Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».
план-конспект занятия по теме

Мололкин Виктор Александрович

Цель: Формирование интереса к шахматной игре.

Задачи:

1.      Познакомить детей с историей шахмат.

2.      Знакомство с шахматной доской, фигурами, первыми правилами шахматной игры, записи шахматной партии.

3.      Воспитать чувства партнерства, творческой взаимопомощи.

4.      Раскрыть перспективы познания шахмат.

 

Время занятия: 20 минут

Тип занятия: вводное

Возраст обучающихся – 9-11 лет

Количество – 10-12 человек

Оборудование: 7 комплектов шахмат, демонстрационная шахматная доска, тетради и ручки на каждого обучающегося, шахматные часы – 1 шт., школьная доска, мел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zan._mololkina_v.a.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области

ПЛАН

Открытого занятия педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории

Мололкина Виктора Александровича

Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».

Цель: Формирование интереса к шахматной игре.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей шахмат.
  2. Знакомство с шахматной доской, фигурами, первыми правилами шахматной игры, записи шахматной партии.
  3. Воспитать чувства партнерства, творческой взаимопомощи.
  4. Раскрыть перспективы познания шахмат.

Время занятия: 20 минут

Тип занятия: вводное

Возраст обучающихся – 9-11 лет

Количество – 10-12 человек

Оборудование: 7 комплектов шахмат, демонстрационная шахматная доска, тетради и ручки на каждого обучающегося, шахматные часы – 1 шт., школьная доска, мел.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Вводная часть – 3 минуты.
  • Приветствие, назвать свое имя.
  • Ребята, вы ,конечно, знаете много спортивных игр, занимаетесь спортом. А знаете ли вы такую игру, которая совмещает в себе свойства науки, искусства и спорта?
  • Как вы думаете, чем интересна и полезна игра в шахматы?
  • Ответы детей.
  • А кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы? Знаете  правила игры?
  • Ответы детей.
  • Шахматный клуб. Рассказ педагога о том, чему учат в клубе, как проходят занятия, соревнования, проведение классификационных турниров с присвоением спортивных разрядов: от IV разряда – до международного мастера.
  1. Основная часть занятия – 12 минут.
  1. Теоретическая часть – 5 минут

Лекция с элементами беседы.

  • Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Люди в шахматы играют –

Интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что? Трехглавые драконы

 нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато  лихие кони

И пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Возвышается король.

Тут герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски

Воевать и побеждать!

Е. Ильин.

- Шахматы – очень древняя игра. Ее рождение связано с желанием людей жить мирно, без войн. Появилась она в Индии более двух тысяч лет тому назад. В VI веке проникла через Персию в Европу.

  • «Легенда о возникновении шахмат».

- Ребята, как вы думаете, какова цель шахматной игры?

- Правильно! Поставить мат королю.

- Откуда же пришло это слово – шахматы? И что оно означает?

- Своего  царя персы называли – «шах», а слово «мат» - по арабски означает «умер». Значит, слово «шахматы» можно перевести так:  «Смерть королю противника!».

  • Работа с демонстрационной доской и с шахматами на столах.
  • Изучение шахматной доски и фигур.
  • Расстановка фигур на доске.
  • Правила игры.
  • Запись партии.
  • По ходу объяснения – вопросы педагога:

- зачем нужно записывать партии?

- правильно, для изучения  и анализа игры. Для прочтения  шахматных книг и журналов.

  • Запись  «Детского мата».
  • Игра «Узнай фигуру на ощупь».
  1. Практическая часть –7 минут.
  • Игра обучающихся в шахматы. Обучающиеся, имеющие минимальный опыт игры в шахматы, играют в паре с теми, кто не имеет такого опыта.
  1. Подведение итогов – 5 минуты.

- Ребята, что вы почувствовали, играя в шахматы?

  • Предполагаемые ответы (интерес, азарт)

- Хотели ли вы и дальше обучаться шахматной игре? Как вы думаете, какие качества характера развиваются при занятии шахматами?

  • Ответы детей (память, внимание, логическое мышление, терпение, усидчивость)

- Как вы думаете, где эти качества характера вам могут пригодиться?

  • (В жизни, на уроках, в спорте  и т.д.)

- И в заключении предлагаю проверить, успели ли вы запомнить шахматные термины. Сейчас мы разгадаем шахматный кроссворд!

  1. Слабый по силе, но сильный по духу шахматный солдатик.
  2. Активные действия военных на поле боя или шахматных фигур на доске.
  3. Нападение на короля.
  4. Окончание игры.
  5. Прямолинейная и сильная фигура.
  6. Необходимое качество начинающего шахматиста, помогающее овладеть секретами шахматной игры.
  7. Две одинаковые фигуры, которые не могут ходить по диагоналям одного цвета.

Педагог- нам не скучно ходить по белым и черным полям. Шахматная жизнь становится интереснее, ярче, полнее. Вас ждут удивительные шахматные открытия, яркие победы и полезные поражения.

Все в ваших руках! Удачи!

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Авторская программа «Добро пожаловать в шахматное королевство!»

Направленность дополнительной образовательной программы «Добро пожаловать в шахматное королевство!» по содержанию является спортивно-технической; по функциональному предназначению – специальной; по фо...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект занятия "Введение в образовательную программу"для детей по программе "Художественная роспись".

Конспект занятия "Введения в образовательную программу" для детей по программе "Художественная роспись" предназначен для участия в конкурсе профессионального мас терства "Сердце отдаю детям"....

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Введение в образовательную программу «Вязание»

Конспект открытого занятияпедагога дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур г. НогинскаУсовой Елены Викторовны Тема занятия:  «Введение в образовательную программу «Вязан...

Открытое занятие "Введение в образовательную программу" тема «Этот новый удивительный мир…»

Данная разработка призвана пробудить у ребенка желание научиться петь, развить свои вокальные способности способности....

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»первого занятия по вокалу для детей 6-7 летАннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое зан...