Программа кружковой работы по информатике
рабочая программа по теме

Круглова Ольга Николаевна

Содержит тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      МБОУ ДОД  Гусь – Хрустального района

                               МБОУ Уршельская  СОШ

                      Круглова  Ольга  Николаевна

                                   учитель математики и информатики

                             Рабочая программа

«Обучение  информатике  и  элементам  программирования»

для учащихся 5-7 классов

в  объединении  «Информатика»

                                                                      2012-2013г.

                                                     Содержание.

         

          1. Пояснительная   записка.

          2. Тематическое  планирование.

          3. Требования  к  знаниям  и  умениям.

          4.  Используемая  литература.

              Пояснительная  записка.

    Сложившаяся  в  настоящее  время практика  преподавания  информатики  в   школе  характеризуется  следующими  факторами.

    Во – первых,  в  обучении информатике  сегодня  используется  несколько  различных  программ   и  учебных  пособий,   значительно  отличающихся  друг  от  друга  по  содержанию  и  направленности  изложения  материала,  глубине  изучения отдельных  вопросов. Преподают  информатику   в  школе учителя с  различным  уровнем  подготовки,  различным  базовым  образованием  и опытом  работы  в школе.  Поэтому  реальное  содержание обучения  информатике   в  каждой  школе  и  уровень  требований  отдельных  преподавателей  к  подготовке  школьников  по  этому  предмету  часто  бывают  существенно  различны.  При  этом  ряд  важнейших  вопросов курса,  имеющих  значительное  общеобразовательное  значение,  остаются  порой  вне  содержания  обучения  информатике  во  многих  школах.

    Во – вторых,  в  настоящее  время  стала  очевидной  нецелесообразность  обучения  информатике  только  на  старшей  ступени   школы;  сейчас  начинает  складываться  новая  структура  обучения  информатике  в  общем  среднем  образовании,  в  рамках  которой  базовый  курс,  обеспечивающий  обязательный  общеобразовательный   минимум  подготовки  школьников  по  информатике,  должен  быть  перенесен  в  неполную  среднюю  школу (7-9 классы) . Это  потребует  адаптации его  содержания  и  требований  к   результатам  обучения  к   познавательным  возможностям  школьников  этого  возраста.

    В – третьих,  как  известно,  курс  информатики был  введен  в  школу  как  средство  обеспечения  компьютерной  грамотности  молодежи,  подготовки  школьников  к  практической  деятельности,   труду  в  информационном  обществе.  При  этом  значительный  общеобразовательный  потенциал  курса  был   не  востребован.

Настоящая программа разработана в целях реализации национальной инициативы «Наша новая  школа». В основу программы положен ряд нормативных документов:

  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Программа воспитания и социализации личности учащихся;
  • Приказ Министерства образования РФ №373.

Настоящая программа разработана с учётом передовых педагогических идей и методических материалов современных учёных и практиков. Программа носит модифицированный характер.

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В объединениях внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем объединения (кружка), приблизить обучение к реалиям современной жизни.

   Программа,  приведенная  ниже,  рассчитана  на  изучение  информатики  на  кружке (объединении).  Она   включает  в  себя  основные (на  мой взгляд)  вопросы  содержания  обучения  информатике.  Эта  программа  отличается  номенклатурой  изучаемых  вопросов,  уровнем,  глубиной  изучения  каждого  вопроса, требованиями  к  знаниям  и  умениям  школьников,  а  также  логикой  и  последовательностью изложения  материала. Программный  материал соответствует  образовательным  стандартам  по  информатике.

    Эту  программу  можно  использовать  в  5 – 7  классах,  так  как  у  ребят  этого  возраста (10-13лет)  большой  интерес  к  изучению  информатики  и  желание  научиться  работать  на  компьютере,  а во  многих  школах  информатику  начинают  изучать только  с 8  класса.  Также  эту  программу  можно  использовать  и  в  7-9 классах (13-16  лет) для более  детального  рассмотрения  отдельных  вопросов  информатики, изучаемых  на  уроках,  так  как  на  преподавание  в  8 классах  отводится  всего  1 час,  а  в  9  классах – 2  часа.  Это  очень  мало!

    Компьютер  активно присутствует на  подавляющем  большинстве  уроков  и  предстает  перед  детьми  как  универсальная  машина.

    Данная  программа  рассчитана  на 3  учебных  года.

    Основная цель программы – формирование  молодого  поколения,  готового  активно  жить и  действовать  в  современном  информационном  обществе,  насыщенном  средствами  хранения,  переработки  и  передачи  информации  на  базе  новейших  информационных  технологий. Умея  работать с необходимыми  в  повседневной  жизни  вычислительными  и  информационными  сетями,  электронными  таблицами, персональными  компьютерами  и  информационными  сетями,  человек  приобретает  не  только  новые  инструменты  деятельности,  но  и  (это  главное!)  новое  видение  мира.

    Задачи:

  • Обеспечить  прочное  и  сознательное  овладение  учащимися  основами  знаний  о  процессах преобразования,  хранения  и  использования  информации  и  на  этой основе  раскрыть учащимся  роль  информатики  в  формировании  современной  естественнонаучной  картины  мира,  значение информационных технологий  и   вычислительной  техники  в  развитии  современного  общества;
  • Создать  условия   для  формирования  у  учащихся  стиля  мышления,  адекватного  требованиям  современного  общества;
  • Привить навыки  сознательного  и рационального  использования  ЭВМ  в  своей  учебной,  а  затем  профессиональной  деятельности  и  для  развития  и  усовершенствования  меж предметных  связей.

Формы  проведения  занятий:

  • Занятия – лекции (теория);
  • Практические  занятия (лабораторные  работы);
  • Игровые  занятия.

 

             

           Тематическое  планирование.

Первый  год  обучения.

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Правила  техники  безопасности  при  работе  на  ПК.

1

1

0

2

Информатика,  информация  и  её  свойства,   информационные  процессы.

1

1

0

3

История  развития  вычислительной  техники.

1

1

0

4

Этапы  развития  вычислительной  техники.

1

1

0

5

Кодирование  информации. Двоичная  форма  представления  информации.

2

1

1

6

Системы  счисления. Перевод чисел  из  10 – тичной  в  2 – ичную  систему  счисления. (и   наоборот).  Двоичная  арифметика.

2

1

1

7

Основные  устройства  компьютера, их  функции  и взаимосвязь  в  процессе  работы  компьютера.

2

1

1

8

Начало  и  конец  работы  в Windows  (включаем,  выключаем  ПК). Работа  с  мышкой  и клавиатурой.

2

0

2

9

Клавиатура.  Назначение  клавиш.  Работа  на клавиатурном  тренажёре.

2

1

1

10

Открытие  и создание  файла.  Текстовый  файл.

2

1

1

11

Создание  текстового  файла  на  русском  и  английском  языках.

2

0

2

12

Редактирование  текстового  файла: перемещение  по  тексту, выделение  фрагментов  текста, удаление  и  копирование  фрагментов  текста.

2

0

2

13

Редактирование  текстового  файла:  вставка  номеров  страницы, верхний  и  нижний  колонтитулы,  шрифты.

2

0

2

14

Редактирование  текстового  файла:   вставка  в  файл таблицы,  основные  операции   с  таблицами.

4

0

4

15

Редактирование  текстового  файла:  вставка  рисунков,  основные  операции  с  рисунками.

4

0

4

16

Редактирование  текстового  файла:  маркированные  списки.

2

0

2

17

Сохранение  и  удаление  файлов. Печатаем  файл.

2

0

2

18

Выполнение  проекта «Новости мира».

4

1

3

19

Выполнение  проекта «Реклама».

4

1

3

20

Выполнение проекта «Анкета друзьям».

4

1

3

21

Обработка  графических  изображений. Paint – что  это  такое. Запуск  и завершение Paint.

2

1

1

22

Окно  программы  Paint: рабочее  поле, набор  инструментов  и  меню  инструмента,  палитра  цветов.

2

1

1

23

Техника  создания  изображений: кисть и  карандаш, ластики,  геометрические  фигуры.

2

1

1

24

Техника  создания  изображений: распылитель,  заливка,  ввод  текста.

2

1

1

25

Выполнение  проекта «Дом моей  мечты».

4

1

3

26

Выполнение  проекта «Любимый  мультфильм».

4

1

3

27

Выполнение   проекта «Заставка  на   рабочий  стол».

4

1

3

28

Итоговое  занятие.

2

2

0

Всего  68  часов.   Из  них  теория – 21  час,  практика – 47  часов.

Второй  год  обучения.

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Повторение: правила  техники  безопасности  при  работе на  ЭВМ; навыки  работы на  ЭВМ.

2

1

1

2

Понятие  об  алгоритме. Исполнитель  алгоритма. Система  команд  исполнителя.  Примеры  алгоритмов и  исполнителей.

2

2

0

3

Представление  о  свойствах  алгоритмов. Способы  описания  алгоритмов. Условия  в  алгоритмах.

2

2

0

4

Решение  алгоритмических  задач.

2

1

1

5

Выполнение  проекта «Сказка».

4

1

3

6

Возможность  автоматизации  исполнения  алгоритмов. Представление  о  языках программирования.

2

1

1

7

Знакомство  с языком программирования Free Pascal. Математические  функции  в Free Pascal .

2

1

1

8

Решение примеров.

2

0

2

9

Графические  возможности  языка Free Pascal . Графические  режимы  Screen(номер  режима)

2

1

1

10

Основные  графические  примитивы.       ( точка,  линия,  прямоугольник,  окружность).

2

0

2

11

Цвет  в Free Pascal .  Закраска  точки экрана,  произвольной области.

2  

0

2

12

Коэффициент  вытянутости. Рисование  дуг.

2

1

1

13

Сценарии  простых  изображений (домик,  кораблик,   флаг  и т.д.) и  их  реализация.

4

1

3

14

Выполнение  проекта « Картинки  с  выставки».

6

2

4

15

Передача  информации. Локальные  компьютерные  сети.

2

2

0

16

Глобальная  компьютерная  сеть  Интернет.

2

1

1

17

Браузеры – средство  доступа  к информационным ресурсам  Всемирной  паутины.

2

1

1

18

Общение  в  Интернете.

2

0

2

19

Звук  и  видео  в  Интернете.

2

0

2

20

Поиск информации  в  Интернете.

6

0

6

21

Загрузка   файлов   из  Интернета.

4

0

4

22

Выполнение  проекта «Реферат»

6

2

4

23

Компьютерные  вирусы  и  антивирусные  программы.

2

2

0

24

Защита  от  вирусов:  обнаружение  и  лечение.

2

0

2

25

Итоговое  занятие.

2

0

2

Всего  68  часов. Из   них теория 22 часов,  практика  46  часов.

Третий  год  обучения.(1 вариант:2 часа в неделю)

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Повторение: правила  техники  безопасности  при  работе на  ЭВМ; навыки  работы на  ЭВМ.

2

1

1

2

Что такое  презентация? Общие  сведения  о PowerPoint.

2

1

1

3

Создание  презентации  с  помощью PowerPoint.

2

0

2

4

Рисунки  и  графические  примитивы на   слайдах.

2

0

2

5

Выбор  дизайна  презентации.

2

0

2

6

Редактирование  и  сортировка  слайдов.

2

0

2

7

Использование  анимации  в  презентации.

2

0

2

8

Переходы  между  слайдами.  Демонстрация  презентации.

2

0

2

9

Звуковое  оформление  презентаций.

2

0

2

10

Выполнение  проекта «Я  работаю учителем..»

6

2

4

11

Что  такое  электронная таблица? Общие  сведения о Excel .

2

2

0

12

Запуск  и  завершение программы  Excel. Создание  и  сохранение  файлов.

2

0

2

13

Обзор  функций  горизонтального   меню. Панели  инструментов.

2

1

1

14

Ячейка  электронной  таблицы.  Как  адресовать  ячейку.  Ввод   данных  в  ячейку  таблицы. Изменение  ширины  столбца  и   высоты  строки.

2

0

2

15

Подготовка  простой таблицы.

2

0

2

16

Основные  манипуляции  с  таблицами.   ( перемещение  по  таблице, выделение  фрагментов  эл.  таблицы, очистка  ячеек).

2

0

2

17

Основные  манипуляции  с  таблицами. (вставка  и  удаление, перемещение, копирование и  вставка  фрагментов, поиск  и   замена).

2

0

2

18

Расчетные  операции  в  Excel . Работа  с  формулами  и функциями.

2

1

1

19

Основные  статистические и  математические  функции  Excel .

2

1

1

20

Выполнение  проекта «Банкир».

4

1

3

21

Электронная  почта. Общие  сведения.

2

2

0

22

Создание  почтового  ящика.

2

0

2

23

Создание  сообщения.

2

0

2

24

Доставка  и  чтение  почты.

4

0

4

25

Выполнение  проекта  « Я  пишу  тебе  письмо».

2

1

1

26

Математический  набор Microsoft  Office. Создание  индексов, корня. Ввод  дробных  значений.

2

1

1

27

Создание  сложных  математических  выражений.

2

0

2

28

Выполнение  проекта «Шпаргалка».

4

1

3

29

Итоговое  занятие.

2

1

1

Всего  68  часов.  Из  них  теория 16  часов,  практика 52   часов.

Третий  год  обучения.(2 вариант: 4 часа в неделю)

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Повторение: правила  техники  безопасности  при  работе на  ЭВМ; навыки  работы на  ЭВМ.

2

1

1

2

Что такое  презентация? Общие  сведения  о PowerPoint.

2

1

1

3

Создание  презентации  с  помощью PowerPoint.

2

1

2

4

Рисунки  и  графические  примитивы на   слайдах.

2

0

2

5

Выбор  дизайна  презентации.

2

0

2

6

Редактирование  и  сортировка  слайдов.

2

0

2

7

Использование  анимации  в  презентации.

2

0

2

8

Переходы  между  слайдами.  Демонстрация  презентации.

2

0

2

9

Организация переходов между слайдами с помощью гиперссылок.

2

0

2

10

Организация переходов между слайдами с помощью управляющих кнопок.

2

0

2

11

Звуковое  оформление  презентаций.

2

0

2

12

Создание мультимедийной интерактивной презентации.

6

1

5

13

Анимация. Создание анимации в презентациях.

4

1

3

14

Выполнение  проекта «Я  работаю учителем..»

6

2

4

15

Создание документов в текстовых редакторах.(бланки)

2

1

1

16

Компьютерные словари. Перевод текста с помощью компьютерных словарей.

2

0

2

17

Создание и форматирование списков.

2

0

2

18

Вставка в документ формул с использованием Редактора формул, встроенного в текстовый редактор.

2

0

2

19

Математический  набор Microsoft  Office. Создание  индексов, корня. Ввод  дробных  значений.

2

1

1

20

Создание  сложных  математических  выражений.

4

1

3

21

Выполнение  проекта «Шпаргалка».

4

1

3

22

Выполнение проекта «Справочник»

6

2

4

23

Что  такое  электронная таблица? Общие  сведения о Excel .

2

2

0

24

Запуск  и  завершение программы  Excel. Создание  и  сохранение  файлов.

2

0

2

25

Обзор  функций  горизонтального   меню. Панели  инструментов.

2

1

1

26

Ячейка  электронной  таблицы.  Как  адресовать  ячейку.  Ввод   данных  в  ячейку  таблицы. Изменение  ширины  столбца  и   высоты  строки.

2

0

2

27

Подготовка  простой таблицы.

2

0

2

28

Основные  манипуляции  с  таблицами.   ( перемещение  по  таблице, выделение  фрагментов  эл.  таблицы, очистка  ячеек).

2

0

2

29

Основные  манипуляции  с  таблицами. (вставка  и  удаление, перемещение, копирование и  вставка  фрагментов, поиск  и   замена).

2

0

2

30

Расчетные  операции  в  Excel . Работа  с  формулами  и функциями.

4

1

3

31

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

2

0

2

32

Построение диаграмм различных типов.

2

0

2

33

Основные  статистические и  математические  функции  Excel .

2

1

1

34

Выполнение  проекта «Банкир».

4

1

3

35

Электронная  почта. Общие  сведения.

2

2

0

36

Создание  почтового  ящика.

2

0

2

37

Создание  сообщения.

2

0

2

38

Доставка  и  чтение  почты.

4

0

4

39

Выполнение  проекта  « Я  пишу  тебе  письмо».

2

1

1

40

Работа с мастером буклетов Publisher.

2

1

1

41

Создание буклетов с помощью с мастера буклетов Publisher. Дизайн буклетов.

4

1

3

42

Создание календарей с помощью с мастера буклетов Publisher.

2

1

1

43

Создание бланков и бюллетеней с помощью с мастера буклетов Publisher.

2

1

1

44

Создание трёх- и четырёхсекционных публикаций. (настройка публикации, создание макета, добавление и размещение текстовых полей и картинок)

6

1

5

45

Выполнение проекта «Я рекламирую…»

6

2

4

46

Цифровое фото. Захват цифрового фото и создание слайд –шоу.

4

1

3

47

Захват и редактирование цифрового видео.

4

1

3

48

Выполнение проекта « фоторепортёр».

2

0

2

49

Итоговое  занятие.

2

1

1

Всего 136 часов. Из них  теория 32 часа, практика 104 часа.

 

Требования к знаниям  и умениям.

   В  результате  изучения  курса  учащиеся  должны:

Знать:

-общее  описание  и  назначение  основных  информационных  процессов: хранения,  передачи  и  обработки  информации;

-Способы  кодирования  информации;

-Название  и  назначение  основных  устройств  ЭВМ;

-Правила техники  безопасности  при  работе  на  ЭВМ;

-Назначение,  возможности, области  применения,  основные  характеристики  информационных  редакторов (текстовых, графических);

-Представление  о  файлах,  дисках;

-Использование ПК  в  различных  областях;

-Представление  об  алгоритме;

-Представление  об  исполнителях  и  связанных  с  ним  понятиях:  команде, системе  команд,  способе  представления  команд,  среде,  непосредственном  и  программном  управлении;

-Обозначение  и  назначение  основных  операторов  графического режима.

Уметь:

-приводить  примеры  передачи,  хранения,  обработки  информации в деятельности  человека, природе, обществе,  технике;

-Переводить  в  десятичную  форму  записи  двоичные  числа  и  наоборот;

-Пользоваться  клавиатурой, включать  и  выключать  ПК;

-Создавать, сохранять, редактировать, удалять  текстовые  файлы;

-Пользоваться  инструментарием  графических  редакторов, создавать   компьютерные  рисунки  и  совмещать  их  с  текстом;

-Считывать  информацию, хранящуюся  на  дисках,  дискетах,  флэшках  и  записывать  на  них  информацию;

-Составлять  и  анализировать различные  алгоритмы;

Составлять и  реализовывать  программы  на  языке  программирования (в  графическом   режиме);

-Создавать  презентации;

-Работать  с  электронной  почтой;

-Работать  с  электронными  таблицами;

-Самостоятельно  находить  информацию  в  Интернете.

Используемая  литература.

1.ЭВМ. Методическое  пособие  по  основам  информатики и  вычислительной  техники. Изд. «Учитель»,  Волгоград, 1995г.

2. IBM РС  для  пользователя. Фигурнов  В.Э. Изд.  «Финансы  и  статистика»,  Москва, 1993г.

3.Информатика  7-9 Гейн А.Г. Изд. «Дрофа»,  Москва, 2001г.

4.Windows 98 для  «Чайников».  Учебный  курс. Ратбон,  Энди.  Изд. «Вильямс»,  Москва,  2001г.

5.IBM  PC для  пользователя  от  начинающего  до опытного.  Фигурнов  В.Э. Изд. «Инфра-М»,  Москва,  1997г.

6. Что  такое  информатика.  Каныгин Ю.,  Зотов Б. Изд. «Детская  литература», Москва,  1987г.

7.Формулы   чуда.  Кондратов А. Изд. «Детская  литература»,  Москва,1987г.

8.Изучаем  Basic. Гутман Г. Изд. «Питер»,2003г.

9.Информатика: начальный курс. Под  редакцией  Макаровой Н. Изд. «Питер», 2001г.

10.Информатика и  информационные  технологии 10-11. Угринович Н. Изд. «Бином», 2007г.

11.Информационные  технологии. Ю. Шафрин. Изд. «Бином», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

программа кружковой работы по теме чувашский фольклор

Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...

Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.

Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....