«Как помочь ребенку учиться самостоятельно».
методическая разработка по теме

Евсеева Марина Ивановна

Материал родительского собрания в ДМШ о музыкальном воспитании школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_dmsh.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

в Детской музыкальной школе

Тема: «Как помочь ребенку учиться самостоятельно».

Основные этапы проведения родительского собрания:

  1. О музыкальном воспитании;
  2. Высказывания великих людей;
  3. Представление заведующих отделами;
  4. «Острое блюдо» Краткие вопросы по теме собрания;
  5. Карусель проблем;
  6. Слово-эстафета;
  7. Высказывания детей на тему: «Я учусь в музыкальной школе, потому что…»;
  8. Анкетирование;
  9. Решение.

1. У каждого ребенка, обучающегося в музыкальной школе, есть склонность к музыке. Задача педагогического коллектива школы эту склонность поддержать и развить. А если так случится, что из вашего ребенка не выйдет профессионального музыканта и он выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (а обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом? Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием.  Родителям, дети которых учатся в нашей школе, мы задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка. У малыша еще мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств Обращаясь к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадать чужому горю.

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: "...Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой".  Музыка была символом порядка и цивилизации в представлении древних китайцев. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Конфуций, например, играл на цине (древнекитайский инструмент) в минуты опасности. На «Западе» в компьютерские и аудиторские фирмы при равных данных (дипломах и знаниях) принимают, того, кто имеет еще и музыкальное образование. Считается, что у них мышление гибче и реактивнее.
В Японии все члены правительства (высший эшелон власти) имеют музыкальное образование.

Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Вспоминается притча. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один; скрипач-оркестрант, считавшийся музыкантом посредственным, несколько лет ездил за Паганини и просил великого итальянца взять его в ученики. В конце концов маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали, как же Паганини сделал его мастером, тот был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания". Если ребенок, окончив музыкальную школу, не станет музыкантом, а  будет занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не пройдет зря. Он научится тому, что в жизни наверняка пригодится - много и сосредоточенно трудиться.

Занятия музыкой развивают интеллектуально. Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить. Как показали исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения; у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.

Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что "…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности".  

Духовному развитию детей способствует и пение в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. "Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы прежде всего воспитываете человека влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках". Между поющими в одном хоре (как детьми, так и взрослыми) обычно складываются дружеские отношения. Эмоциональный настрой одного передается другому. Семилетняя Тая на вопрос, нравится ли ей петь в хоре, ответила: "Очень. Мы не только поем вместе, но и помогаем друг другу. Когда у кого-нибудь песня не получается, мы напеваем ему мотив. И просто дружим".

Занятия музыкой сближают детей и родителей. Я имею в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно, совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки; игра в ансамбле на разных инструментах; родители, умеющие играть, могут аккомпанировать маленькому скрипачу, домристу или певцу.

Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в домашнем концерте вместе с папой, мамой, бабушкой. У семейного музицирования давние традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в XVI - XVII веках, оно со временем проникает во всё более широкие круги народа. Центром такого музицирования стала Вена. Здесь особенно увлекались камерной музыкой и потому старались учить детей на разных музыкальных инструментах. Если один ребенок играл на скрипке, то другого учили игре на альте или виолончели. (Эта традиция до сих пор сохранилась в южной Германии, в частности в Баварии). В начале 20-х годов наши выдающиеся музыканты-педагоги Борис Асафьев и Болеслав Яворский стремились сделать творческое музицирование одним из главных методов музыкального воспитания. По их предложению стали входить в практику детские оркестры с безвысотными ударными инструментами (барабанчики, бубны, кастаньеты, треугольники), а также специально настроенные стеклянные сосуды, когда звук извлекается ударом по ним специальной палочки. Играя в таких оркестрах, дети (особенно, те, которые по каким-то причинам не могли петь) получали возможность активно заниматься музыкой. К сожалению, оркестры эти просуществовали недолго.

Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, надо постараться создать праздничную атмосферу: навести порядок в комнате, красиво одеться, поставить в ряд стулья и т. п. Пока звучит музыка, исключены разговоры, не стоит ходить по комнате, заниматься каким-либо другим делом. Всё как на настоящем концерте. Даже если ребенок играет, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания - потом.  И еще одно существенное обстоятельство. Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы сами становимся добрее. 

Занятия музыкой делают человека сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из мужественной души".  В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно, песенной на человека и даже на массы людей. Во времена Великой французской революции один из генералов Робеспьера обратился с просьбой к парламенту: "Пришлите в подкрепление тысячу солдат либо тысячу экземпляров "Марсельезы". Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Гибель "Титаника"… Спасения нет, и судовой оркестр играет Бетховена. Сила музыки побеждает ужас смерти, помогает человеку до последнего мгновения оставаться человеком.

2. На фоне музыки.

Я предлагаю ознакомиться с высказываниями великих людей. Карточки с высказываниями великих людей передаются по залу. Родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

3. На собрании присутствуют:

заведующие отделами:

зав. фортепианным отделом (ФИО);

зав. народным отделом (ФИО);

зав. ОХПиВИ (ФИО);

зав. ОДДИИ(ФИО);

зав. теоретическим отделом (ФИО);

зав. отделом общего фортепиано.

        Если у Вас есть вопросы к зав. отделами, они готовы на них ответить.

4. «Острое блюдо»

Уважаемы родители! В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.

На фоне музыки.

Родителям раздаются короткие вопросы. Дается время для ответа (1-3 минуты). Родители отвечают по желанию, т. е. если Вы не желаете ответить на вопрос, можно передать его дальше.

Вопросы:

  • Что повлияло на выбор школы?
  • Что Вы ожидаете от школы?
  • Что Вас не устраивает в школе?
  • По каким предметам Ваш ребенок испытывает затруднения?
  • Что Вы хотите от своего ребёнка?  
  • Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
  • Много ли у родителей свободного времени?
  • Что Вы считаете «хорошим образованием»?

5. «Карусель проблем». Всех участников родительского собрания я поделю на 3 на группы. Общая проблема «Как помочь ребенку учиться самостоятельно» разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы написана в верхней части листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем даст представление о том, как решить общую проблему «Как помочь ребенку учиться самостоятельно».

  • Как научить ребенка быть внимательным?
  • В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?
  • Как проконтролировать учебу ребенка? 

6. Слово-эстафета. Уважаемые родители, я предлагаю Вам продолжить начатое предложение «Мой ребенок будет успешно учиться, если я …». Для  организованности  мы под музыку будем передавать друг другу   предмет. Закончит предложение тот, у кого, по окончании музыки, останется предмет.

Музыка

7. Мы провели опрос учащихся нашей школы на тему «Я учусь в музыкальной школе, потому что …». Многие ответили, что «любят музыку», «нравится заниматься на инструменте», очень мало ответов «мама заставляет». Я хочу зачитать некоторые высказывания детей:

Алексюк Дарья 4 кл.: «Я учусь в музыкальной школе, потому что это надо для будущего»

Мазин Денис 3 кл.: «Я учусь в музыкальной школе, потому что мне нравится классическая музыка и джазовая. Я хочу стать известным музыкантом, чтоб мне все аплодировали»

Фаурян Саша 7 кл.: «Я учусь в музыкальной школе, потому что мне это когда-нибудь пригодится»

Минуллин саша 7 кл.: «Я учусь в музыкальной школе, чтобы в армии играть на гитаре».

8. Анкетирование. Уважаемые родители, в целях того, чтобы узнать, насколько тема и содержание родительского собрания отвечает требованиям семьи, я вам предлагаю   анкету.

 

Уважаемые родители! 

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания. Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

I. Что побудило Вас прийти на родительское собрание; (нужное подчеркнуть).

  • Ваша дисциплинированность.
  • Интерес к поднятой теме.
  • Просьба ребенка.
  •  Уважение к воспитателям.
  • Текст приглашения.
  • Возможное душевное успокоение после собрания.
  • Любопытство.
  • Личное участие в подготовке к собранию.
  • Совместное с ребенком участие в конкурсе.
  • Настойчивые требования родственников.
  •  Неоднократные приглашения воспитателей.
  • Не знаю.

II.   Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собрании всей семьей? Почему?

III. Пожалуйста оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах:

довольны — 3, частично довольны — 2, не довольны — 0.

  • Вступительная часть — «О музыкальном воспитании»
  • Короткие вопросы по теме собрания.
  • Решение основной проблемы по группам
  • Высказывания детей на тему: «Я учусь в музыкальной школе, потому что…»
  • Анкетирование

IV. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?

V. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

Благодарим Вас за помощь! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку учиться

Беседа с родителями пятиклассников...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ

Советы для родителей...

Как помочь ребенку учиться

Отложите другие дела и посвятите все свое время ребенку, постарайтесь укрепить его чувство уверенности в себе....

Как помочь ребенку учиться

Советы родителям...

родительское собрание "Как помочь ребенку учиться"

Для родителей обучающихся 5 класса...

Беседа для родителей: «Как помочь ребенку учиться самостоятельно».

У каждого ребенка, обучающегося в музыкальной школе, есть склонность к музыке. Задача педагогического коллектива школы эту склонность поддержать и развить. А если так случится, что из вашего ребенка н...