Занятие «Гигиена человека в условиях высокогорья»
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Жужкова Мария Игоревна

Конспект занятия с применением здоровьесберегающей технологии. «Гигиена человека в условиях высокогорья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_cheloveka_v_usloviyakh_vysokogorya.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила – педагог дополнительного

 образования: Жужкова М.И.

Раздел 4. Тема №1

Конспект занятия с применением здоровьесберегающей технологии.

 «Гигиена человека в условиях высокогорья»

Тема: Гигиена человека в условиях высокогорья

Продолжение учебного занятия: 45 мин.

Цели и задачи учебного занятия:

-Обучающая: формирование понятия  о личной гигиене в условиях высокогорья, обеспечить освоение учащимися следующих понятий: гигиена, адаптация.

-Развивающая: содействовать развитию умений применять полученные знания в условиях высокогорья.

-Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.

Дидактические материалы: 

  • Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».
  • Книга «Гигиена туриста», И.Г. Файзулин, Е.И. Жаров
  • Мультимедийная презентация «Гигиена человека в условиях высокогорья».
  • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

.

Ход урока.

I этап учебного занятия: организационный момент

Цель

Задачи

Длительность

Мотивация обучающихся на восприятие материала

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

1 минута.

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Здравствуйте ребята.

На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, как планируется и организуется поход.

Ребята, как вы думаете, что самое ценное в нашей жизни и что нужно беречь больше всего? Правильно, конечно же – здоровье, ведь только здоровый человек сможет отправиться в дальний поход, где ему предстоит преодолеть не мало трудностей на своем пути,  и одна из таких трудностей – это сохранить свое здоровье, поэтому сегодня наше занятие будет посвящено сохранению нашего здоровья в условиях высокогорья.

Приветствуют педагога. Отвечают на вопросы.

II этап учебного занятия:

определение темы и постановка цели урока

Цель

Задачи

Длительность

 Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего занятия.

2 минуты.

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Слайд1-тема урока

Слайд2-

Цели и задачи учебного занятия:

-Обучающая: формирование понятия  о личной гигиене в условиях высокогорья, обеспечить освоение учащимися следующих понятий: гигиена, адаптация.

-Развивающая: содействовать развитию умений применять полученные знания в условиях высокогорья.

-Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Слушают педагога.

.

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Длительность

36 минут.

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Слайд 3-

Все живое (и человек тут не исключение) обладает уникальным свойством адаптации – приспособления к новым условиям существования. Говоря об адаптации, необходимо учитывать два момента.

  • Существуют условия настолько экстремальные, что для приспособления к ним человека как биологического вида потребуется длительность жизни нескольких поколении.
  • Абсолютные высоты, к которым люди адаптируются, и сама скорость адаптации (акклиматизации) к высокогорью у различных лиц широко индивидуальны.

Слушают педагога.

Конспектируют.

Слайд4-

Факторы внешней среды высокогорной зоны, оказывающие патогенное (болезнетворное) влияние на не акклиматизированного человека:

  • пониженное барометрическое давление;
  • снижение парциального давления кислорода в атмосферном воздухе;
  • высокая солнечная радиация с преобладанием коротковолнового (“жесткого”) излучения;
  • низкая температура воздуха;
  • низкая абсолютная влажность воздуха;
  • сильные ветры.

Слайд 5

Гигиена (от греч. «целебный») — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигиена— основа здорового образа жизни, условие эффективной первичной и вторичной профилактики различных заболеваний.

Слайд6

  • Соблюдение ряда гигиенических норм способствует уменьшению вредного воздействия перечисленных факторов и более быстрому достижению состояния акклиматизации. Одним из важных условий нормальной жизнедеятельности нашего организма является питание.

Слайд-7

Гигиенические требования к питанию.

  • – энергетическая достаточность;
  • – пластическая ценность;
  • – достаточность “микронутриентов” – веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности в микроскопических количествах (витаминов, микроэлементов);
  • – достаточность объема пищи;
  • – вкусовые качества пищи;
  • усваевомость пищи.

Слушают педагога.

Конспектируют.

Слайд 8-

Уход за кожей и слизистыми

Жесткое ультрафиолетовое облучение – причина нередких солнечных ожогов.

Слушают педагога.

Конспектируют.

Слайд-9 

  • Наилучшая защита от них – укрытие лица на подходах панамами и широкополыми шляпами,

   на восхождениях – специальными защитными масками.

   Эффективны защитные кремы, которые выпускаются многими фирмами.

   На тюбиках таких кремов  указывается обычно так

   называемый “фактор защиты” – кратность снижения силы

   ультрафиолетового излучения –   “5”, “10”, “15”, “20”, “50”.

Слайд-10

Кожа ног и рук.

Нередко в горах страдает кожа ног. Основные неприятности здесь – потертости, омозолелости, “натоптыши”, трещины, опрелости и грибковые поражения. Лечение всех этих состояний – дело длительное и трудное. Гораздо эффективнее их профилактика и предупреждение. При первых признаках наминов ног обувью, еще до появления потертостей надо заклить лейкопластырем угрожаемые места. Новая обувь подготавливается – разбивается молотком, пропитывается смягчающими кремами. Утолщения кожи подошв (натоптыши) имеют наклонность к растрескиванию с образованием глубоких, кровоточащих и болезненных трещин.

При каждой возможности в бане, в душе необходимо удалять омозолелости подошвы (особенно на пятках и на возвышении большого пальца) пемзой или специальными скребками. Профилактика опрелостей и грибковых поражений кожи – борьба с потливостью. В походе, на восхождении надо пользоваться любой возможностью, чтобы помыть ноги в ручье или просто протереть снегом, насухо вытереть.

Слайд-11

Кожа рук наиболее уязвима в области кистей и пальцев. При длительных восхождениях по скальным маршрутам, когда руки постоянно намокают (снег, лед на скалах) может наблюдаться пересыхание кожи пальцев и образование трещин, которые крайне болезненны и долго заживают. Одновременно могут возникать “заусеницы” кожи ногтевых валиков, отслоение ногтевых пластинок, которые также болезненны и затрудняют работу на маршруте. Профилактика этих состояний заключается в уходе за кожей рук. Эффективно ежевечернее мытье рук с мылом с последующим обсушиванием и смазыванием кремами – гидратантами. Время от времени необходимо не забывать обрезать ногти, однако не слишком коротко – в противном случае склонность к отслоению ногтевых пластин возрастает.

Слайд-12

Слизистая носа, кайма губ.

Слизистая носа также реагирует на воздействие сухого и холодного горного воздуха, что приводит к ее пересыханию, образованию корок и наклонностью к кровотечениям. Профилактика такого “горного” ринита – закапывание 2–3 раза в течение дня масляных капель (например, капель “Пиносол”).

Красная кайма губ особенно подвержена влиянию неблагоприятных условий: атмосферы, что приводит к ее пересыханию, растрескиванию, образованию “заед” в углах рта. Переохлаждение и ультрафиолетовое облучение могут вызвать активацию вируса герпеса с образованием болезненных изъязвлений на красной кайме – а иногда на коже щек и крыльях носа). Герпес – очень частая патология среди альпинистов. Лица, подверженные повторным атакам герпетической инфекции, особенно тщательно должны следить за кожей губ.

Слайд 13

Снежная слепота.

  • Снежная слепота (ожог глаз) возникает при сравнительно недолгом (в течение 1—2 часов) движении по снегу в солнечный день без защитных очков в результате значительной интенсивности ультрафиолетовых лучей в горах.

Эти лучи воздействуют на роговицу и конъюктиву глаз, вызывая их ожог. Уже через несколько часов в глазах появляется резь («песок») и слезотечение. Пострадавший не может смотреть на свет, даже на зажженную спичку (светобоязнь). Наблюдается некоторое припухание слизистой оболочки, в дальнейшем может наступить слепота, которая при своевременном принятии мер бесследно проходит через 4—7 дней.

Слайд 14

Картинки

Для защиты глаз от ожогов необходимо применять защитные очки, Значительно лучшим является применение обычных очков с боковинками, выполненными из широкого лейкопластыря.

Слайд 15

Физкультминутка

Упражнения для глаз

(упражнения для глаз служат профилактикой нарушения зрения и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.)

Ребята сейчас прервемся на физкультминутку и сделаем упражнение для глаз – "Раскрашивание". Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Теперь напишите глазами  свое имя, число, месяц, год рождения.

Слайд 16

Посмотрите на слайд и выполните упражнение для дыхания 3 раза.

Дыхательное упражнение

  • Встать прямо, руки вдоль туловища.
  • Сделать полный глубокий вдох.
  • Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук              не будут над головой.
  • Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с. Медленно вдыхая, опустить руки  в исходное положение.

Молодцы! Закончил упражнения, садимся.

Слайд 17

Опорно-двигательный аппарат.

  • Значительные физические нагрузки

 (подходы с тяжелым рюкзаком) и частые переохлаждения создают высокий риск

развития у альпинистов остеохондроза

позвоночника, проявляющегося

явлениями “радикуллита”, ишиаса и т. д.

  • Снижает риск этой патологии ношение

рюкзаков с поясными ремнями,

разгружающие позвоночный столб.

Более эффективным в этом случае

следует признать постоянное укрепление

мышечного корсета

 (“закачивание” мышц спины) с помощью специальных упражнений.

Слайд 18

Холодовая травма.

Безусловно, по частоте холодовых травм (отморожений) альпинизм лидирует среди всех видов спорта. Чаще от переохлаждения страдают конечности – в первую очередь пальцы рук и ног. Предрасполагающими факторами кроме низкой температуры являются: ветер, мокрая одежда и тесная обувь, сырые носки (потливость ног), общее переутомление и недостаточно калорийное питание, ухудшение периферического кровоснабжения.

Профилактикой отморожений является:

  • 1) постоянный само- и взаимоконтроль за состоянием

  пальцев рук и ног, носа, ушей;

  • 2) при замерзании и утрате чувствительности пальцев – снять обувь, растереть стопы,   переменить носки.

  Растереть руки, добиться покраснения пальцев и восстановления чувствительности;

  • 3) внутрь или внутримышечно – препараты никотиновой кислоты - теоникол, компламин, большие дозы витамина РР.

Слайд 19

Уход за полостью рта.

Риск  возникновения стоматологической паталогии в горах возрастает в связи с переохлаждением, недостаточным поступлением в организм минеральных веществ и витаминов, общим снижением иммунитета в условиях гипоксии.

  • Лучшая профилактика заболеваний

   полости рта в горах – своевременное и регулярное

  посещение стоматолога “на равнине” – не реже 2 раз

  в год и обязательно – перед   выездом в горы.

Слайд 20

В путешествии для укрепления здоровья и закаливания организма следует широко пользоваться естественными факторами природы.

Физическая культура и закаливание.

  • Утренняя зарядка — важное средство оздоровления. Проводимая в течение 10—15 минут, она оказывает благотворное воздействие на организм, включает в активную деятельность все внутренние органы и системы и способствует тем самым возникновению бодрого настроения.

Слайд 21

  • В путешествии для укрепления здоровья и закаливания организма следует широко пользоваться естественными факторами природы.

Солнечные ванны

Слайд 22

  • Основные правила закаливания—постепенность и систематичность.
  •  Купание.

Растирание снегом.

Слушают педагога.

Конспектируют.

Выполняют упражнения для глаз, дыхательную гимнастику.

IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний

Цель

Задачи

Длительность

Закрепить полученные знания

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы выполнять в условиях высокогорья.

5 минут

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Ребята, ответьте пожалуйста на вопросы:

  • Что такое адаптация?
  • Что такое гигиена?
  • Какие правила гигиены нужно соблюдать в походе?
  • Зачем нужно делать зарядку и заниматься закаливанием организма?

Слайд 23

Будьте здоровы.

Молодцы, все эти знания пригодятся нам с вами в походе.

Отвечают на вопросы.

V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок.

1 минута.

Деятельность педагога

Деятельность учеников

      Ребята вы сегодня хорошо поработали и узнали, как важно соблюдать личную гигиену в походе. В дальнейшем на занятиях мы продолжим изучать эту тему и будем возвращаться к ней не раз.

Спасибо за занятие, до свидания.

Дети

 прощаются с педагогом.

Эффективно ли использование здоровьесберегающей технологии?

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, детей зависит  их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”

В.А.Сухомлинский

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей - выделено в приоритетную задачу. Прорабатывая занятия с использованием здоровьесберегающей технологией, я включаю компенсаторно-нейтрализующие приемы:

    физкультминутки  

    пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику

При построении занятии я использую в работе  рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы). Однообразность занятия утомляет воспитанников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у ребят дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На занятие следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих воспитанников.

6. На занятии должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В занятие следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Использование таких несложных приемов на каждом занятии приносит свои плоды. Показателем  эффективности проведенного занятия  считаю  состояние и вид  ребят, выходящих с занятия.

На многих занятиях уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья:

      включаю в занятие  ребусы, загадки, практические задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”.

При разработке занятии с использованием здоровьесберегающей технологии использую следующую литературу.

1.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

2. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения, 2003

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологический диктанп по теме «Анатомия, физиология, психология и гигиена человека", 8 класс

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...

Планирование внутрипредметных и межпредметных связей в содержании курса анатомии, физиологии и гигиены человека.

Планирование  внутрипредметных  и  межпредметных  связей в содержании курса анатомии, физиологии и гигиены человека. ...

Презентация к уроку технологии в 5 классе "Личная гигиена человека"

Презентация к уроку технологии в 5 классе "Личная гигиена человека"...

Внеурочное занятие в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Гигиена человека.

Правила личной гигиены. Прививаем санитарно-гигиенические нормы и навыки самообслуживания....

Самоанализ. Внеурочное занятие в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Гигиена человека.

Правила личной гигиены. Прививаем санитарно-гигиенические нормы и навыки самообслуживания....

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Тело человека.Правила личной гигиены"

Конспект коррекционно- развивающего занятия разработан для младших школьников  с ОВЗ , осваивающих АООП для учащихся 3 класса с нарушенияи интеллекта....