План работы по самообразованию педагога дополнительного образования
материал

Ольга Алексеевна Шаронова

План был составлен на пять учебных лет. Тема по самообразованию, работа над которой показана в материале: "Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося" остаётся актуальной и в настоящее время. Новое прочтение, переосмысление темы связано с введением новых образовательных стандартов, нового Закона об образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Выксунского района

МОУ ДОД Центр детского технического творчества

План  самостоятельной познавательной деятельности педагога дополнительного образования

Составил:

Педагог дополнительного образования

 второй квалификационной категории

Шаронова Ольга Алексеевна

г. Выкса

2010г.

Тема: Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

Цель: изучение и создание условий для внедрения в практику передового педагогического опыта организации познавательной деятельности посредством индивидуальных образовательных траекторий, способствующего развитию детей, показывающих хорошие результаты

Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые основы организации обучения по индивидуальным образовательным траекториям, педагогические, психологические и технологические основания для построения индивидуальных образовательных маршрутов.
  2. Выполнить сравнительный анализ  условий внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, способствующих  индивидуализации процесса обучения.
  3. Определить направления развития индивидуализации учебного процесса по конкретной программе дополнительного образования, выполнить её корректировку, апробировать и внедрить новые формы работы.
  4.  Сформировать систему методической деятельности по развитию и коррекции профессиональной компетенции в области развития творческого потенциала обучающихся в рамках реализации программы дополнительного образования посредством внедрения современных образовательных технологий, способствующих индивидуализации процесса обучения.

№п\п

Мероприятие

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

I.Накопление информации по теме

1

Изучение педагогической, психологической, специальной , методической литературы и нормативно-правовой базы

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Список литературы к теме:

Александрова Е.А., Алешина М.В. Элементы индивидуализации учения //Шк. технологии.- 2003.-№ 2 – с.54-66.

http://old.tspu.edu.ru/seminar/doklady/4/bochkareva4.doc

Абанкина Т. В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008гг./Т. В. Абанкина//Вопросы образования. – 2009.-№2.-С. 5-17.
Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков]. -  (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 
Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.

Бочкарева Т.В. Управление качеством образования через реализацию индивидуальных образовательных программ.
Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.

Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. – С. 191-205.

Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования //Педагогика – 2003.- № 8 – с.9-13.
Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77.
Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления  психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38
Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.

Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.
Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.
Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до  после. - 2007. - №12.

Индивидуальные образовательные маршруты в различных педагогических средах//Н.В. Смирнова//Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.
Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.

Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей. 2003
Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.

Материалы научно-практической конференции 3-5 июня 1997. Ярославль: ЯОЦДиЮ, 1997. С. 5-6.
Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии / В.Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87.

Пискунова Е.В. Технология построения индивидуального образовательного маршрута школьника как средство формирования готовности к жизненному самоопределению.// Обновление школьных технологий образования. - СПб, 2000.
Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].-  http://lib.hersen.spb.ru 
Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
Селиванова, О.Г. Развитие субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: [внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.
Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.
Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.
Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.
Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
 
Управление качеством образования./Под ред. М.М. Поташника. М.:Педагогическое общество России, 2000. – С. 20.
Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000 – 320с.
Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования//Шк. технологии – 2000. – « 2 – с.53-66.
Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А.  Байдурова //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996
Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.
Ярулов, А.А. Организация  выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.

Список интернет-ресурсов к теме:

http://www.crsdod.ru/tema/tema3.html

http://www.depedu.yar.ru:8101/exp/predprofil/materl/met2.shtml

http://infourok.ru/individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_uchaschegosya-184557.htm

http://festival.1september.ru/articles/511879/

2

Сопоставительный анализ теоретической информации и реальной практики (изучение опыта работы по данному направлению на разном уровне)

1.Изучение опыта МОУ «ШСОШ»; Е. А. Кордешовой ;И. Ю. Аршиновой; МОУ «СОШ №8» (Мисиоцкой Т. Т.),Патык А.Г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (Омск) и др.

2.Изучение опыта педагога д\о МОУ ДОД Центр детского творчества «Кругозор» Голубевой Е.В.
«Индивидуальный образовательный маршрут
для детей с хореографической одаренностью
в студии классического танца
«Романс»

1.Обсуждение на методическом объединении новых методик, технологий

2. Обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий областного конкурса пед.мастерства в рамках Программы «Дети. Творчество. Родина» 3.Изучение опыта работы других педагогов на порталах и сайтах, посвященных дополнительному образованию (Учительский портал, портал Дополнительное образование, Внешкольник и т.п.)

1.Знакомство с опытом работы педагогов д/о художественной направленности в рамках курсовой подготовки НИРО (Посещение открытых занятий педагогов МБОУ ДОД ЦДТ Сормовского района, их анализ, обсуждение на семинаре)

2. Знакомство с опытом работы ЦВР «Алиса».

1.Обсуждение на методическом объединении новых методик, технологий

2. Обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий областного конкурса пед. мастерства в рамках Программы «Дети. Творчество. Родина»

3.Изучение опыта работы других педагогов на порталах и сайтах, посвященных дополнительному образованию (Учительский портал, портал Дополнительное образование, Внешкольник и т.п.)

1.Обсуждение на методическом объединении новых методик, технологий

2. Обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий областного конкурса пед. мастерства в рамках Программы «Дети. Творчество. Родина»

3.Изучение опыта работы других педагогов на порталах и сайтах, посвященных дополнительному образованию (Учительский портал, портал Дополнительное образование, Внешкольник и т.п.)

3

Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары и другие обучающие мероприятия

Участие в «Мастерской педагогического опыта»

1.Участие в «Мастерской педагогического опыта»,

2. Изучение опыта на проекте «Портфолио» сайта «Первое сентября»

1.НИРО. Курсы «Современный менеджмент в дополнительном образовании»

2.Участие в областных педагогических мастерских

1.Участие в «Мастерской педагогического опыта», 2.Изучение материалов видеоуроков по макраме сообществ на сайте https://vk.com

3. Посещение мастер-классов по изготовлению планеров обычной схемы, ракетомоделированию в рамках областных педагогических мастерских.

1.Повышение квалификации, курсовая подготовка,  вебинары в он-лайн и оф-лайн режимах, конференции через http://edumarket.ru/?get_page=019,

http://www.uchmet.ru/,

http://schooldigital.ru/,

2.Участие в обучающих мероприятиях ЦДО «Снейл»

3.Изучение материалов видеоуроков по макраме сообществ на сайте https://vk.com

4. Участие в областных педагогических мастерских

II.Реализация темы в организации и проведении обучающих мероприятий и на занятиях

1

Работа над образовательной программой

Корректировка программы, подготовка к экспертизе

Корректировка программы и внедрение новых методических приёмов в работу

Корректировка программы, внесение изменений в методическое обеспечение программы

 

Корректировка тематического планирования к программам, внесение изменений в методическое обеспечение программ

Корректировка тематического планирования к программам

2

В рамках школы педагогического мастерства, МО.

-

-

-

Обобщение опыта работы по теме на заседании МО

-

3

Создание презентаций

По метеорологическим спутникам

-

-

По истории авиации, космонавтике

По истории космонавтики и авиации, поэтапного изготовления планеров, по разработке и изготовлению панно «Декоративная тарелка»

4

Разработка дидактических, диагностических и аналитических материалов

1.Диагностические материалы к программе «Макраме», раздел «Техника Кавандоли»

2. Подготовка схем узлов, узоров и изделий к программе «Макраме»

1. Подготовка схем по кумихимо.

2. Таблица значений цветов в кумихимо и культуре хиппи.

1.Подготовка чертежей и шаблонов для планеров обычной схемы

2.Изготовление таблицы поэтапного изготовления темляка узлом «Плётка»

1.Диагностические материалы к программе «Макраме», по годам обучения

2.Составление схем, подготовка образцов по изготовлению цветка репсовым узлом

3. Подготовка чертежей и шаблонов для планеров обычной схемы и дископланов

1.Диагностические материалы к программе «Макраме» для оценки результатов в контексте ФГОС.

2.Шаблоны однокилевого дископлана, двухкилевого дископлана, ракетоплана, планеров обычной схемы для средней возрастной группы, КОС

5

Разработка методической продукции

Пополнение  банка  дидактического материала

Пополнение  банка  дидактического материала

Пополнение  банка  дидактического материала.

Пополнение  банка  дидактического материала

Пополнение  банка  дидактического материала

6

Консультативная деятельность для участников конкурсов, предполагающих исследовательскую, проектную деятельность.

-

Консультации для детей и родителей, планирующих участие в конкурсах, предполагающих развитие особых навыков

Консультации для детей и родителей, планирующих участие в конкурсах, предполагающих развитие особых навыков

Консультации для детей и родителей, планирующих участие в конкурсах, предполагающих развитие особых навыков

Консультации для детей и родителей, планирующих участие в конкурсах, предполагающих развитие особых навыков

III. Трансляция и обобщение опыта работы (проведение открытых занятий, выступления на педсоветах, заседаниях МО, разработка авторских программ, обобщение опыта работы по теме).

1

На заседаниях МО, педсоветах

-

-

-

Обобщение  опыта по теме  на  МО

Обобщение  опыта по теме  на  МО

2

Публикации

На сайте

http://festival.1september.ru/

На сайте

http://festival.1september.ru/

На сайте

http://festival.1september.ru/

-

На сайтах http://pedrazvitie.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie

http://nsportal.ru

и др.

3

Накопление банка методических материалов

Тематическая папка по теме

Конспекты занятий

Методическая разработка по разделу «Кавандоли»

 Дидактические материалы

Тематическое планирование индивидуальных занятий по программе «Макраме»

Конспекты открытых занятий. Мастер-классов

2Конспекты мастер-классов

Тематическое планирование индивидуальных занятий по программе «Макраме»

Конспекты мастер-классов

Методические рекомендации для педагогов по организации индивидуального обучения

 Конспекты мастер-классов

4

Участие в педагогических конкурсах

- Участие в Общероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»

Участие в Общероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»

Участие в Общероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»

1.Участие  в областном конкурсе методических материалов

2. Призёр муниципального этапа областного конкурса методических материалов

Участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества 2014-2015 уч.г., Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием «Лучшая методическая разработка» (победитель), Всероссийском фестивале «Образовательные программы»

5

Мастер-классы

Мастер-класс для детей-инвалидов

Мастер-класс для детей-инвалидов, мастер-класс для кураторов летнего отдыха детей

Мастер-класс в рамках проекта «Секреты мастеров»

Мастер-класс для детей-инвалидов

Для детей с ОВЗ рамках проекта «Карта доступности», для участников конкурса «Лети, модель!», в рамках Фестиваля «Магия науки и творчества»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования

Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования Лебедева А.Ю. Тема работы: Тема: Инновационный подход в шахматной педагогике: создание и применение мультимедийного контен...

План самообразования педагога дополнительного образования

Важную роль в работе педагога играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Поэтому для каждого пед...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Методические рекомендации "Составление плана работы по самообразованию педагогов дополнительного образования"

Методические рекомендации помогут педагогам написать программу по самообразованию....

Самообразование педагога дополнительного образования. План работы.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свет...

Индивидуальный план профессионально-личностного самообразования педагога дополнительного образования МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»

В последнее время наблюдается падение интереса обучающихся к изучению основ декоративно-прикладного творчества. Проблема состоит в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уде...