Методические рекомендации "Составление плана работы по самообразованию педагогов дополнительного образования"
учебно-методический материал
Методические рекомендации помогут педагогам написать программу по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_samoobrazovanie.docx | 44.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Шарангский Дом детского творчества
Методические рекомендации
Составление плана работы по самообразованию педагогов дополнительного образования
Составитель: Лежнина Светлана Алексеевна, педагог доп. образования, высшая категория |
Шаранга
2016
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свете современных требований педагогической и психологической наук. Эта деятельность включает в себя выбор темы, по которой будет проводиться исследование, составление индивидуального плана самообразования, а также анализ выполненной работы.
Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. Ниже предложен примерный план работы над темой.
Тема самообразования определяется, исходя из:
1)методической темы учреждения.
2) профессиональных затруднений педагога.
3)специфики индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 3-х до 5-ти лет. Можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих педагогов:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Формулировка темы по схемам:
ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
- Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО
Примерные темы самообразования для педагогов дополнительного образования:
1. Развитие творческой индивидуальности обучающегося(щихся) в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе….
2. Развитие коммуникативных навыков обучающегося(щихся) на занятиях по общеобразовательной программе …, как средство успешной социализации личности.
3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования художественной направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
4. Применение инновационных технологий в реализации дополнительной общеобразовательной программы…., как средство повышения мотивации обучающихся.
5. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе…
6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе……
7. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).
8. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над темой. В плане указываются:
• название темы,
• цели, задачи,
• предполагаемый результат,
• этапы работы,
• сроки выполнения каждого этапа,
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
• формы представления результатов по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Отчетная информация может быть оформлена как в письменном виде (портфолио, дневник), так и предоставлена в виде устного доклада на методическом объединении, конференции, педсовете.
.
Оформление плана по самообразованию
1 страница – Титульный лист:
Полное название образовательного учреждения
План по самообразованию
Тема: «_______________________________»
(название темы)
________________
(сроки работы над программой, учебные года)
__________________________________
(ФИО педагога)
__________________________________
(должность)
__________________________________
(категория, стаж работы)
Шаранга
2016
Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.
2 страница
Тема: «………………………………….»
Дата начала работы над темой: _________________
Предполагаемая дата окончания работы: _________________
Цель: «……………»это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания ….
- углубление знаний по разным методикам ….
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики ….
- повышение общекультурного уровня педагога через …
Задачи: …………….
Схема формулирования задач
Глаголы | Частичный предмет деятельности |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. | Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. |
Примерный перечень задач:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с учащимися
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Организовать работу объединения «……», создать (откорректировать) учебную программу.
- Оформить тематические папки…..
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете по теме «…»,
- Подготовить (принять участие) в семинаре …..
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме «…..»
Этапы работы:
1 этап (аналитико-прогностический) - 20… – 20… учебный год
2 этап (практический) - 20… – 20… учебный год
3 этап (обобщающий) - 20… – 20… учебный год
4 этап (внедренческий) – 20… – 20… учебный год
Предполагаемые результаты самообразования: (исходя из целей и задач) ………………….
1. … .
2. … .
3. … .
3 страница – основная часть
Перспективный план работы по теме самообразования
№ | Этап
| Содержание работы | Сроки выполнения (месяц, год) | Формы представления результатов |
1. | Аналитико-прогностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Первый год работы над темой | Консультации, доклады, наглядно–иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы. |
2. | Практический | Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | Второй год (третий, четвертый) | Проведение мероприятий по теме самообразования. Участие в олимпиадах, конкурсах конференциях. Выступление на заседании педсовета. Открытые уроки на муниципальном уровне. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. |
3. | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | Третий год (четвертый, пятый) | Оформление результатов диагностики. Выступление на заседании РМО. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мастер-классы. Консультативная помощь педагогам и учащимся. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. |
4. | Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности | Участие в фестивалях педагогических идей «Открытый урок». Размещение результатов на сайтах в интернете. |
Примерные перечень формулировок содержания работы по направлениям:
Основные направления | Содержание работы по теме |
Профессиональное | 1.Изучить новые программы, учебные пособия, уяснить их особенности и требования. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически выписывать журналы «….», и «… ». 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах. |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
Методические |
Выступить с творческим отчётом о своей работе на РМО. |
Информационно-коммуникационные технологии |
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. |
Охрана здоровья |
|
Примерные перечень формулировок результатов работы :
Результаты работы и формы его представления:
- Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям «Тема …» (месяц)
- семинар (теоретический, методический, практический)«Тема …» (месяц)
- Проведение (участие, подготовка) практикумов, тренингов, семинаров, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
- Мастер-класс для педагогов (подготовка, участие, проведение) «Тема …»
- Выставка работ. «Тема...» (месяц)
- Оформление сборникаконсультаций для педагогов, родителей. Тема «…»
- Доклад, выступления, реферат, статья в журнале.
- Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, научно-методическая разработка.
- Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.
- Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
- Разработка новых форм, методов и приемов обучения.
- Выступление на заседании МС, РМО,педсовета.
- Создание комплектов педагогических разработок.
- Повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Новые формы представления результатов (с использованием компьютера и интернета):
- Разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
- Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
- Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
- Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
- Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
- Создание главы или страницы электронного учебника.
- Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
- Создание сборника предметных кроссвордов.
- Разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
- Разработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки учащегося к аттестации.
- Разработка проекта организации и занятий воспитательной работы.
- Пакет административной документации педагога.
- База данных методик обучения.
- Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
- Проект личной методической веб-страницы.
- Проект веб-страницы педагогического коллектива.
- Проект веб-страницы ОУ.
- База данных вопросов и задач по предмету, по главам.
- Пакет психолого-педагогических материалов для педагога.
- Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
- Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
- Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
- Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.
Вариант 1
Итоговый отчет по самообразованию
Должность ___________________________________________________________________________________
ФИО ________________________________________________________________________________
Индивидуальная тема ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок и период работы над темой ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель самообразования по теме ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи самообразования ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прошел обучение на курсах повышения квалификации ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучена литература
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год выпуска |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Посещено открытых занятий, заседаний МС, семинаров и др. мероприятий
№ п/п | Мероприятие | Тема мероприятия | Дата проведения | Что из услышанного вынес для себя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наработанный материал. Форма представления результатов. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Итоговый отчет по самообразованию
№п\п | Методы самообразования | Источники самообразования |
I.Накопление информации по теме (изучение педагогической и методической литературы, опыта работы коллег, повышение квалификации и т.д.). | ||
1. | Изучение литературы. | |
2. | Изучение темы через Интернет-ресурсы. | |
3. | Сопоставительный анализ теоретической информации и реальной практики (изучение опыта работы по данному направлению других педагогов). | |
4. | Курсы повышения квалификации. | |
5 | Посещение семинаров, педагогических мастерских. | |
II. Реализация темы на занятиях (разработка, создание методических и дидактических пособий, тестов, опорных схем, презентаций, контролирующих материалов и т.п.) | ||
1. | Разработка диагностики ЗУН по программе. | |
2. | Использование компьютерных технологий. | |
3. | Разработка дидактического материала. | |
III. Трансляция и обобщение опыта работы (проведение открытых занятий, выступления на педсоветах, заседаниях МО, РМО, разработка авторских программ, участие в конкурсах, обобщение опыта работы по теме) | ||
1. | Выступление на педсовете. | |
2. | Выступление на МО, РМО. | |
3. | Участие в педагогических конкурсах. | |
4. | Проведение открытых занятий. | |
5. | Результативность участия детей в конкурсах. | |
6. | Трансляция опыта. | |
7. | Накопление банка методических материалов. |
После перспективного планирования составляется план на год.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся наша работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало потребностью для каждого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования
Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования Лебедева А.Ю. Тема работы: Тема: Инновационный подход в шахматной педагогике: создание и применение мультимедийного контен...
План работы по самообразованию педагога дополнительного образования
План был составлен на пять учебных лет. Тема по самообразованию, работа над которой показана в материале: "Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося" остаётся актуальной и в настоя...
План самообразования педагога дополнительного образования
Важную роль в работе педагога играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Поэтому для каждого пед...
План самообразования педагога дополнительного образования 2015-2018гг.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания...
Индивидуальный план по самообразованию педагога дополнительного образования Зеленкина В.И.
«Использование инновационных технологий при работе с вокально-инструментальным коллективом»...
Самообразование педагога дополнительного образования. План работы.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свет...
Индивидуальный план профессионально-личностного самообразования педагога дополнительного образования МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»
В последнее время наблюдается падение интереса обучающихся к изучению основ декоративно-прикладного творчества. Проблема состоит в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уде...