Взаимодействие гимназии и музея как средство гуманитаризации образовательного процесса
статья по теме
Социальный заказ времени - культурная личность, обладающая устойчивой системой ценностных ориентаций. Поставленной цели можно достигнуть через создание образовательной среды, интегрирующей культурный опыт человечества, предлагающей ребенку целостное, гуманитарно-ориентированное знание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие гимназии и музея как средство
гуманитаризации образовательного процесса.
Педагогический коллектив гимназии реализует идею построения целостного, открытого образовательного процесса, создания условий обучения, отвечающих психологическим особенностям становящейся личности и социальному заказу времени.
Социальный заказ времени – культурная личность, обладающая устойчивой системой ценностных ориентаций, способная сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе; способная к творческой самореализации во всех сферах деятельности.
Поставленной цели можно достигнуть через создание образовательной среды, интегрирующей культурный опыт человечества, предлагающей ребенку целостное, гуманитарно-ориентированное знание.
Под знанием надо понимать триединство: информация, способ действия, система ценностей.
Простая информация делает человека лишь эрудированным. Человек, наделенный интеллектом, должен уметь применять знания на практике. Но для культурного человека и этого недостаточно, он имеет свою систему ценностей.
Система ценностей не может существовать вне культуры. Истинная эволюция совершается на основе знания и красоты.
Реализация целостного подхода к воспитанию личности в условиях Санкт-Петербурга может быть осуществлена особенно эффективно. Город - уникальный учебник мировой и отечественной культуры. А роль музея в решении этой задачи трудно переоценить.
Искусство, многообразие его видов и жанров, является универсальным средством формирования высших эстетических переживаний. Посвящение в этот бесконечный мир образов, судеб и страстей служит становлению души и разума.
Для нашей гимназии взаимодействие с Государственным Русским музеем – это не эпизодические «выходы» и даже не циклы экскурсий, а музейные уроки, включенные в расписание и содержательно сопряженные с изучаемым на уроках материалом.
С первого класса в учебное расписание введена программа «Здравствуй, музей!», разработанная Научно-практическим центром музейной педагогики. Программа предусматривает как приобщение ребенка к музею, так и формирование навыков развитого визуального мышления, что является эффективным средством не только в усвоении учащимися того или иного раздела учебной программы, но и готовит их к будущей жизни. Ведь жизнь предъявляет к человеку не односторонние, упрощенные требования. Она всегда требует одновременного охвата большого и малого, общего и частного, существенного и несущественного.
Видеть, замечать, осознавать, выделять многое в одном – нелегкая умственная деятельность. Чем раньше мы начнем учить этому детей, тем больше у нас шансов воспитать личность, оригинально мыслящую, умеющую открывать новые, неожиданные стороны в предметах и явлениях, находить необычное в обыденном, то есть воспитать творческую личность.
Программа «Здравствуй, музей!» имеет логическое продолжение на основной и средней ступенях обучения. В 5-9 классах это курсы: «Язык изобразительного искусства», «Художник и мир». Курсы направлены на стимулирование, интеграцию и оптимизацию процессов самопознания, самоопределения развивающейся личности; на ориентацию учащихся в пространстве художественной культуры; на формирование навыков прочтения языковых особенностей изобразительного искусства. При этом художественная культура понимается как своеобразное и концентрированное выражение общекультурных закономерностей эпохи.
«Проблемы современной художественной культуры» ориентированы на формирование и развитие потребности у учащихся 10-11 классов найти свое место в пространстве культуры, способности реализовать свой культуротворческий потенциал в процессе создания и восприятия, переживания, осмысления, осознания и оценки культурных ценностей.
Постижение ценностей культуры должно происходить не только через предметы гуманитарного и художественно-творческого циклов дисциплин, но и через предметы естественнонаучного цикла, которые обладают мощным гуманитаризирующим и гуманизирующим потенциалом. Осмысленные в общечеловеческом ценностном значении абстрактные понятия и схемы, рационально-логическое знание становятся духовной собственностью ребенка, заполняют соответствующее «пространство» в целостной картине мира. Поэтому музейные уроки содержательно связаны со всем спектром учебных дисциплин.
Гимназия существует для ученика, но начинается с учителя. Поэтому «музейные уроки» есть и для учителей. Это увлекательные экскурсии, проведенные работниками ГРМ, курсовая подготовка учителей, реализующих программу «Здравствуй, музей!» с обязательной работой на экспозиции. Такие «уроки» ориентируют учителя на эмоциональный мир ребенка, на его ассоциативно-образное мышление, конкретность и яркость представлений, раскованность фантазии.
Возможности современных компьютерных технологий позволили открыть информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» на базе гимназии. Гимназия является участником сетевого инновационного проекта «Устойчивая модель взаимодействия удаленного от исторического центра административного района мегаполиса и федерального учреждения культуры».
Образный и культурологический потенциал музейной среды делает современный музей естественным союзником реформы образования.
А педагогический коллектив в рамках Программы развития реализует новую программу взаимодействия образовательного учреждения и ГРМ по формированию ключевых компетентностей учащихся - «Гимназия и музей: перезагрузка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-48508-1392626772.jpg)
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-157169-1354567738.jpg)
ЭОР на уроках истории и обществознания как средство визуализации образовательного процесса
Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а компл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-221795-1386725255.jpg)
Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса
Презентация и сценарий заседания МО по теме "Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-202044-1361541579.jpg)
Школьная газета как средство гуманизации образовательного процесса
Выступление на конференции классных руководителей.Определены направления деятельности классного руководителя по воспитанию социально адаптированного человека. Показано использование работы в школьной ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/04/picture-301935-1704385984.jpg)
"Освоение и внедрение исследовательсских методов обучения как средство модернизации образовательного процесса".-Методический доклад.
В докладе раскрывается сущность исследовательских методов обучения, и их применение как средства модернизации образовательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-544954-1557254043.jpg)
Справка о взаимодействии с семьей учащихся и другими участниками образовательного процесса
Справка о взаимодействии с семьей учащихся и другими участниками образовательного процесса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/12/picture-805641-1471006599.jpg)
Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями
В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...