побывали в анатомическом музее и среди прочих экспонатов обратили внимание на строение глаза человека.

Материал выставки использовался для проведения интегрированного урока по биологии и физике :"Глаз, зрение, очки.".

        В 2019-2020 уч. году прошла выставка:  "Нагревательный элемент". Она заняла 1 место в районе и 1 место в городе. Ее отличительной особенностью явилось использование театрально- музыкальных фрагментов во время экскурсии. Эти миниатюры вызвали оживленный интерес у посетителей и очень украсили рассказ экскурсоводов. 

         Все проведенные выставки сопровождались презентациями, для разработки материалов использовались современные технологии.

        Каждый год школьные временные выставки посещает большое количество учащихся школы, учителя и родители.

         В результате проводимой работы уровень патриотического сознания обучающихся  повышается. Возросли уровень и эффективность проведения выставок.

Литература :

  1. Е. В. Кузина, О. В. Ларина, Т. В. Титкова, О. А. Щеглова. Энциклопедия открытий и изобретений человечества. ООО «Дом Славянской книги», 2006, с. 695
  2. Методическое пособие по электротехнике. М. В. Хиврин, - М., МГГУ, 2002 г. Мучкин А.Я., Парфёнов К.А. Общая электротехника М; 2005г.
  3. «Общая электротехника с основами электроники». И. А. Данилов, П. М. Иванов, - М., Высшая школа, 2000 г.
  4. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002
  5. Тихонова А.С. «Тульский самовар».-Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО,1989.
  6. С.П. Калиничев, Л.В. Бритенкова. «Самовары России».-Хобби Пресс,2010.
  7. Учебник «Конструкционные и электротехнические материалы», под ред. В.А.Филикова, 2003 г.

Интернет - ресурсы.

  1. материалы с сайта http://www.tula-samovar.com.ru/
  2. материалы с сайта http://www.rusamovar.ru
  3. материалы с сайта http://magazin-samovarov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка массового мероприятия "Здравствуй, милая картошка!"

Цель данной разработки - в игровой форме проверить имеющиеся и расширить новые знания детей о картофеле. Содержит познавательную информацию и занимательную конкурсную программу....

Методическая разработка массового мероприятия "Цветочный калейдоскоп"

Данная методическая разработка содержит занимательную конкурсную программу экологической направленности испособствует развитию познавательного интереса к миру цветов. Будет интересна для младшего и ср...

Методическая разработка по курсу ОБЖ "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"

Тема "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"Пpeзeнтация методич...

Методическая разработка массового мероприятия "Праздник русской ложки"

Методическая разработка массового мероприятия "Праздник русской ложки"...

методическая разработка по организации и проведению спортивно- массового мероприятия для оздоровительного лагеря при школе

Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно – массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения, программа, план работы, протоколы и т.д., позво...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ» (выставка)

Методическая разработка  воспитательного мероприятия «БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ» (выставка)...

Методические разработки сценариев мероприятий по проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Методические разработки сценариев мероприятий по проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий....