Самообразование педагогов дополнительного образования как необходимый фактор для реализации образовательных программ
методическая разработка по теме

Мурзаева Солтанат Османовна

«Учитель – это тончайший инструмент,

вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».

 

«Век живи – век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства педагогических работников, их компетенции и эрудиции - это четкая организация методической и исследовательской работы.

Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа педагога в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_pedagogov.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Самообразование педагогов дополнительного образования

как необходимый фактор для реализации образовательных программ»

Подборка материалов: методист Мурзаева С. О.

«Учитель – это тончайший инструмент,

вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».

«Век живи – век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства педагогических работников, их компетенции и эрудиции - это четкая организация методической и исследовательской работы.

Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа педагога в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

 Основные задачи работы методических объединений - это:

  • улучшение методов работы;
  • работа по самообразованию в вопросах психологии, воспитания;
  • профессиональное общение коллег;
  • творчество педагога;
  • оказание помощи коллегам по совершенствованию своего мастерства, обобщение передового опыта.

Различные формы работы

 

Коллективные формы: семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые мероприятия, тематические месячники, творческие отчеты, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы.

Индивидуальные: самообразование, разработка творческой темы, взаимопосещение, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение мероприятий с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов.

В нашем ОУ основные формы методической работы - педсовет, методический совет, Педагогическая гостиная, методические объединения, самообразование.

Методические объединения

Методические объединения - наиболее известная форма помощи педагогам. Как известно, руководителями методических объединений назначаются лучшие педагоги, мастера педагогического дела. И чтобы пользоваться у коллег заслуженным авторитетом нужно соответствовать своему статусу. А это предполагает очень большую ответственность.

Рекомендации по планированию работы методических объединений

По месяцам. Например: 

в сентябре - информация о методических новинках, внесение корректив в план методической работы на год, обсуждение содержания самообразования членов данного объединения.

В ноябре – взаимопосещение занятий, мероприятий и их анализ.

В декабре -  сообщения о самообразовании, знакомство с новинками научно-методической литературы.

В феврале – обмен опытом по различным вопросам воспитания и обучения.

В апреле – подготовка к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

В мае – подведение итогов на методический совет, где заслушиваются сообщения руководителей методических объединений о выполнении намеченных планов и т.п., а также составляются планы на следующий учебный год. В течение года  педагоги участвуют в заседаниях районных методических объединений, готовят обучающихся для участия в различных конкурсах, олимпиадах участвуют сами в различных мероприятиях.      

Методические объединения оказывают действенную помощь коллегам в апробации и совершенствовании методики работы по новым программам.

Планирование

работы педагога над индивидуальной методической темой

В контексте методической темы ОУ педагоги определяют для себя тему самообразовательной деятельности. Тема не может быть навязана извне, она вытекает из профессионального интереса педагога. Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. При отборе содержания самообразования учитывается уровень квалификации педагога; объективные профессиональные потребности педагога, его личные интересы; специфика образовательного учреждения, в котором работает педагог, этап его развития.

Виды деятельности, способствующие профессиональному росту

  • Чтение конкретных педагогических изданий;
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях
  • Решение тестов, упражнений и  других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий коллег;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий.

Результат самообразования (на некотором этапе):

  • Повышение качества преподаваемого предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • Разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и т. д.  
  • Доклады, выступления;
  • Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • Выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, в том числе и ИКТ;
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям
  • Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Начинающему педагогу в этом сложном деле, как правило, необходима помощь руководителя ОУ, методиста. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. Задача педагога в том, чтобы планирование собственного профессионального развития становилось внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, постоянно совершенствоваться.

Индивидуальный план

работы педагога над методической темой

Пояснительная записка (схема написания):

  • проблема;
  • тема;
  • цели и задачи;
  • основные формы и методы работы;
  • прогнозируемый результат.

II Основные этапы работы

п/п

Название этапа, содержание примерной деятельности педагога

1.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

  • анализ затруднений;
  • анализ состояния образовательного процесса;
  • выявление противоречий;
  • поиск, изучение, анализ литературы по проблеме

2.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

  • определение целей и конкретных задач;
  • формулировка гипотезы (для уровня научной, экспериментальной работы);
  • прогнозирование результатов

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  • составление программы работы;
  • подготовка материально-технической базы;
  • методическое обеспечение

4.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • реализация собственной программы (методики, технологии:……);
  • отслеживание промежуточных результатов

5.

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ

  • проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур;
  • при необходимости корректировка программы

6.

ОБОБЩАЮЩИЙ

  • обработка полученных данных;
  • соотнесение полученных результатов с планируемыми;
  • корректировка гипотезы;
  • оформление, описание результатов

7.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

  • применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности;
  • диагностика наличии запроса на данную методику;
  • распространение данной программы (методики, технологии:) при наличии запроса на нее

8.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет, ….);
  • подведение итогов

Перспективный план представляет собой распределение тем и заданий (в соответствии с целями) между членами педагогического коллектива, последовательность их выполнения по годам, определение формы и способа представления промежуточного и итогового результатов. Перспективный план обеспечивает преемственность, системность в методической работе. Он должен соответствовать программе развития образования ОУ.

Перечисленные виды планов по длительности тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, дополняет, корректирует предыдущий.

Не каждый учитель хочет   и может   оперативно перестраивать свою деятельность, свою личность.

Возникает много противоречий между старым и новым, а значит, и много  проблем.    

Проблем,   которые   учитель должен уметь  продуктивно  разрешать.

 в  интересах  ученика, педагогического  процесса  и в своих личных интересах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...

Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования

Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования Лебедева А.Ю. Тема работы: Тема: Инновационный подход в шахматной педагогике: создание и применение мультимедийного контен...

Методическая рекомендация "Самообразование педагога дополнительного образования"

Материал в помощь педагогам дополнительного образования...

Программа самообразования педагога дополнительного образования детей

Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.Махатма ГандиПедагог дополнительного образования – это особый пласт в образовательном процессе. Он выступает не как учитель, которы...

План работы по самообразованию педагога дополнительного образования

План был составлен на пять учебных лет. Тема по самообразованию, работа над которой показана в материале: "Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося" остаётся актуальной и в настоя...

План самообразования педагога дополнительного образования

Важную роль в работе педагога играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Поэтому для каждого пед...

Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления

Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....