программа Доо "Алый парус"
рабочая программа по теме

Кинжеева Олеся Николаевна

Программа ДОО "Алый парус"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений взаимодействия органов образования и детских, молодежных общественных объединений в образовательных учреждений обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

    Отказавшись от монополии на деятельность общественных объединений в начале 90-х годов, государство способствовало тем самым росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако практика показала, что, фактически прекратив поддержку вновь создаваемых и продолжающих действовать детских и молодежных общественных организаций и объединений к середине 90-х годов образовательные учреждения, утратили один из важнейших механизмов выполнения своих воспитательных функций.

    В современных условиях России количество детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми.

Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с недостаточностью нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, религиозной всеядностью, неспособностью противостоять серьезным асоциальным приемами и методами.

    Если в школе, как важнейшем социальном институте, закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в детском и молодежном объединении он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя её и, исходя из личных интересов и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.

    Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе современной деятельности – путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Общественный характер объединения детей и молодежи определяет возможность естественного сочетания социальных потребностей ребенка с возможностями образовательных учреждений.

    Развитие взаимодействия с детскими и молодежными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи – одно из условий повышения эффективности практики. При этом необходимо учитывать специфические способности национальной, культурно-этнографической, социальной среды, губительность единообразия, монополизма, массового охвата детей и молодежи без учета их интересов и потребностей.

    Важно так же формировать позитивное общественное мнение о деятельности существующей детской и молодежном объединении, привлекая к этому заинтересованную родительскую и педагогическую общественность, используя средства массовой информации, научные, методические и публицистические издания для детей, родителей, педагогов, воспитателей.

     5 Февраля 1998 года в нашей школе родилась детская организация «Алый парус». ДОО «Алый парус» является добровольным объединением детей, которые живут на территории Медведского сельского совета, которые объединяются для совместной деятельности, удовлетворяющей их потребности и интересы.

    Жизнь ребят стала интересней, появились свои дела, символы, устава.  Так как школа расположена в селе, а рядом нет учреждений дополнительного образования, школа стала центром воспитательной работы, ан базе которой существует и наша детская общественная организация.

     Если два года назад планировалось и проводились мероприятия, которые отвечали интересам школы, то сегодня эта деятельность выходит за рамки школьной жизни и ребята ищут применение своим силам в социуме села (шефская помощь детскому саду, забота о ветеранах ВОВ и одиноко проживающим пожилым людям, шефство над памятником, расчистка пустырей и посадка деревьев и цветов …)

Еще недавно при подготовке дел членам организации выполнялись  отдельные поручения, которые зависели от заинтересованности ребят, то сегодня деятельность детей строится на жизненно важных решениях проблем школы, села, а значит встает проблема совершенствования работы органов самоуправления, обучения, развития  посредством проведения школы актива (Учеба актива).

Если на первых ступенях существования детской организации каждый старался быть ответственным только за свое порученное дело, то сегодня ребята чувствуют не только поддержку друзей, но и свою ответственность за каждого члена организации, которую ребята выражают девизом: «Можешь сам – помоги другому».

Проанализировав сложившуюся ситуацию в детской организации было решено разработать программу развития, которая предусматривала бы переход от планирования отдельных действий, дел к программированию социально-занчимой деятельности; от выполнения отдельных поручений членам детской организации, построенных лишь на интерессе, к потребности решать сложные жизнено-важные практические  задачи школы, села; от воспитания ответственности за себя к воспитанию социальной ответчтвенности.

Основные принципы, на которые опирается программа, является:

  • принцип добровольности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип развития;
  • принцип ответственности;
  • принцип гласности;
  • принцип равноправия и сотрудничества;
  • принцип коллективности.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

        Основные технологии и методики, на которых опирается программа:

– технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам;

- педагогика сотрудничества (переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно – личностный подход к ребёнку,единство обучения и воспитания);

- технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванова.)Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов;

Данная программа деятельности ДОО «Алый парус» рассчитана на 5 лет.

2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ И ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель: реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждения через включение их в жизнь школы, общества, села посредством социально-занчимой деятельности.

Задачи:

  • создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потенциала, социальную защиту каждого члена ДОО;
  • стимулирования самопознания, самовоспитания членов детской организации;
  • формирование социальных умений в политической и духовной  сферах, мотивации социальной деятельности

Ожидаемый результат:

Сформировать способность и способы ее отслеживания  у членов ДОО позитивных. Социальных, нравственных и политических ценностей обладание навыками коллективного взаимодействия.

Функции детской организации:

  • коммуникативная – реализуется на основе идей коллективного воспитания детей и подростков в детской организации. Способствует развитию различных форм общения в области «ребенок-ребенок», «ребенок - взрослый», «ребенок - общество».
  • регулятивная – проявляется в связи с позицией ребенка – членов детской организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполнения детьми организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;
  • актуализационная – призвана пробудить в каждом ребенке способность к самореализации, самоутверждению и самовоспитанию;
  • социально-ориентировочная – позволит каждому участнику детского движения осуществлить свой выбор;
  • социально-коррегирующая – необходима для нормализации отношений «ребенок - общество», коррекция личности коллективом и коллектива обществом;
  • диагностико-прогностическая – предполаагет диагностирование, контроль, прогнозирование;
  • организаторская – способноствует реализации орагнизаторских и творческих способностей ребенка в организации;
  • воспитательная – формирует адекватную современному миру, ориентированную на общечеловеческие ценности личность творческую, социально-ответственную, нацеленную на самосовершенствование, самореализацию и непрерывное самообразование;
  • компенсаторская – способноствует социальной защите человека;
  • досуговая – способствует формированию общественной культуры личности и содержательности организации свободного времени.

3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • адаптация федеральных, региональных, областных программ детского движения к условиям деятельности школьной организации «Алый парус»;
  • разработка авторских программ на основе федеральных, региональных, областных программ по различным направлениям деятельности;
  • обучение органов самоуправления;

4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОРАГНИЗАЦИИ «АЛЫЙ ПАРУС»

Деятельность детской организации «Алый парус» строится на основе документов:

  1. Организация создана и действует в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Конституцией РФ. В 1995 году Государственная Дума приняла Закон «О государственной поддержке детского и молодежного движения». Поддержкой служат и региональные законы: Приказ №287 ГОО, КДМ от 20.09.95 «О развитии и активизации детского движения в Оренбургской области»; Закон №594 от 19.07.00 «О государственной поддержке молодежных и детских объединений Оренбургской области»; Устав ФПДО; Устав районной ассоциации «Радуга».
  2. Федеральные – «Духовное возрождение села» (автор Гурьянова М.П.. кандидат педагогических наук).
  3. Областные – «Свой голос» оренбургской области Федерации пионерских и детских организаций, «Интеллект и творчество»  (автор Кудрявцева К.В., центр детского творчества Северного административного округа г. Оренбурга).

Диагностические иследования позволили выявить на каком уровне находится ДОО в своем развитии. Исходя из этого мы смогли определить структуру ДОО, направления и формы деятельности. Основными формами деятельности ДОО являются: КТД, полезные дела для детей, школы, села (Праздник «День знаний», «День учителя» «Золотая осень», «Новый год», «День родной школы», «23 февраля»,«8 марта», ярмарки весенние и осенние, Масленица, Митинг на 9 мая, «Вахта Памяти», «День народного единства», «Лыжня России», «Кросс наций»…)- познавательные, деловые, ролевые, развлекательные дела и мероприятия.

 

СТРУКТУРА ДОО «АЛЫЙ ПАРУС»

  • Высшим органом является «Сбор отрядов».
  • Руководящим и организующим органом является совет отрядов, который выбирается на общем сборе.
  • ДОО состоит из Кубриков: Учеба и труд, Редактор, Спорт, Досуг.
  • ДОО имеет свой флаг, эмблему, гимн (песня), галстук, выработаны права и обязанности ее членов, которые определенны положением ДОО «алый парус».
  • Для реализации цели и задач данной программы и в соответствии со структурной детской организации, деятельность ее членов строится на основе создания объединений по интересам – Кубрикам.

Кубрик «Учеба и труд»

Это малая школьная структура, которая объединяет членов ДОО, которым интересна организационная деятельность.

Главная цель:

Формировать, развивать трудовые, организаторские навыки. Чувство ответственности за материальные средства.

Задачи:

  • организовывать трудовую деятельность,
  • формировать банк накоплений денежных средств, учиться их рационально использовать.

Деятельность:

  • ремонт школьного оборудования,
  • организация и проведения ярмарки весенней и осенней,
  • приобретение призов для победителей конкурсов,
  • проверяют сохранность школьного имущества.

Члены кубрика «Учеба и труд» проводят следующие мероприятия:

  • Рейд «Береги учебник», «Поход бережливых» (сохранность школьного имущества),
  • Ведет «Экран соревнований» (подводит итоги успеваемости, дисциплинарных тетрадей, количество пятерок),
  • Создает трудовые объединения школьников для работы на пришкольном участке,
  • Создает учебно-производственные бригады для ремонта школьного инвентаря,
  • Организовывает проведения ярмарок и контролирует  поступления вырученных средств,
  • Контролирует расход и поступление всех денежных средств ДОО.

Руководителем деятельности является член совета отрядов. Координирует работу вожатая.

Кубрик «Досуг»

Это малая школьная структура, которая объединяет членов ДОО, которым интересна организационно-досуговая деятельность.

Главная цель:

Более широко раскрыть и развивать художественно-эстетические способности учащихся. Создания рационального режима их работы и отдыха.

 Задачи:

  • сделать школьную жизнь интересной, веселой.
  • воспитать культуру общения,
  • предоставить возможность каждому ребенку самореализоваться.

Деятельность:

  • подготовка помещения к делу, уборка после проведения дела,
  • изучает музыкальные направления, составляет и записывает фонограммы, ведет дискотеки, вечера отдыха,
  • занимается контролем использования пригласительных билетов и входных билетов, передает вырученные средства Совету отрядов.

Члены кубрика «Досуг» проводят следующие мероприятия:

  • школьные вечера,
  • дискотеки,
  • концерты и другие общешкольные мероприятия.

Руководителем деятельности является член совета отрядов. Координирует работу вожатая, ответственные учителя за КТД.

Кубрик «Спорт»

Это малая школьная структура, которая объединяет членов ДОО, которым интересен здоровый образ жизни.

Главная цель:

Утверждение в жизни детей идеала добра, красоты, духовного и физического совершенства.

 Задачи:

  • помогать в организации спортивных мероприятий, состязаний,
  • участвовать в обустройстве спортивных площадок,
  • развивать внутришкольную спортивно-массовую работу.

Деятельность:

  • проводить утреннюю гимнастику, физминутки в школе,
  • помогает проведению спортивных мероприятий,
  • ведет работу по оформлению стенда «Спортивный календарь»
  • принимает участие в организации проведения походов.

Члены кубрика «Спорт» проводят следующие мероприятия:

  • «Кросс Наций»,
  • «23 февраля»,
  • «Лыжня России»,
  • «День призывника» и другие общешкольные мероприятия.

Руководителем деятельности является член совета отрядов. Координирует работу учитель физкультуры.

Кубрик «Редактор»

Это малая школьная структура, которая объединяет членов ДОО, которых интересует журналистское дело.

Главная цель:

Самоопределение и самовыражения личности члена ДОО через включение различных форм журналистской деятельности.

Задачи:

  • помочь члену ДОО в осознании себя свободной личностью, полноправным членом общества,
  • предоставить возможность члену ДОО свободно выражать свое мнение через собственные  издания,
  • помочь в  овладении профессиональными навыками мастерства,
  • сформировать свой центр печати, который будет представлять интересы членов ДОО в обществе.
  • Помогать в оформительской работе при проведении выставок, конкурсов и КТД.
  • Проводят выставки подделок, конкурсы рисунков,
  • Выпускать газету «Буревестник»,
  • Помогать в оформлении помещения при проведении КТД.

Члены кубрика «Редактор» проводят следующие мероприятия:

  • Проводят выставки подделок, конкурсы рисунков,
  • Выпускать газету «Буревестник»,
  • Помогать в оформлении помещения при проведении КТД.

Руководителем деятельности является член совета отрядов. Координирует работу учитель русского языка и информатики.

СОВЕТ ОТРЯДОВ

Совет отрядов собирается каждую среду, на большой перемене. Основными вопросами являются:

  • организация  деятельности ДОО «Алый парус»
  • правовая защита интересов членов ДОО.

Наряду с объединениями действуют свои классные организации – отряды: как правило в объединение по интересам входят активные ребята, но есть дети которые еще не сделали свой выбор в направлении деятельности, поэтому советом отрядов разработан план действий для отрядов (упор делается на данных ребят).

Оставшиеся ребята выбирают своих представителей в совет отрядов. При подготовке какого-либо дела объединением эти ребята (отряды), привлекаются к организации того или иного этапа. Конкретного дела. Причем учитывается возможность и желание ребят.

Деятельность ДОО в социуме:

  1. Зона действия в селе: Шефская помощь ВОВ и одиноко проживающим пожилым людям, детскому саду, шефство над памятником войнам, павшим  на  ВОВ, «дети детям».
  2. Зона деятельности ДОО с детскими организациями района, ДПиШ, сельским ЦД, сельской библиотекой, ассоциацией «Радуга», учреждениями дополнительного образования.

5 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В деятельности ДОО «Алый парус» - участвуют и взрослые, т.к. дети должны быть подвержены педагогическому воздействию, умному, корректному заинтересованному. В этом отношении для ДОО неоценима роль старшей вожатой как общественного деятеля. Классные руководители выступают в роли советников, помощников т.к. каждый из них ощущал на себе благотворное влияние пионерской и комсомольской организации в школьные годы, и теперь являются самыми заинтересованными участниками, пропагандирующими детское движение. Неоценима роль родителей в ДОО, они оказывают моральную и спонсорскую поддержку при организации традиционных школьных и сельских мероприятий.

6 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Итоги всей работы по программе деятельности ДОО «Алый парус» просты и человечны: воспитать ребенка так, чтобы он любил свою Родину, малую Родину, жил ее радостями и тревогами, был честным, добрым, ответственным, отзывчивым членом общества.

Данный этап заключает в себе закрепление успехов, анализ, выявление перспектив.

Обновление совершенствование работы ДОО идет в сторону усложнения. Но это способствует  тому, что ДОО развивается, приобретает устойчивый характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа волонтёрского отряда "Парус Надежды"

Клятва волонтеров  Вступая в ряды волонтерского отряда торжественно клянемся: - быть честными; - дисциплинированными; - не курить, не принимать алкогольные н...

Программа деятельности детской организации «Алые паруса»

Программа «Я - Россиянин»  включает в себя программно-методические рекомендации по реализации пяти взаимообусловленных компонентов: «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и семья», «Я и Я», «Я и планет...

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

Программа литературной гостиной "Куда зовут алые паруса"

Программа литературной гостиной рассчитана на 1 год. Члены литературной гостиной – ученики 7 классов. . Актуальность данной программы и работы по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинте...

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленый парус»

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель э...