Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения образовательного процесса в объединении
статья

Устинова Людмила Ивановна

Применение разноуровневого обучения на разных этапах учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  учреждение дополнительного образования  

«Ермишинский Центр развития творчества детей и юношества»

 

 

 

 «Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в объединении».

Устинова Людмила Ивановна,

педагог дополнительного образования

МУДО «Ермишинский ЦРТДЮ»

 

Ермишь

 2017

Краткие сведения о группе:

- Объединение «Вязание крючком», группа 1-го года обучения

- Число учащихся – 10 человек (девочки-9 чел., мальчики-1чел.)

- Возраст учащихся – 9 лет-3 чел., 10 лет-4чел., 11 лет-3 чел.

- Уровни обученности – репродуктивный-7 чел., конструктивный-3 чел.

В связи с тем, что в группе обучаются дети разного возраста и различного  уровня обученности, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса я считаю технологию разноуровневого обучения.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося,

- это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные. Чтобы технология уровневого обучения была эффективной, необходимо учитывать не только умственное развитие, но и наклонности, предрасположенность к восприятию абстрактного или конкретно-образного материала, знания, работоспособность, память.

Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:

уровень А – общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление о предмете;

уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;

уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.

Разноуровневая дифференциация обучения  применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на занятии; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и практические работы; организация работы над ошибками.

На этапе усвоения новых знаний можно использовать такой прием: объяснить учебный материал кратко на высоком уровне сложности в расчете на детей с повышенными реальными учебными возможностями. Затем провести объяснение того же более развернуто и доступно.

Для учащихся с пониженными реальными учебными возможностями (репродуктивный уровень) легче усвоить сложный материал, когда предварительно отработаны отдельные его части. Подразделение материала на составляющие части, специально наводящие и контролирующие вопросы и уточнения помогут  производить на соответствующем уровне анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Практическая деятельность на занятиях объединения  является основной. Разноуровневые группы получают задания, различающиеся по содержанию и форме подачи. Задания первого уровня содержат большое количество инструктивного материала, простых тренировочных упражнений с постепенным нарастанием трудности. Задания второго уровня направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего уровня рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности.

Разноуровневые задания дифференцируются:

- по уровню трудности;

- по объему;

- по уровню творчества;

- по степени самостоятельности учащихся;

- по степени и характеру помощи учащимся (стимулирующая, направляющая и обучающая помощь).  

Пример 1. Раздел «Основные приемы вязания крючком».

Уровень А: «параллельное вязание» (учитель-ученик), вязание под диктовку, с проговариванием, наглядная карта (Приложение 1).

Уровень В: самостоятельная работа, работа по схеме (Приложение 2).

Пример 2. Раздел «Сувениры к празднику». Тема «Вязание сердечка»

Уровень А. «Сердечко, связанное столбиками без накида».

– разбор описания и вязание первой детали (с помощью педагога);

– вязание второй детали по описанию (самостоятельно);

– убавление вязания (разбор описания с помощью педагога, самостоятельное вязание по описанию);

– обсуждение и анализ второго варианта сердечка.

Уровень В. «Сердечко разными видами столбиков (столбики без накида, с 1 и 2 накидами)».

– разбор схемы, вопросы по вязанию;

– вязание первой детали (эпизодическая помощь педагога);

– самостоятельное вязание второй детали, соединение;

– обсуждение и анализ других вариантов сердечек.

Уровень С. «Вязание сердечка по выбору учащихся».

– самостоятельный разбор схемы, описания, вопросы по вязанию;

– самостоятельное вязание и декор;

Для разноуровневого обучения я использую:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения.
  • Задания, содержание которых найдено учеником
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
  • Описания, схемы практических работ разного объема и сложности.
  • Технологические карты.
  • Образцы работ разного уровня сложности.
  • Мастер-классы для самостоятельного изучения (в сети интернет).

При организации самостоятельной работы предусматривается разная степень самостоятельности учащихся в зависимости от их способностей и подготовленности.

 При опросе и оценивании учащихся  я использую приемы дифференцированного обучения: «Солидарный опрос», «Тихий опрос», «Оценка - не отметка», «Рейтинг», «Кредит доверия».
Использование технологии уровневой дифференциации дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Конспект занятия по теме «Квадрат от середины».

Тема занятия: Квадрат от середины.

Группа: 1 год обучения, 1группа

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цель: Освоение технологии вязания  «квадрата от середины».

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с ассортиментом работ на основе «квадрата от середины»;  

- расширить знания учащихся о цветовых сочетаниях;

- изучить схему вязания «квадрата от середины»;

- научить вязать «квадрат от середины».

Развивающие: 

- содействовать развитию познавательного интереса к декоративному творчеству, развитию творческого воображения, внимания.  

Воспитывающие: 

- содействовать воспитанию художественного вкуса, аккуратности;

- воспитывать уважение к народным традициям и традициям декоративно-прикладного творчества.

  МЕТОДЫ:  

Словесные – рассказ, беседа, рассуждение.

Наглядные – демонстрация образцов и приемов работы.

Репродуктивные – вязание.

Практические – подбор пряжи и цветового сочетания, вязание «квадрата от середины».

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Мультимедийный проектор, образцы изделий и пряжи, ножницы, пряжа, крючки.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Презентация «Удивительный квадрат», слайды-инструкции «Этапы вязания квадрата», схемы «Квадрат от середины».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационная часть. (1 мин.)
  2. Постановка учебной цели, планирование. (1 мин.)
  3. Беседа. (5 мин.)  
  4.  Изучение нового материала. (5 мин.)

     -Анализ изделия.

     -Подбор пряжи по цвету.

  1. Практическая работа. (15мин.)
  2. Физкультминутка. (3 мин.)
  3. Самостоятельная работа. (10 мин.)
  4. Подведение итогов. (2 мин.)
  5. Рефлексия. (2 мин.)
  6. Уборка рабочего места. (1 мин.)

       ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационная часть.

- Приветствие.

- Проверка готовности учащихся к занятию.

2.  Постановка учебной цели.

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с красивым и в то же время простым способом вязания, который называется «квадрат от середины» (показ образца). Нам необходимы крючки, пряжа разных цветов и, конечно, ваши умелые ручки.

 3. Беседа «Бабушкин квадрат».  

-Как вы думаете, почему это вязание называется «квадрат от середины»?

( Имеет форму квадрата и вяжется от середины).

Еще его называют  «бабушкиным квадратом». (слайд 1)

Почему же его так называют?

Сто лет назад  в каждом доме можно было увидеть одеяло, сшитое из разных лоскутков. (слайд 2)

- Кто-нибудь из вас видел такое одеяло?

- Почему оно сшито из лоскутков?

Конечно, это красиво. Но в те времена жилось трудно, денег не хватало, многие вещи шили сами. А остатки ткани и лоскутки не выбрасывали, бережно собирали и шили из них такие лоскутные одеяла. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромное крестьянское жилье. Даже в такие тяжелые времена женщины-рукодельницы буквально из ничего делали красивые вещи. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили и для новорожденных.

Часто именно бабушки шили такие одеяла. Поэтому такой квадрат, похожий на лоскуток ткани, называют «бабушкиным квадратом».

Сейчас тоже шьют одеяла из лоскутков, они сильно отличаются от старинных и похожи на красивые картины или ковры. (слайды 3,4)

Вязаные квадраты похожи на лоскутки ткани.

Если связать много таких квадратов, из них можно сделать не только лоскутное одеяло. (слайды 5,6,7,8)

4. Изучение нового материала.

 - Анализ изделия.

Из этого квадрата я сделала прихватку.

 - Из какой пряжи по толщине связан квадрат? (Из достаточно толстой, чтобы не обжечься.)

 - Сколько цветов использовано для вязания? (Два цвета.)

 - Как правильно подобрать нитки? (По цвету и по толщине.)

 - Какие цвета пряжи лучше взять для прихватки? ( Подходящие к интерьеру, сочетающиеся друг с другом)

- Подбор пряжи по цвету.

Для прихватки нужно подобрать пряжу, чтобы она хорошо сочеталась по цвету. Очень удобно подбирать цвета с помощью цветового круга. (слайд 9) Первое правило: Хорошо сочетаются цвета, расположенные напротив друг друга.  

Второе правило: Сочетание соседних цветов. (Учащиеся называют разные сочетания).

Давайте подберем дополнительный цвет пряжи. (уровень А – 2 противоположных цвета, уровень В – 3 соседних цвета, уровень С – три равноудаленных цвета).  

 5. Практическая работа. (уровень А – вязание под диктовку с опорой на слайды, показ некоторым учащимся приемов работы, уровень В – вязание по схеме с подсказкой педагога, уровень С – самостоятельная работа по схеме, возможно вязание другого варианта квадрата (приложение 3)).

 Схема квадрата (слайд 10)

- Какие петли используются для вязания? ( Воздушные петли, столбики с накидом, соединительные столбики.)

Возьмите крючок и пряжу. Вяжем первый ряд.

   
1. Вяжем цепочку из 5 петель. Соединяем в кольцо.
2. Вяжем цепочку из 3 петель (= 1 столбик с накидом).
3.  Вяжем 2 столбика с накидом внутрь кольца.
4. Вяжем 3 воздушные петли.
5. 3 столбика с накидом.
6. 3 воздушные петли.
7. Повторяем, пока не получится 4 группы по 3 столбика.
 
8. После последнего столбика делаем 3 петли и соединяем с первой цепочкой из 3 петель (соединяем с верхней – третьей – петлей). Отрезаем, закрепляем и заправляем нить.
 
9. В углу квадрата  привязываем новую нитку и снова провязываем 3 воздушные петли (вместо столбика) и 2 столбика с накидом.

 Вяжем 3 воздушные петли и 3 столбика с накидом. Все вяжется под одну цепочку. Получился первый угол.
 

  1.  Вяжем 1 воздушную петлю, под следующую цепочку вяжем: 3 столбика с накидом, 3 воздушные петли, 3 столбика с накидом – повторить на остальных углах, 1 воздушная петля и соединительный столбик.
     

- Сколько рядов мы связали? (2 ряда)

6. Физкультминутка.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. 

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

Гимнастика для глаз.

 Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 3–4 раза.
7. Самостоятельная работа.

Сейчас мы  будем вязать третий ряд самостоятельно. Если что-то не понятно, спрашиваем, я помогу.

 Находим  третий ряд на схеме.

 Не забывайте, что каждый ряд начинается с 3 петель подъема и заканчивается соединительным столбиком.

-Индивидуальная помощь педагога.

-Взаимопомощь учащихся.

8. Подведение итогов.

 - Как в вязании называется этот квадрат? (Бабушкин квадрат, квадрат от середины.)

 - Какие цвета можно брать для прихватки? ( Подходящие к интерьеру кухни, не очень светлые,  можно использовать остатки ниток.)

- Как можно подобрать два подходящих друг другу цвета? ( С помощью цветового круга.)

- Можно ли использовать разные по толщине нитки? (Нет.)

 - Как вяжется угол в «квадрате от середины»? (В углу вяжется 3 столбика с  накидом, 3 воздушных петли, 3 столбика с накидом.)

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали и все связали маленький квадрат.

На следующем занятии мы продолжим вязание и узнаем, как еще можно сочетать цвета. Мы познакомимся с интересными цветами, например, с кастрюльным и серобуромалиновым.

  1. Рефлексия.

У каждого из вас лежит стикер (+), давайте прикрепим их на лесенку.

Если у вас ничего не получилось, вы не узнали ничего нового, крепим стикер на первую ступеньку.

Я узнал что-то новое, но мне было трудно – вторая ступенька.

Мне все удалось – третья ступенька.

  1. Уборка рабочего места.

Складываем крючки, ножницы, пряжу в коробку.

Убираем мусор.

Список используемой литературы:

1. Зябкина Е. В. Использование технологии разноуровневой дифференциации в обучении младших школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).  — М.: Буки-Веди, 2015.

2. Горб С.В. Использование разноуровневых контрольно-измерительных материалов как  один из путей реализации дифференцированного обучения младших школьников на уроках математики. [Электронный ресурс]

mou65.chel-edu.ru/DswMedia/gorbopyitrabotyi.doc    

3. Педагогические технологии. Разноуровневое обучение. [Электронный ресурс] http://galina-soleil.narod.ru/index/0-44

 4. Материалы  сайта «Педсовет.org» по теме «Технология разноуровневого обучения», [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/search/?q=%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%FF+%F0%E0%E7%ED%EE%F3%F0%EE%E2%ED%E5%E2%EE%E3%EE+%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%FF&sa=%CD%E0%E9%F2%E8&cx=009383508736062177586%3Aelnjqdbe6hy&cof=FORID%3A9&ie=windows-1251&siteurl=pedsovet.org%2Fcomponent%2Foption%2Ccom_mtree%2Ftask%2Clistcats%2Fcat_id%2C1127%2F&ref=pedsovet.org%2Fcomponent%2Foption%2Ccom_mtree%2Ftask%2Cviewlink%2Flink_id%2C112561%2FItemid%2C118%2F&ss=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневое и дифференцированное обучение в классах разного профиля

выступление на школьном методическом обединении учителей гуманитарного цикла МОУ "СОШ №20" г. Воскресенска...

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания

В статье рассматривается значение и применение современных образоательных технологий на уроках обществознания...

Проблемы индивидуального подхода в обучении как средство повышения образовательного процесса

Материал раскрывает сущность индивидуального метода обучения при преподавании истории...

Доклад на форуме. ТЕМА: Личностно-ориентированные технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания.

Что может помочь учителю на уроках русского языка, если материально-техническая база школы оставляет желать лучшего?...

Здоровьесберегающие технологии, как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны ...