"Сочетание различных видов деятельности на занятиях хора и сольфеджио с детьми 6-7 лет "
план-конспект занятия по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия «Сочетание различных видов деятельности на занятиях хора и сольфеджио с детьми 6-7 лет»
Оборудование и материалы:
Для педагога: Фортепиано
Нотный материал
Для детей: Столбица, указка, нотный стан, магнитный ключ и ноты (большие)
Музыкальные инструменты – ложки, бубны, бубенчики, глекеншпили
(сопрано и альт)
Ширма
Пособия «Магнитные нотки» - доски с нотками и ритмическими карточками
Пособия «Пальчиковые нотки» - пальчиковые куклы с изображением нот
Форма: Итоговое полугодовое занятие.
Цель: Показать успешное овладение детьми различными видами музыкальной деятельности, которые в комплексе способствуют развитию как общих музыкально-исполнительских способностей, так и вокально-хоровых навыков в частности.
Задачи:
- Обучающие:
- Изучение музыкальной грамоты (ноты, длительности и их сочетания);
- Формирование и развитие ступеневых представлений в системе относительной сольмизации;
- Изучение предмета с помощью разнообразного дидактического материала;
- Развивающие:
- Формирование правильных певческих навыков;
- Развитие чувства ритма;
- Развитие музыкального звуковысотного и тембрового слуха;
- Развитие эмоциональной сферы детей;
- Воспитывающие:
- Создание творческой атмосферы на занятии – атмосферы открытости и доверия;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Активное взаимодействие учащихся друг с другом;
- Обеспечение мотивации к дальнейшим занятиям;
- Воспитание интереса к музыкально-ритмической театрализованной деятельности;
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ТЕМЫ УРОКА.
Педагог: Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места, пожалуйста.
Дети занимают места на лавочках, как обычно на занятии.
Педагог: Сегодня мы покажем родителям, чему мы научились за прошедшие полгода. Покажем все виды работы, какие мы делаем на наших занятиях.
Давайте подготовим наш рот и язычок к работе.
Артикуляционная разминка – традиционно ее проводят сами дети.
Теперь нам нужно разогреть наш голос.
Распевание «Жуки-комарики».
II. ДЕМОНСТРАЦИЯ БЛОКА 1 – ПРОРАБОТКА СТУПЕНЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИТОГОВЫЙ ПОКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С СОЛИСТАМИ И ОРКЕСТРОВКОЙ.
Педагог: Я буду сейчас показывать ступени на столбице, концертмейстер будет играть эту же мелодию, а вы должны вспомнить, что это за песенка и начать показывать ручными знаками ступеньки, как я.
Затем показывает последовательность ступеней на столбице, концертмейстер играет мелодию на инструменте.
Дети вспоминают: Это украинская колядка «Ой, ти, коляда».
Педагог объясняет, для чего поем ступенями – для активизации муз. памяти. Один из важнейших видов работы над произведениями именно пропевание ступенями.
Педагог: Давайте вспомним нашу украинскую колядку, какие инструменты помогают нам украсить музыку в проигрыше?
Дети: Ложки и бубны.
Педагог: Какой ритм исполняют наши инструменты?
Дети вспоминают - закрепляется недавно изученная ритмоформула – ти-та. Выкладывают на доске ритм ложек и бубнов.
Далее украинская колядка «Ой, ти, коляда» исполняется в концертном варианте с солистами и оркестровкой.
III. БЛОК 2 – РАБОТА СО СТОЛБИЦЕЙ (УСТОИ-НЕУСТОИ), МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА. РАБОТА С ПОСОБИЯМИ «МАГНИТНЫЕ НОТКИ», «ПАЛЬЧИКОВЫЕ НОТКИ»
Педагог: Дети, кто мне скажет, что это такое? (показывает на столбицу).
Дети называют: Столбица, или музыкальное королевство.
Педагог: Мы видим на столбице красные ступеньки и синие, кто вспомнит, что это значит?
Дети: Красные – устойчивые (I-король, III-королева, V-принцесса), синие – неустойчивые (слуги II, IV, VI, VII).
Педагог: Какая у нас есть песенка про разные ступени?
Дети: Песенка «Про бабушку».
Педагог: Как двигается мелодия в этой песенке?
Дети вспоминают (с помощью наводящих вопросов педагога), что мелодия первой фразы двигается только по устойчивым ступеням, а мелодия второй – по неустойчивым.
Далее поем песню ступенями по подгруппам 1гр.- 1 фразу на устоях, 2 гр. – ответ на неустоях. Затем дети показывают мелодию ступенями на столбице, в то время как остальные поют песенку со словами.
Педагог: Давайте вспомним жителей нашего музыкального королевства, какие нотки там живут?
Дети вспоминают, что ноты живут на нотном стане, и у каждого из ребят есть собственный нотный стан – рука (5 пальчиков = 5 линеек нотного стана).
Дети проговаривают хором нотную считалочку, показывая каждую нотку на руке:
«Ми- соль-си» - на линеечках сидят,
«Фа-ля-до» - те в окошечки глядят,
Под скамейкой во дворе притаилась нотка «Ре»,
«До» сидела на скамейке на добавочной линейке.
Далее дети выкладывают загаданные педагогом ноты на магнитной доске.
Педагог: Давайте вспомним про музыкальный ключ. Что он показывает?
Дети объясняют, что воротики музыкального ключа указывают на ту нотку, которая является первой ступенью в песне.
Вспомнили про муз.ключ – угадываем ступени-ноты (ищем от первой ступени вторую).
Когда ключ остановится на «ми»:
Педагог: Вспоминаем нашу попевку «Божья коровка», она в ключе «ми».
Пропеваем песенку ступенями, выясняем, какие ступени в песне (V и III), какие будут нотки, если мы в ключе «ми», выкладываем на доске, поем «Божью коровку» нотами.
Далее песенка исполняется на глекеншпилях. Затем попевается двухголосным каноном с движениями в хороводах.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Игра «Вот гуляем мы с дружком».
Дети делятся на пары, исполняют песню с движениями.
IV. БЛОК 3 – ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА НАД ЧЕШСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ «СОЧЕЛЬНИК НАСТУПИЛ» (ПРОИЗВЕДЕНИЕ ГОТОВИТСЯ К ПОКАЗУ НА КОНКУРСЕ). РАБОТА НАД ОРКЕСТРОМ.
Педагог рассказывает о проведенной работе над произведением, объясняет, какими инструментами украшено произведение. Затем песня исполняется хором и солистами в концертном варианте.
Оркестр «Заиграл оркестр наш».
Дети по усмотрению педагога делятся на 3 группы: ложки, бубны, бубенчики.
Каждая группа инструментов исполняет свой ритм (предварительно ритм исполняется хлопками, выкладывается карточками на доске).
В 1 куплете – ложки, во 2-м – бубны, в 3-м - бубенчики, в 4-м куплете – все инструменты.
V. БЛОК 4 - МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ «ЕДЕТ, ЕДЕТ».
Музыкальная театрализация «Едет, едет».
Исполняется всеми детьми и солистом – театрализованная сценка из деревенской жизни. Девочки (две группы) поют с подражательными движениями фразы песни по очереди. Мальчик-солист исполняет сольную роль.
VI. БЛОК 5 – ЖЕСТОВЫЕ И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Исполняется пальчиковая игра «Перчатка», жестовая игра «Я хочу построить дом».
VII. ИТОГ УРОКА.
Педагог: Дети, вы были большие молодцы! Мне очень приятно, что вы так хорошо работали сегодня на нашем занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения
Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....
Роль игры и интеграции различных видов деятельности в организации обучения английскому языку на раннем этапе
обучающие игры на уроках английского языка...
Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»
Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)
Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...
Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства
Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...
Форма 2 "Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к различным видам деятельности"
1. Результаты участия обучающихся в конкурсах2. Результаты участия обучающихся в проектной деятельности...