Проблемы индивидуального подхода в обучении как средство повышения образовательного процесса
материал по истории по теме

Ташлыкова Мария Сергеевна

Материал раскрывает сущность индивидуального метода обучения при преподавании истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Проблема индивидуализации и индивидуального подхода в образовании в настоящее время становится все более актуальной, а методы применения данного подхода - все более востребованными.

Вопросам применения, обеспечения индивидуального подхода в обучении, а также особенностям развития личности в системе данного подхода внимание уделяли такие авторы, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К.К. Платонов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др. При этом, Ю.К. Бабанский, Н.К. Гончаров, М.А. Мельников, И.Э. Унт, Н.М. Шахмаев рассматривали индивидуальный подход в обучении как особую форму организации образовательной деятельности при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся, характер взаимодействия учителя и учеников.

Процесс обучения является совокупностью, включающую деятельность учителя, сотрудничество и мотивацию к учению, деятельность ученика.

Таким образом, индивидуальный подход в обучении обеспечивает: устранение трудностей в обучении отдельных школьников; возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Необходимость учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения очевидна: учащиеся отличаются друг от друга. В овладении учебными умениями и навыками и выполнении заданий сложно взаимодействуют различные индивидуальные особенности учащихся. На этой основе складывается индивидуально своеобразная система приемов деятельности, в которой реализуются благоприятные возможности учащегося, а слабовыраженные особенности компенсируются более выраженными особенностями и развиваются до необходимого уровня. Эта система приемов, обеспечивающая успешное выполнение деятельности, образует индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль учебной деятельности характеризуется скоростными исполнительными возможностями человека, особенностями ориентировочных действий и соотношением исполнительных и ориентировочных действий. Индивидуальное своеобразие деятельности, характеризующее индивидуальный стиль, зависит и от других индивидуальных особенностей: степени выраженности интереса, интеллектуальных возможностей, сложившихся привычек и т.д. Индивидуальный стиль деятельности может формироваться стихийно и приобретать нежелательные

 формы. Поэтому важно помогать учащимся находить индивидуально-своеобразные приемы, соответствующие их особенностям и в то же время способствующие наиболее эффективному выполнению

учебной деятельности, в чем и состоит основная задача индивидуального подхода.

В государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения делается акцент на формировании у учащихся универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом значении этот термин определяется как совокупность способов действия учащихся,

обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Так как в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный, то учет особенностей данных блоков учебных действий у учащихся позволяет не только повысить эффективность учебной деятельности, но и наиболее грамотно выстраивать деятельность педагогов в рамках государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Учет данных особенностей целесообразно и эффективно производить с позиций индивидуального подхода в обучении.

Таким образом, можно прийти к выводу, что реализация индивидуального подхода не только способствует наиболее успешному выполнению учебной деятельности учащимися, создает условия для развития тех качеств, от которых и зависти успешность этой самой деятельности, но и позволяет педагогам осуществлять эффективную деятельность в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения.

Как отмечалось выше, необходим учет индивидуальных особенностей учащихся, от которых зависит результат учения, так как эти различия могут быть довольно большими. Следовательно, реализация индивидуального подхода в образовании способствует усовершенствованию знаний, умений и навыков учащихся, содействует реализации учебных программ, повышению уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и, таким образом, уменьшает его относительное отставание. "Разделение" детей на группы с учётом индивидуальных различий создаёт предпосылки для развития интересов и способностей ребёнка. Таким образом, его роль в школьном обучении трудно переоценить. Индивидуальный стиль познавательной деятельности можно рассматривать как один из психологических механизмов усвоения школьниками знаний, умений и навыков, а формирование самого стиля познания - как один из важных резервов повышения эффективности обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику –направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо

воспитывать у детей интерес к занятиям. Н.Г. Морозова отмечает, что интерес характеризуется тремя моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. Однако, не все учащиеся сразу начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Реализация индивидуального подхода в обучении школьников - это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровня его знаний, формированием умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку.

И.Э. Унт, понимает под индивидуализацией обучения стремление к такому содержанию, технологиям и организации процесса обучения, при котором учет индивидуальных особенностей учащихся осуществляется во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Унт дает определение понятия “индивидуализация обучения” через понятие “дифференциация”, рассматривая дифференциацию как учет индивидуальных особенностей учеников в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. “Индивидуализация и дифференциация обучения” являются самыми употребляемыми понятиями, но объясняются они учеными по- разному. Некоторые отождествляют понятия индивидуального и дифференцированного подходов. Действительно, данные понятия находятся в некотором единстве, однако они не являются рядоположенными категориями и не тождественны. Понятие “индивидуальный подход” шире, так как круг затрагиваемых в нем вопросов выходит за рамки обучения. Кроме того, дифференцированный подход обеспечивает только частичный учет и проявление индивидуальности обучаемого, являясь этапом в реализации индивидуального подхода, его составной частью, условием.

И.Д. Бутузов, характеризуя дифференцированный подход к обучению, отмечает такую характерную сторону его осуществления, как разделение учащихся на группы по индивидуально-психологическим качествам. С дидактической точки зрения, дифференциация обучения – личностно-ориентированная система обучения на принципиально новой мотивационной основе. С точки зрения дидактического соотношения,

 ледует понимать, что индивидуализация обучения, как принцип процесса образования, и дифференцированное обучение, как конкретная форма организации обучения, предоставляют определенные условия для реализации этого принципа в условиях массовой школы.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом, как мы уже говорили, и состоит понимание «индивидуального подхода» в общем смысле этого выражения.

Е.С. Рабунский отмечает, что, во-первых, принцип индивидуального подхода подчеркивает необходимость систематического учета индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника; во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения; в-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом (предполагается творческое развитиеиндивидуальности ученика).

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

Основная цель индивидуального подхода в обучении - обеспечение максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей учеников, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуальный подход предполагает собой осуществление развивающего обучения. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:

1) обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим в том случае, если оно будет приспособлено к уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);

2) необходимость из достигнутого уровня влечёт за собой требование выявления этого уровня у каждого ученика;

3) развивающее обучение не ведёт к нивелировке учащихся по уровню развития. Из этого следует, что индивидуализация необходима не только как исходный момент, но должна сохранятся в течении всего периода обучения;

4) развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умение умственного труда.

В дидактике обычно различают три категории целей обучения: обучающие (образовательные), развивающие, воспитывающие.

Итак, обобщая вышесказанное, можно заключить, что существуют основные цели индивидуального подхода, обеспечивающие повышение эффективности образовательного процесса:

Обучающая цель – средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышению уровня знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшать его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей), углублять и расширять знания учащихся исходя из интересов и специфики способностей.

Развивающая цель – формировать и развивать логическое мышление, креативность и умения учебного труда при опоре на зону ближайшего развития.

Воспитывающая цель – воспитание личности в широком значении этого понятия. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей ребёнка; при этом учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые.

Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Целью индивидуального подхода является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность.

Наиболее широкие возможности для индивидуального подхода в обучении представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе.

Внутригрупповая  индивидуализация учебной работы.

 Внутригрупповая  индивидуализация учебной работы имеет следующие формы:

фронтальная работа – применение при  опросе различных уровней рассказа в устном изложении учителя (вначале упрощение, затем усложнение); учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии;

групповая работа – работа  в малой группе при решении задач: она активирует учащихся.

При самостоятельной  работе учащихся на уроке могут использоваться две разновидности сотрудничества.

А) работа партнеров (соседи по парте, помощь более сильного слабому) – при повторении, при упражнении;

Б) индивидуальная самостоятельная работа (задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого)

В работе могут практиковаться различные комбинации всех указанных выше форм.

Для сильных учащихся целесообразно при индивидуальном подходе вводить два вида обогащения знаниями:

1)    Горизонтальный вид – знания учащихся обогащаются, дается дополнительная литература, включаются новые темы;

2)    Вертикальный вид – знания углубляются, то есть даются более трудные задания, изучаются более глубокие закономерные связи между явлениями и т. д.

Предлагаются следующие подходы к выбору заданий для учащихся:

- задания, учитывающие уровень имеющихся знаний;

-задания, учитывающие общие и специальные способности;

- задания, учитывающие уровень учебных умений;

- задания, учитывающие познавательные интересы.

Цель первого вида заданий избежать такого положения, когда ученик должен выполнять новые задания, находящиеся ниже уровня его развития.

Рекомендуется три типа заданий:

1)    Позволяющие ученику интегрировать свои предварительные знания и жизненный  опыт с новым материалом;

2)    Побуждение ученика кратко повторить новый учебный материал, а затем ознакомиться с материалами для обогащения знаний;

3)    Заставляющие ученика сразу выполнять обогащающие задание и тем самым освобождающие его от проработки нового материала.

В данном случае учитывается не показатели успеваемости ( отметки) учащихся, а общее его развитие, осведомленность, жизненный опыт, связанный с изученным материалом.

При индивидуализации учебной работы, подборе конкретных заданий учитывается уровень умственного развития: способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения; гибкость процесса мышления; быстрота мысли, самостоятельность и творческий характер мышления, умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым обобщениям.

Более способным учащимся можно давать меньше общих заданий: задания должны соответствовать уровню возможностей учащегося, имеющего специальные способности по данному предмету.

Кроме того, способные учащиеся могут получать задания более  высокого уровня сложности: учебная работа для способных учащихся усложняется качественно: они получают учебных заданий не больше, чем остальные учащиеся, но более высокого уровня сложности и трудности.

С учетом наличия познавательного интереса учащихся и помогая найти пути его удовлетворения, учителя могут предлагать учащимся использовать материалы, знакомящие с новой, соответствующей возрасту и психологическим особенностям ученика точкой зрения на изучаемую проблему:

- чтение дополнительной научно-популярной литературы;

- чтение дополнительной художественной литературы;

- работа со справочной литературой;

- составление докладов, сочинений ; (см. приложение 3)

- сбор краеведческого, фольклорного материала;

- выполнение заданий на основе программ радио и телевидения;

- выполнение заданий на основе анализа статей (материалов) из газет и журналов;

- подготовка материалов для школьных стендгазет и журналов и другие творческие  задания.

Для слабых учащихся индивидуализация может достигаться с помощью следующих приемов:

- возможность выбора посильного задания из довольно большого количества различных заданий;

- более частое использование аудиовизуальных средств;

- возможность постоянных консультаций с сильными учащимися;

- эпизодические  предложения слабым учащимся особо легких заданий. 

В целях реализации индивидуального подхода в обучении  предлагаются следующие виды заданий для учащихся:

а.      Обязательные, предлагаемые учителем;

б.     Альтернативные, которые ученик выбирает из предложенных учителем;

в.     Рекомендуемые учителем для добровольного, необязательного выполнения;

г.      Добровольные, содержание которых определяет и находит сам учащийся.

Эти  индивидуальные задания могут успешно применять во внеклассной и в домашней работе. Однако учитель (должен) может использовать принцип свободно выбора учащимися отдельных видов индивидуальных заданий и на этапах урока (закрепление, самостоятельная работа, проверочная работа) с целью повышения оценки.

Приемы индивидуализированной работы с учащимися на уроках истории. 

На первом этапе урока подготовка к восприятию нового материала возможны дифференцированные или индивидуальные задания, которые помогают учащимся вспомнить, что они знают по теме, а также усиливают мотивацию к её изучению.

Изучение нового материала.

На этом этапе урока возможны как индивидуальная организация процесса обучения, так и различные формы её сочетания с фронтальной и групповой работой.

1.     Индивидуальный проект или работа на основе подряд-задания. Частично задание может быть выполнено дома, а материалом служат копии иллюстраций из энциклопедий, учебников. Например, учащимся может быть предложено задание: разработайте экскурсию по одному из великих городов Древнего Востока (Вавилон, Ниневия, Персеполь) с указанием достопримечательностей, видами,  «экспонатами».

2.     Сочетание индивидуальной и групповой (классной) форм работы. Каждый ученик получает индивидуальное задание и рассказывает о ее результатах группе учащихся или всему классу. 

3.     Сочетание фронтальной и индивидуальной (дифференцированной) работы.

Учитель излагает основной материал, а затем предлагает систему либо индивидуальных, либо групповых заданий.

Индивидуальные задания:

- Какое культурное наследие оставила после себя Ассирийская держава?

-Благодаря чему Персидское царство смогло стать «державой держав», а персидский правитель получил титул «царя царей»?

Задания для работы в группах при изучении темы «Законы Хаммурапи»  (группы формируются из учащихся с примерно одинаковым уровнем знаний и умений)

Второй группе предлагается меньший по объёму  источниковый материал, а задания имеют частично – поисковый характер.

Третьей группе используется наименьший по объёму материал. Задания в основном репродуктивного характера.

Работа в группах позволяет не только обеспечить оптимальный уровень сложности для каждого ученика, но и избежать дискомфорта, возникающего у «средних» и «слабых» учащихся.

Закрепление изученного материала.

На этом этапе урока возможности индивидуализации и дифференциации обучения особенно значительны. Важно помнить о необходимости закреплять знания эмпирического и теоретического материала и вместе с тем развивать умения и приемы учебной работы (внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы и формулировать вопросы, работать с учебником и т.д.)

Организуя учебную деятельность, нужно ясно представлять себе:

- закреплению каких навыков и приемов учебной работы служит то или иное задание;

- какие умения и приемы деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения;

- какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме уместно предложить эту помощь;

- какие ученики и в каком объёме могут выполнить задания творческого характера?

На уроке «Культурное наследие Древнего Востока» после повторения фактического материала фронтально можно разделить класс на группы и предложить поиграть в историческое домино.

Последующие задания выбираются самими учащимися.

1.     Подготовьте выставку о Древнем Египте.

2.     Поработайте с картами, иллюстрациями, источниками и подготовьте краткое сообщение об армиях Древнего Востока.

3.     Расскажите о библейских героях и известных вам произведениях искусства.

Домашнее задание.

Дифференциация и индивидуализация домашних заданий способствуют устранению перегрузки учащихся, позволяют восполнить пробелы в знаниях того или иного ученика, подготовить учащихся к изучению нового материала (подготовка сообщения).

1.     Подготовьте рассказ, намеренно сделав в нем ошибку (-и).

2.     Подготовьте рассказ об историческом деятеле или мифологическом персонаже, не упоминая его имени, и предложите учащимся назвать его.

3.     Поработайте сл словарем и выпишите в тетрадь определения понятий.

4.     Сделайте рисунок и подготовьте рассказ по нему.

Контроль знаний.

Проблема дифференцированного контроля знаний в условиях индивидуализации обучения относится к числу наиболее сложных. Важно, чтобы оценка отражала, с одной стороны, уровень знаний и умений каждого ученика, но с другой – их динамику, прогресс или регресс. В своей работе я использую единую шкалу оценок, дифференцируя при этом по уровню сложности контрольный срез, то есть исхожу из индивидуальной нормы или относительной успешности ученика. Если ученик из «слабой» группы успешно выполняет задания первого уровня, он получает отметку «5», тогда как сильный школьник должен выполнить задания повышенного уровня сложности.

 

Заключение

Интерес к творчеству, естественно, не ограничивается рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие задания.

Результаты поиска толкают обучающегося  к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желания их проверить и обсудить.

Каждый учитель знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися одни и те же факты, события и не всегда они остаются усвоенными.

Обучающиеся как будто знают эти события, умеют их передать, но выделить главное, установить причинно-следственные связи не  всегда получается.

Что же должен сделать педагог в таком случае?

Одна из главных задач, научить учащихся видеть и слышать главное, а для того чтобы этому научить нужна строгая научная основа преподавания.

Знания не всегда проявляются сразу. Нужно научиться ждать и тогда положительный результат придет обязательно.

В своей работе считаю необходимым использование дифференцированного обучения и индивидуального подхода к учащимся, а также применение различных форм и средств обучения учащихся истории для прочного усвоения ими знаний и проявления интереса к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Освоение и внедрение исследовательсских методов обучения как средство модернизации образовательного процесса".-Методический доклад.

В докладе раскрывается сущность исследовательских методов обучения, и их применение как средства модернизации образовательного процесса....

Отчетная работа Тема: «Индивидуальный подход в обучении с учетом особых образовательных потребностей учащихся в условиях дополнительного образования на примере физкультурно-спортивной направленности

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовател...

Презентация "Метапредметный подход в обучении как средство повышения качества образования"

Презентация и доклад были представлена на заседании педагогического совета....

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения образовательного процесса в объединении

Применение разноуровневого обучения на разных этапах учебного процесса....

Реализация индивидуального подхода в обучении как средство развития современной школы

Статья содержит теоретические обоснования реализации индивидуального подхода в обучении....