Физкультминутка
методическая разработка по теме

Кныш Наталья Владимировна

Здоровьесберегающие технологии. Физкультминутка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии. Физкультминутка.

Цели: развить у учащихся необходимые знания и умения и использовать полученные знания в повседневной жизни, обеспечить учащихся возможностью сохранения здоровья в период обучения в школе и в дошкольном учреждении.

Задачи: изучить методику преподавания «нейройоги», составить физкультминутки на основе изученной методики, применять физкультминутки на уроках.

Актуальность: современное общество, шагнув в новый век, оказалось в эпохе информации. Несмотря на стремительное развитие новых технологий, мы сталкиваемся с одной очень важной проблемой – здоровье детей. Найти сейчас абсолютно здорового ребенка, не имеющего того или иного отклонения практически невозможно. Мы уже считаем вполне приемлемым развитие ребенка на уровне нижней границы нормы. Снижается интеллектуальный уровень детей, падают их возможности успешного обучения. При этом усложняются программы обучения.

Именно поэтому одной из основных методик в педагогике можно считать «здоровьесберегающие образовательные технологии». Существует более трех ста определений понятия «здоровье». По определению «Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что здоровая личность – это системное и динамическое состояние, которое обуславливается определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, которые приобретены в результате воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, применяемых в практической жизнедеятельности.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.

По определению В.Д.Сонькина, здоровьесберегающая  технология – это:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка);

- необходимый, достаточный  и рационально организованный двигательный режим.

Функциями здоровьесберегающей технологии являются

- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей;

- информационная – коммуникативная: отвечает за обеспечение трансляции опыта ведения здорового образа жизни, преемственности традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью;

- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса;

- адаптивная воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к стрессогенным факторам природной  и социальной среды.Она обеспечивает школьников к социально-значимой деятельности;

- рефлексия: заключается в переосмыслении  предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья;

- интегративная: объединяет народный опыт, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

А теперь хочется перейти непосредственно к методике преподавания здоровьесберегающей технологии.

Независимо от того какой предмет вы преподаете, нужно помнить о том, что ребенок на протяжении всего урока испытывает сильное психическое и физическое напряжение, особенно это относится к детям младшего школьного возраста. Поэтому так важно переключить внимание ребенка с одного вида деятельности на другой.

Я разработала несколько физкультминуток, где за основу взяла движения «нейройоги», которые подробно описаны в книге Светланы Кузнечиковой «Нейройога».

В качестве упражнений нейройога включает в себя  непосредственно нейропсихокоррекционные  упражнения и упражнения йоги – самого древнего и  наиболее основательно разработанного метода развития человека.

В состав физкультминуток входят глазодвигательные, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, массаж и функциональные упражнения, дыхательные упражнения и релаксация.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения и повышают энерготизацию организма.

Артикуляционные упражнения необходимыдля укрепления и развития речевого аппарата, улучшения произношения.

Упражнения мелкой и общей моторики обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных дополнительных упражнений, способствуютактивизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих в первую очередь за поведение, умение контролировать свои действия. Развитие мелкой моторики является серьезным тонизирующим фактором.

Функциональные упражнения развивают коммуникативные навыки. Они неоходимы для развития внимания, снижения импульсивности.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, снижают гиперактивность и импульсивность.Также способствуют концентрации внимания, успокаивают..Увеличивают объем легких, улучшают кровообращение, под воздействием диафрагмы происходитинтенсивный массаж внутренних органов. Что способствует улучшению самочувствия.

Из предложенных мною физкультминуток , можно выбрать именно ту, которая вам подойдет занимаясь определенным видом деятельности.

Так, например, если вы на уроке собираетесь писать контрольную работу или проверочную работу, не секрет, что для многих детей такой вид деятельности вызывает стресс. Чтобы настроить ребенка психологически положительно, снять напряжение, можно использовать физкультминутку под №1 или№4, основанных на дыхательных упражнениях. Причем эти физкультминутки лучше зачитывать самому педагогу, т.к. очень важно, чтобы ребята правильно выполняли дыхательные упражнения.

Если учащиеся на уроке много писали, читали, тогда будет уместна физкультминутка под№1. Эффектом выполнения такой физкультминутки будет раздражение вестибулярного аппарата, с помощью движения эндолифмы полукружных каналов, где возникают нервные импульсы ,поступающие в головной мозг, а значит, осуществляется стимуляция работы нервов.


Физкультминутка №1

Муха

В классе приоткрылась дверь.

И в нее влетел к нам зверь.

Вот жужжит теперь над ухом

(ребята начинают жужжать)

Очень маленькая муха.

Она кружится над нами

        (ребята ставят перед собой указательный палец правой руки, повторяя направления, которые произносятся учителем, двигают палец, при этом голова не двигается, а глаза смотрят на кончик пальца, представляя, что там сидит муха)

Сверху вниз, над головами.

Вдруг летать ей надоело,

На нос к нам она присела,

 (ребята кончиком пальца дотрагиваются до носа, при этом продолжают следить за воображаемой мухой)

Посидела, посмотрела,

Испугалась, улетела.

(ученики машут кистями рук, изобразая улетающую муху).

Физкультминутка №2

Чаепитие.

Мы гостей сейчас встречаем,

В чашки чай мы наливаем

( ребята, изображают чайник (исходное положение – ноги на ширине плеч, правая рука на поясе, левая, согнута в локте, приподнята вверх, кисть руки согнута под углом 90 градусов) делают наклон в право, как будто наливают в чашки чай).

Щеки сильно надуваем,

(ребята делают глубокий вдох, надувая сильно щеки)

Чай тихонько остужаем,

(соединяем две ладошки, представляя чашку с чаем и начинаем медленно, до конца делать выдох, при этом щеки потихоньку сдуваем)

Остужаем, остужаем,

Как остынет выпиваем.

(ребята представляют что пьют чай, делая вдох ртом, при этом щеки вбираются в себя).

Физкультминутка №3.

Выкидываем усталость.

(Исходное положение – стоя. На протяжении всего стихотворения, ребята, собирают усталость начиная с ног, животика, плеч, головы)

Мы читали, мы считали,

Очень сильно мы устали.

Всю усталость соберем.

Собирать начнем мы с ног,

Поднимаясь выше, выше,

И, дойдя до самой крыши,

Сожмем усталость в кулаки

(сжимают сильно кулаки)

И выбросим со звуком ХА-ХИ!

(выбрасывают усталость вниз, крича ХА-ХИ, при этом надо удержаться в последнем положении, руки, голова и корпус, в расслабленном состоянии свисают вниз).

Физкультминутка №4.

Воздушный шарик.

Мы весело и дружно

(дети маршируют)

Надуем шар воздушный.

(ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)

Шарик красный, шарик синий

(делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)

Надуваем сильно-сильно.

Вдох-выдох, выдох-вдох

(делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом),

Улетел наш шарик – «ОХ»!

Физкультминутка № 5

Акула.

По морю плыла акула.

(ребята выполняют движения руками имитирующими плавание акулы)

Кара-кула, кара-кула!

Очень добрая акула.

(ученики стоят ровно, руки при этом находятся на поясе, делают круговые вращения челюстью).

Кара-кула, кара-кула!

Но акула вдруг зевнула.

(все зевают)

Кара-кула, кара-кула!

Легла на бок и уснула.

(массируют мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава (этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти).

Кара-кула, кара-кула!

Дорогие коллеги! В конце хочется произнести всем знакомые слова «В здоровом теле, здоровый дух»! Поэтому, несмотря на всю сложность программы обучения, найдите пару минут на своем уроке для проведения физкультминутки, так как, знания, которые получает ребенок в школе, могут оказаться совсем невостребованными, если эти знания будут добываться в ущерб здоровью!


Используемая литература

ЗайцевВ.В., СонькинВ.Д. – Такие разные дети: Шаги физического развития. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

М.М.Безруких, Д.В.Сонькин, Д.А.Фарбер -  «Возрастная физиология (физиология развития ребенка)». Академия. 2009г.

С.Кузнечикова – «Нейройога (Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья)».- СПб.:Сфера,2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о физкультминутках на уроках русского языка

Упражнения для проведения физминуток, адаптированные для уроков русского языка...

Физкультминутка на уроках в школе

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Известно, что дети быстро утом...

Физкультминутка

Авторская физкультминутка «Хочешь быть здоров всегда!».Подготовила: Стром И.А....

Электронная физкультминутка

Физкультминутка для снятия зрительной усталости для детей дошкольного возраста и начальных классов....

Физкультминутки для старшеклассников (по системе М.С. Норбекова)

На протяжении 10 лет я являюсь поклонником систеиы М.С.Норбекова. Сам занимаюсь суставной гимнастикой, дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз. На своём опыте я ощущаю большую пользу от этих за...

Физкультминутки на уроках английского языка

На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой в...

Физкультминутка на уроках математики

Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей,  детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни сов...