Оценка эффективности программы «Русская лапта в сельской школе», разработанной для системы дополнительного образования.
проект по теме

Перелыгин Виталий Алексеевич

 

Key words: russian lapta, school program, system of additional education, federation of Russian lapta, modified program, stage of initial preparation,  uchebno-training stage, stage of sports perfection.

Русская лапта — одна из самых распространенных народных игр не только в России, но и во всех странах ближнего зарубежья. Её история исчисляется веками.

Трудно найти ребят, особенно среди жителей сельской местности, которые не играли бы в эту удалую русскую игру, требующую от игрока точного глазомера, меткости, быстроты, сообразительности и ловкости. Она воспитывает в игроках чувство локтя и ответственности перед товарищами по команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perelygin-statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка эффективности программы «Русская лапта в сельской школе»,  разработанной для системы дополнительного образования.

Перелыгин В.А., Махов И.И.

Детский оздоровительно-образовательный (спортивный) центр. Белгородского района Белгородской области.

Key words: russian lapta, school program, system of additional education, federation of Russian lapta, modified program, stage of initial preparation,  uchebno-training stage, stage of sports perfection.

Русская лапта — одна из самых распространенных народных игр не только в России, но и во всех странах ближнего зарубежья. Её история исчисляется веками.

Трудно найти ребят, особенно среди жителей сельской местности, которые не играли бы в эту удалую русскую игру, требующую от игрока точного глазомера, меткости, быстроты, сообразительности и ловкости. Она воспитывает в игроках чувство локтя и ответственности перед товарищами по команде.

Лапта широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия русской лаптой способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических способностей, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Лапта содействует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей; нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему, в школьной программе спортивные игры представлены как основной материал, который широко используется и в системе дополнительного образования.

В настоящее время в системе дополнительного образования обучение игре русская лапта ведётся по программе «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства», рекомендованной Федерацией русской лапты России. Авторы-составители: А.Ю. Костарев, кандидат педагогических наук, доцент, P.M. Валиахметов, кандидат педагогических наук, профессор Л.Г. Гусев, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин. 

 Учитывая специфику контингента учащихся сельских школ и их численность, формирование команд по русской лапте в соответствии с предлагаемой программой затрудненно. Школьная секция объединяет учащихся разных возрастных групп, не исключая и смешанного состава. Такое объединение детей требует особого подхода в организации тренировочного процесса, индивидуализации, оптимальности распределения нагрузки.

Это и послужило поводом для создания модифицированной программы «Русская лапта в сельской школе».

За основу при разработке данной образовательной программы взяты нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке по русской лапте, полученные на основе научно-методических, экспериментальных материалов и рекомендаций последних лет.

Отличительной особенностью программы является то, что занятия в группе проводятся с разновозрастным и смешанным составом занимающихся.

Программа «Русская лапта в сельской школе» построена с учетом концептуальных идей:

-        создание условий для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей в физическом развитии в условиях сельских школ;

-        получение специальных умений и навыков по русской лапте.

Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий по лапте направленных на формирование физически развитой личности.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

- формировать технику и тактику в условиях разновозрастных групп, смешанных составов;

- воспитывать морально-волевые качества, коллективизм, взаимопомощь;

- развивать физические способности;

- укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни.

Реализация цели и задач программы состоит в организации образовательной деятельности. Непосредственное активное участие воспитанников в учебно-тренировочных занятиях, школьных соревнованиях позволяет реализовать физические способности, в результате чего у юных спортсменов формируются прикладные умения, навыки здорового образа жизни, вырабатывается самостоятельность действий в различных ситуациях, гибкость и вариативность мышления, приобретается опыт эмоционально-ценностных отношений, необходимых им для дальнейшего участия в общественной жизни.

Данная программа рассчитана на 5 лет обучения. В секцию принимаются ребята разного возраста без специальной подготовки, проявляющие интерес к занятиям, данным видом спорта, имеющие медицинский допуск.

Время, отведенное на обучение в первом, втором и третьем году, составляет 312 часов в год, из расчета – 6 часов в неделю, в четвертом – 624 часа (12 часов), и в пятом – 936 часов (18 часов).

Рекомендуемый минимальный состав группы составляет 15 человек. Программа предполагает проведение занятий с полным составом группы с целью формирования командной техники и тактики, но рекомендует по мере роста опыта занимающихся больше внимания уделять групповым и индивидуальным занятиям.

Для успешной реализации поставленных задач в программе выделены следующие разделы: начальной подготовки (1,2-й год); учебно-тренировочный (3,4-й год); спортивного совершенствования (5 год);

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса игроков в русскую лапту на этапах от начальной подготовки до спортивного совершенствования.

В процессе реализации данной программы отмечалась позитивная динамика показателей физической и технической подготовленности. Подтверждением этого могут служить и следующие показатели: сохранность контингента с учётом программных требований, положительное отношение воспитанников к игре русская лапта и здоровому образу жизни. Кроме этого проведенное анкетирование показало, что русская лапта уже после 3-х лет внедрения программы является наиболее популярным видом спортом в нашем образовательном учреждении.

Детско-юношеская спортивная школа по русской лапте призвана осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие; способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высокого уровня спортивных результатов.

Основной показатель работы спортивных школ по русской лапте – выполнение программных требований, как по истечении каждого года, так и по окончании обучения на этапах подготовки.

Программа является основным документом при проведении занятий в спортивных школах, однако она не должна рассматриваться как единственно возможный вариант планирования учебно-тренировочного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА» (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Качественный перевод играет важную роль во взаимопонимании людей разных стран. От правильности и точности перевода зависят их взаимоотношения. Перевод – это «мост» между народами. Развивающая задача -...

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление  страноведческих знаний учащихся. Практическая з...

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «С АНГЛИЙСКИМ ВОКРУГ СВЕТА» (англоязычная литература) для учащихся 9 класса

Целью данной программы является расширение и углубление  страноведческих знаний учащихся; развитие навыка аналитического чтения; формирование навыка перевода; умение записывать лекции на английск...

Оценка качества обучения в системе дополнительного образования

Оценка качества обучения учащихся объединения "Закулисье" ЦДОД Заводского района г. Саратова....