Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
план-конспект урока по теме

Бидяк Марина Владимировна

Конспект урока в классе аккордеона по поддерживанию интереса у учащихся к занятиям музыкой , через игру в ансамбле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vjq.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

 на тему:

"Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".

Подготовила преподаватель по классу аккордеона

Бидяк Марина Владимировна

Школа искусств "Ч. Порумбеску" город Бельцы, Молдова.

Дидактический проект урока

Учебное заведение: Школа искусств «Ч. Порумбеску».

Предмет: музыкальный инструмент (аккордеон).

Учитель: Бидяк Марина Владимировна, 2 дидактическая  категория.

Ученики: Челан А. 1/7, Райляну В. 1/7, Букатарь В. 2/5, Войнова А. 3/7, Вакарчук А. 3/7, Горячев С. 4/7, Мереуцэ А.4/5, Кутейников А. 4/5.

Продолжительность урока: 45 минут

Общая тема: "Работа над ансамблем, как одна их форм общего музыкального развития ребенка".

Тема урока: "Формирование и поддерживание  интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".

Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.

Компетенция: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через привлечение их к совместному  музицированию.

                             Целепологания:        

  1. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  2. Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  3. Решение коммуникативных задач;
  4. Развитие чувства ансамбля;
  5. Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.

                        Операциональные цели:

Знания:

01-Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);

02-Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;

03-Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность, единство темпа, метро - ритма, штрихов, динамики;

Умения:

04-Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;

05-Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия;

 Отношения:

06-Формировать  навыки общения в коллективе;

07-Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое  музицирование;

08-Проявлять активный интерес к занятиям;

                           Дидактические технологии:

а) Виды деятельности учащихся:

  • Просмотр презентации к уроку;
  • Исполнение на музыкальных инструментах;
  • Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;
  • Анализ и характеристика музыкальных произведений.

б) Методы обучения:

  1. словесный – рассказ, объяснение, беседа;
  2. метод показа на инструменте;
  3. метод показа презентации;
  4. метод тренировки;

в) Оборудование: ноутбук, аккордеоны, детские музыкальные инструменты, раздаточный материал.

г ) Музыкальное содержание: детская песенка «Василек», русск.нар. песня «Савка и Гришка», Е. Гнесина «Этюд» С-Dur, А. Панайотов «На лодочке», А. Красев «Елочка», р.н.п. «Веселые гуси», дет. песенка «Утенок», р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», укр.н.п. «Черные брови», А. Доренский «Веселое настроение», А. Зацепин «Песенка о медведях».

Библиография:

  1. Гажим И. Dimensiunea psihologicâ a muzicii- Timpul, Iaşi, 2003

  1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  2. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
  3. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с: ноты.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок -  у нас присутствуют гости,  и на уроке сразу несколько учеников. Это ученики разных возрастов и разных лет обучения: ученики 1 класса -  Челан Андриан и Райляну Виктор, ученик 2 класса -  Букатарь Валентин, ученицы 3 класса -  Войнова Аня и Вакарчук Амина, ученики 4 класса -  Кутейников Александр, Мереуцэ Андриан, Горячев Серафим.

Тема нашего сегодняшнего урока: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе  аккордеона, через привлечение учащихся  к игре в ансамбле".

  1. Восстановление полученных ранее знаний

Давайте, для начала, вспомним,  что такое ансамбль? Кто может дать определение этому термину? (Учащиеся дают свои ответы).

А теперь посмотрите презентацию.  (В презентации даю развернутую характеристику ансамблю, его видам; Определяем названия ансамблей,  в зависимости от деятельности и количества его участников;  Уточняем преимущества и сложности игры в ансамбле.)

Игре в ансамбле можно и нужно учиться. И сейчас,  мы покажем как вы учились  играть в ансамбле с самых первых занятий в музыкальной школе.  И я прошу подойти к инструменту ученика 1 класса  - Челан Андриана. Пока Андриан готовится , каждому из вас я раздам письменное задание, вопросы написаны на листах .Ответы на них вы найдете в той информации, которую вы получили в презентации. А в конце урока наши  гости проверят, как вы справились со своими заданиями.

  1. Раскрытие темы урока, через повторение пройденного материала

Андриан, первую пьесу, которую мы стали играть с тобой в ансамбле, была пьеса "Василек". И играть мы ее начали  тогда, когда ты еще не умел извлекать звуки на аккордеоне. Для этого мы использовали детские музыкальные инструменты. Возьми дудочку и вместе со мной проиграй ритмический рисунок этой пьесы.  (Играем вдвоем, я – на аккордеоне). А теперь возьми бубен, простучи в него ритм  пьесы "Василек" и пропой мелодию со словами. Мы должны очень внимательно слушать друг друга, чтобы игра у нас была слаженной, одновременной, т.е. синхронной – это одно из важных условий ансамблевой игры.  ( Исполняем;  Также прорабатываем пьеску "Савка и Гришка").

 После того, как ты овладел правой клавиатуры аккордеона и научился извлекать первые звуки – мы стали играть эти пьесы вдвоем на аккордеонах. Как называется ансамбль из двух участников? – Дуэт. Правильно. Ты уже знаешь, что важным условием ансамбля является одновременная, синхронная игра. Для того,  чтобы игра была одновременной  - надо вместе начать играть. И для этого надо дать определенный сигнал к вступлению. У аккордеонистов таким сигналом является небольшой кивок головы, который состоит из двух моментов: взмах головы вверх – что означает "приготовиться" и четкое движение вниз – "начали". Кто у нас дает сигнал к вступлению?  - Тот, кто играет 1 партию. А в этой пьесе 1 партию играешь ты,  поэтому дай сигнал. (Играем).  В следующей пьесе – "Савка и Гришка" мы поменяемся, я буду исполнять 1, а ты 2 партию, поэтому сигнал дам я. (Играем).

Также мы с тобой играли в вопросы и ответы. В каких пьесах? – В "Этюде" и "На лодочке". Как ты можешь охарактеризовать наши партии?- Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете в "Этюде", а во второй пьесе мы меняемся, и на вопросы отвечаете вы. Правильно. (Исполняем два произведения).

Давай перейдем к следующему произведению, и для начала скажи, как называется в нем твоя партия?- Мелодия. А я играю аккомпанемент. В ансамбле мелодия имеет лидирующее значение, поэтому требует от тебя полного звука и уверенности исполнения. (Играем).

В пьесе "Веселые гуси" ты учился аккомпанировать мне. Давай вспомним, что такое аккомпанемент? Это сопровождающая партия, которая помогает мелодии звучать ярче, интересней, поддерживает ее. Так, но и при всем этом аккомпанемент должен звучать несколько тише, чтоб не заглушать основную музыкальную тему. (Играем).

Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти еще одного первоклассника – Райляну Виктора. Дайте характеристику своим партиям. Андриан – у меня 1 партия, основная мелодия, Виктор -  у меня 2 партия  - сопровождение. (Играют вдвоем).

  1. Углубление темы урока

 Для исполнения  следующего ансамбля я приглашаю подойти к инструменту ученика 2 класса Букатарь Валентина. Дай характеристику пьесе. "Пойду ль я, выйду ль я" – русская народная песня. Размер – 4\4, тональность фа мажор, характер веселый, поэтому пьесу надо играть в подвижном темпе. Андриан играет 1 партию, а я 2- ю – сопровождение. Твоя партия имеет функцию фонового сопровождения, т. е. на фоне твоей партии получает развитие основная музыкальная тема. (Играют, и при этом 2 партия несколько заглушает первую). Валентин, помнишь, когда мы говорили о роли партий в ансамбле, мы делали сравнение с живописью. И говорили о том, что в живописи есть понятие переднего и заднего плана. То, что видит человек вблизи  на картине – это передний план, то, что дальше от себя -  это задний план. Так же можно сказать и о партиях ансамбля. Та партия, которая исполняет мелодию – это передний план произведения, а твоя сопровождающая партия – это задний план. Не забывай об этом и играй свою партию немного тише.

Следующую пьесу я приглашаю помочь мне сыграть ученицу 3 класса Войнову Аню. Аня, что ты можешь сказать об этом произведении? "Черные брови" – это украинская народная песня, размер 3\4, тональность ми минор, это произведение относится к лирическим произведениям. А что такое лирика? Это выражение чувств и переживаний человека.  Это произведение относится к жанру песни, поэтому ты должна стремиться к мягкому, полному, певучему звуку, свойственному человеческому голосу.  Чтобы у слушающих тебя людей создавалось впечатление, что играет не музыкальный инструмент, а поет человек. С помощью чего мы можем на инструменте передать свои чувства и переживания в лирических произведениях? С помощью динамических оттенков и соблюдения музыкальных фраз. С чем мы можем сравнить музыкальную фразу? С морской волной, которая накатывает на берег, ударяется об него, и откатывает от берега. (Играем).

Работая над ансамблем с начинающими учениками, я не ставлю цель отшлифовать каждое произведение, а использую метод ознакомительного прохождения произведений или чтение их с листа, что способствует накоплению музыкально – слухового опыта ребенка и пополняет его музыкальный "багаж".

Другие цели ставлю перед ансамблем для выноса его на концертную эстраду. Во - первых в такие ансамбли я объединяю учеников, которые имеют уже определенный "багаж" знаний, навыков и умений ансамблевой игры. Кроме этого, для яркости звучания такого ансамбля я использую расширение состава путем добавления дополнительных инструментов. В сегодняшнем случае это фортепиано  и синтезатор. И я прошу приготовиться квинтет аккордеонистов. Использование синтезатора помогает в решении такой проблемы. Как отклонения от темпа. Задаваемый им единый темп,  метр и ритм помогает лучше организовать выступления такого  ансамбля. И сейчас мы покажем вам промежуточный результат работы над "Песенкой о медведях" композитора А. Зацепина.  (Играют, делаю поправочные остановки, во время которых уточняем значение каждой партии в каждой цифре произведения).

  1. Конечное оценивание

 Наш урок подходит  к концу.  Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на уроке.  Сдайте  свои письменные задания нашим гостям на проверку. А пока,  мы подведем итог  урока. Скажите,  в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого исполнения? Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как  об одном из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на концертную площадку в составе ансамбля.

Ваше домашнее задание следующее – продолжать  работать над своими партиями и слушать исполнение самых  разных видов ансамблей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного, игрового и соревновательного методов.

Статья содержит рекомендации и возможные варианты  использования предложенных методов....

Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...

Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".

Урок подготовлен для проведения на отделе "Инструментальное исполнение" нашей школы, по плану работы отдела 2013 - 201ё4 учебного года.Цель урока:Совершенствование исполнительского мастерства уч...

Конспект открытого урока к конкурсу "Учитель года -2015" школьный этап Тема: "Совершенствование элементов баскетбола (передач) через игровые задания, игры. "

На уроке использованы игровые методы,  закрепление правил игры баскетбола в игре ""упрощенный баскетбол"основана на передачах , без ведения мяча  (в игре используются следующие  правила...

Открытый урок по теме: "Формирование хорового ансамбля в среднем хоре"

Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке....

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...