"Освоение и внедрение исследовательсских методов обучения как средство модернизации образовательного процесса".-Методический доклад.
учебно-методический материал на тему

Бельков Александр Павлович

В докладе раскрывается сущность исследовательских методов обучения, и их применение как средства модернизации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО « Жердевский колледж сахарной промышленности»

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему : Освоение и внедрение исследовательских методов обучения как средство модернизации

               образовательного процесса.

Преподаватель спецдисциплин -    / Бельков А.П./

                                              2012

Никакое человеческое исследование не может быть названо истиной, если оно не проходит через математическое доказательство.

                                                                                               (Леонардо да Винчи).

Остался позади век промышленности, и мы вступили в век информации. И радует, что непрерывно стала расти ценность образования. Вопрос в том, соответствует ли уровень знаний, который дают учебные заведения, требованиям распахнувшегося перед нами нового, удивительного мира? Каким же должен быть современный обучающийся? В концепции современной модели образования ответ известен: обучающийся должен быть информирован, коммуникабелен, уметь самообразовываться и самостоятельно организовывать свою деятельность. Преподаватель теперь технолог в образовательном процессе, который руководит процессом добывания знаний, исследователь, воспитатель, консультант. Инновационное развитие страны требует, чтобы уже к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием компетентностного подхода к образованию. То есть акцент делается на внедрение исследовательских и проектных методов, вовлекающих обучающихся  в практическую и научно – исследовательскую деятельность. Исследование занимает центральное место в образовании, это возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы овладения новыми знаниями в условиях стремительного увеличения информации, возможность сохранения и раскрытия в каждом ребенке его индивидуальности, неповторимости, творческого дара.

“…практически все знают, что существует особая, выделенная от других деятельность, исследовательская деятельность” (АлексеевН.Г.) Слово “исследование” означает извлечение нечто “из следа”, т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признаком, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах такой подход называется “решением обратной задачи”: по данным измерений в разных точках .При исследовании развиваются наблюдательность, внимательность, аналитические навыки, в отличие, например, от проектного типа организации мышления. При выполнении проекта ставится задача решения “прямой задачи” – по заданным начальным условиям промыслить конкретные результаты. В отличие от проектирования и конструирования, организация исследования – это наблюдение за объектом, т.е. наблюдение “того, что есть”, без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Исследование в сфере образования дает возможность развития инструмента оперативного освоения действительности – возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения информации. В ближайшее время исследование займет центральное место в образовании. Исследовательское обучение придает познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения, самостоятельной работой учащихся.

Различные формы творческих работ – это возможность самореализации, общения, самооценки, самоопределения учащихся. Это гарант того, что ученик будет успешен и в жизни. Конкурсы, конференции, творческие недели, отчеты, выставки – это возможность самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, это приобретение опыта самостоятельной деятельности, саморекламы и опыта личной ответственности обучающихся. Исследовательская деятельность как технология индивидуализации, наставничество, “индивид”ведение ученика, педагогическая поддержка. Освоение содержания в соответствии с потребностями ребенка, с уровнем развития, с опорой на ситуацию успеха. Цель – реализация специальных индивидуальных способностей обучающихся. В научной литературе исследовательская работа относится к числу технологий личностно ориентированного характера, если педагог проявляет заинтересованность в личностном росте ученика, формировании его ценностных ориентиров, личностных качеств: выявление и обогащение “субъективного опыта; свобода выбора, самоопределения; обучение способам деятельности; ориентация на личностный рост, личностное развитие, формирование ценностных ориентиров; самореализация. При исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности. Исследовательский метод при обучении  – это имитация творческого поиска исследователя. Учащиеся открывают новое, но это субъективно новое, известное науке, но неизвестное ученику. При этом они проходят те же этапы творческого процесса, что и настоящий исследователь. Переход к профильному обучению способствует развитию самостоятельности, возможности вовлечения студентов в практическую и научно – исследовательскую деятельность.

Изучив литературу, учитывая свой опыт и опыт  работы других, я выработал следующие правила:

  • Надо строить учебный процесс, способствующий развитию интереса обучающихся к исследовательской деятельности, к логической переработке информации.
  • В исследовательскую, самостоятельную деятельность необходимо вовлекать учащихся разного уровня подготовленности, разного возраста. Надо учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования. В основном, проектами и исследовательской работой занимаются учащиеся , которых характеризует стремление к более глубокой проработке изучаемой темы, концентрированное внимание, способность к длительной работе в определенном направлении, целеустремленность к максимально высокому уровню результатов деятельности.
  • Создавать условия для развития способностей: выбирать тему и предмет исследования в соответствии с потребностями обучающегося ; организовать обучение в “зоне ближайшего развития и на достаточном уровне трудностей” (В.В.Давыдов); опираться на “субъектный опыт ребенка”; учить способам деятельности.
  • Применять на учебных занятиях методы и приемы исследовательской деятельности, так как обучение навыкам исследовательской работы начинается с обычного урока.
  • Развивать умение определять цели и задачи исследования, его предмет; самостоятельно работать с литературой; анализировать и систематизировать информацию; использовать моделирование, методы выдвижения гипотез; описание результатов; развивать умение делать выводы и обобщатьРассмотрим возможность применения исследовательских методов в свете концепции современной модели образования.

Признавая за исследовательской деятельностью приоритет в развитии творческих способностей, тем не менее, надо отметить, что в литературе недостаточно разработана форма организации учебной деятельности по данному направлению. В статье Леонтович А.В. “Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся” раскрывается возможность организации образовательной деятельности по модели научной школы. Особое внимание уделяется функциям лидера научной школы. Лидер – это вектор развития. Это основное условие организации исследовательской деятельности. “Метод научного познания передается путем устного предания” от старшего поколения к младшему. “Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа”. Среднее специальное заведение – это исследовательский коллектив с единой целью. Стала ли главной функцией ССУЗ функция проектирования и реализации исследовательской деятельности учащихся? Преподаватель постоянно должен искать ответ на вопросы: Как развивать самостоятельность учащихся? Как учить думать учащихся, развивая их мышление, учить решать задачи? Надо ли развивать воображение и фантазию? Как формировать умение планировать? Какие исследовательские методы можно применять на уроках и вне урочное время? Как выбрать тему исследования? Как выявлять проблемы? Древнегреческое слово “проблема” переводится как “задача”, “преграда”, “трудность”. Умение увидеть проблему подчас цениться выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном. “Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения”, – утверждает А.И Савенков, профессор Московского государственного педагогического университета.

Роберт Кийосаки и Шэрон Л. Лектер отмечают, что “интеллект – это способность проводить более тонкие различия. Надо учиться находить способ быстро проводить различия – и будешь учиться быстро и хорошо успевать”. Такого типа работу можно использовать на каждом этапе урока: сравнить упражнения,  свойства, понятия, алгоритмы сложения полученных результатов и т.п. Основные виды работы преподавателя: самостоятельная работа на уроке; использование элементов развивающего обучения на всех уроках; проблемное изложение и проблемная беседа, решение практических задач, нестандартных задач, элективные курсы, внеклассные мероприятия. Нравятся учащимся упражнения: “найди различие, сходство”, “интеллектуальные разминки”, мини- проекты и исследования, сообщения, составление алгоритмов, схем, логически смысловых модулей, составление прямых и обратных задач. Результат моей работы по развитию самостоятельности учащихся в процессе исследовательской деятельности – это вклад в развитие психических новообразований в личность учащегося. Они могут самостоятельно организовать свою работу, осуществлять самооценку, самостоятельно изучать новую тему, применять свои знания в новых, нестандартных ситуациях. Активная мыслительная деятельность на уроке сохраняется за счет мотивации, интереса ученика к тому, что он делает, включения его в процесс социального взаимодействия. У учащихся развиваются умения анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать, видеть и использовать аналогии. Включение частично – поисковых и исследовательских методов обучения, нестандартных ситуаций способствует развитию качества творческой личности.

В  заключение хотелось бы отметить большое количество нерешенных проблем в организации исследований в практике. Много вопросов по методологии исследовательской работы, по психолого-педагогическим навыкам работы с учащимися, по методике исследований , по истории русской научной школы. Не может хорошо научить преподаватель тому, чем сам не владеет в совершенстве. Для занятий исследовательской деятельностью, развития способностей обучающихся (уроки исследования, уроки защиты проектов, уроки развития) не запланировано специальное время: Но, несмотря на проблемы, на каждом уроке стараюсь находить место микроисследованиям. В нашем колледже создано научное общество учащихся, занятия с ребятами проводят опытные преподаватели. Радует , что учащиеся , работающие в исследовательских группах, особенно по спецдисциплинам ,постоянно находятся в прямом контакте с производством , где им придется в скором будущем продолжать работу.

Литература:

  1. Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обучения. .№6 1994г, с17-21.
  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя/ Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Просвещение, 1984. – 144с.
  3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. – М.: “Академия”, 2001. – 216с.
  4. Кийосаки Р.Т., Лектер Ш.Л. Богатый ребенок, умный ребенок/ Пер. с анг. О. Г. Белошеев; Худ. Обл.М.В.Драко. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001. –336с.
  5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756-р.
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование,2001. 272 с.
  7. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие.- СПб.: Издательство “Михаил Сизов”, 2002. –320с.
  8. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки выпускников к госу-дарственной (итоговой) аттестации

Применение информационных технологий при подготовке к  ЕГЭ . Для подготовки к ЕГЭ  на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия.  Сейчас ст...

Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки к ГИА

Материал содержит сообщение и презентацию о методах и средствах обучения при подготовке к ГИА....

Использование активных методов обучения как средства эффективной организации образовательного процесса

Введение2.       Теоретическая база опыта3.       Технология опыта3.1.         Активные методы перво...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классической ...

Проблемы индивидуального подхода в обучении как средство повышения образовательного процесса

Материал раскрывает сущность индивидуального метода обучения при преподавании истории...

«Технология активных методов обучения как способ организации образовательного процесса»

В данной статье рассматриваются активные методы обучения и их применение в образоватлеьном процессе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...