Проект "Обеспечение подготовки обучающихся центра, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания"
проект по теме

Николаев Владислав Николаевич

В современном мире физическое образование является важнейшим фактором, определяющим уровень образованности общества в целом, базовый уровень образования инженеров, специалистов в области точных и естественных наук, фактором, существенным для обеспечения национальной безопасности, поскольку сегодня уровень образованности населения страны определяет ее конкурентоспособность. Физика лежит в основе всех инженерных и естественнонаучных дисциплин, является базой для их развития и создания у специалистов целостного представления о строении и закономерностях развития окружающего мира. Происходящая ныне информатизация общества, внедрение компьютерных технологий предоставляют новые возможности для модернизации и повышения качества преподавания физики. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний.

У учреждения нет возможности в полном объеме обновить устаревшую материальную базу лабораторий, оборудование для физических практикумов. В основном осуществляется переход на использование в образовательном процессе виртуальных лабораторных и практических работ. Но, физика – наука экспериментальная, преподавание ее только с помощью компьютера, мела и доски – неэффективно и совершенно недопустимо, так как обучающиеся должны иметь представление о реальности изучаемых объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

Арктическая  ул.,16, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008

тел. факс (34922) 4-00-73,4-00-56; ИНН 8901024072; КПП 890101001; ОГРН 1108901000592;

http://www.mouduc.ucoz.ru; E/mail mouduc@rambler.ru

  1. Проект
  2. «Обеспечение подготовки обучающихся центра, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания»
  3. Николаев В.Н.,
  4. педагог дополнительного образования

Салехард, 2012

  1. Постановка проблемы
  2. В современном мире физическое образование является важнейшим фактором, определяющим уровень образованности общества в целом, базовый уровень образования инженеров, специалистов в области точных и естественных наук, фактором, существенным для обеспечения национальной безопасности, поскольку сегодня уровень образованности населения страны определяет ее конкурентоспособность. Физика лежит в основе всех инженерных и естественнонаучных дисциплин, является базой для их развития и создания у специалистов целостного представления о строении и закономерностях развития окружающего мира. Происходящая ныне информатизация общества, внедрение компьютерных технологий предоставляют новые возможности для модернизации и повышения качества преподавания физики. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний.
  3. У учреждения нет возможности в полном объеме обновить устаревшую материальную базу лабораторий, оборудование для физических практикумов. В основном осуществляется переход на использование в образовательном процессе виртуальных лабораторных и практических работ. Но, физика – наука экспериментальная, преподавание ее только с помощью компьютера, мела и доски – неэффективно и совершенно недопустимо, так как обучающиеся должны иметь представление о реальности изучаемых объектов.

Таким образом, проблема заключается:

  • в высокой востребованности обществом специалистов инженерно-технических специальностей; в высоком качестве подготовки в области физики выпускников центра и
  • отсутствием внимания к научно-техническому образованию в системе массового общего образования, в материальном старении материальной базы учреждения, в отсутствии совместных образовательных программ вузов и центра.

По окончании учреждения выпускники г. Салехард станут студентами различных технических вузов, и проблема слабой технической подготовки будет проявляться при изучении физико-математических дисциплин, тем более на фоне выпускников приуниверситетских образовательных учреждений. Поэтому, насколько возможно, нужно приобщать учащихся к достижениям современной научно-технической мысли, мотивировать к изучению физики, при организации совместной работы с ведущими вузами страны.

Проект «Обеспечение подготовки обучающихся центра, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания», окажет помощь в решении проблем научно-технического образования молодёжи, и позволит обучающимся более качественно подготовиться к дальнейшему обучению в техническом вузе.

Внедрение педагогом при преподавании физики в практическую деятельность специальной системы методов и приемов овладения учащимися научными методами познания должно обеспечить:

  • повышение качества образования,
  • повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к предмету,
  • повышение способности вести элемент, 
  • повышение способности вести элементарную исследовательскую деятельность,
  •  успешную самореализацию.

        Анализ условий, в рамках которых существует школьная физика сегодня, высвечивает наиболее актуальные вопросы, стоящие перед физическим образованием:

  1. Низкий методологический уровень преподавания одной из стержневых линий физического образования - методы научного познания.
  2. Большой объем сложной информации, слабый интерес к предмету и, как следствие, неудовлетворительное качество знаний у большинства учащихся.
  3. В традиционных учебниках не раскрываются пути физического познания.
  4. Невладение сегодняшними выпускниками методами научного познания.

Отсюда возникают противоречия:

  1. между востребованностью современного общества в выпускниках, способных осуществлять элементарную исследовательскую деятельность и отсутствием практики обучения  школьников методам научного познания;
  2. между включением в обязательный минимум содержания образования стержневой линии -  методы научного познания и отсутствием специальной системы методов и приемов  их освоения учащимися.

Противоречия актуализируют значимость проблемы поиска путей и средств преподавания школьного курса физики на основе использования методов научного познания.

  1. Цели проекта:
  2. – развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  3. – понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними;
  4. – формирование представлений о физической картине мира.
  5. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
  6. – знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  7. – приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  8. – формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  9. – овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  10. – пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
  11. Общими предметными результатами обучения физике являются:
  12. – знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  13. – умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  14. – умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  15. – умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  16. – формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  17. – развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  18. – коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
  19. Адресуемость проекта
  20. Проблема активности учащихся на уроках физики, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество знаний школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов показывает, что некоторые методы обучения устарели и не могут удовлетворить требования современного общества.
  21. Особенностью обучения физики и является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает привлекательность изучаемому материалу и в то же время делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.
  22. Результативность проекта
  23. На сегодняшний день познавательное развитие является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).
  24. Наряду с традиционными методами: лекции, семинары, практические работы, экскурсии, беседы, наблюдения, постановка и проведение экспериментов преподаватель гибко необходимо сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных видов деятельности с использованием анимации, виртуальных лабораторных работ, демонстраций, опытов. Применение решений проблемных (учебных) задач, визуализацию, методы аналогий и ассоциации, творческие и учебно-исследовательские проекты, различные методы тестирования как педагогическую систему контроля и обобщения достигнутых результатов на разных уровнях развития личности. Таким образом, оптимальный отбор методов и приемов позволяет учащимся творчески овладевать знаниями и реализовывать креативные идеи. Указанная выше организация образовательного процесса способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и личностному росту обучающихся (проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремления к знаниям, сотрудничеству в достижении цели, активизации мышления, социальной активности).
  25. Проект направлен на:
  26. – создание оптимальных условий для реализации деятельностного подхода к процессу обучения;
  27. – развитие умений проводить наблюдения физических явлений, описывать и обобщать их результаты;
  28. – использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
  29. – представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  30. – применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств и как результат – на формирование представлений о методе естественно-научного познания на  базе опыта деятельности по его усвоению.
  31. Отбор оборудования, включённого в рекомендации, формируется с учётом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части программы. В соответствии с этим принципом демонстрационное оборудование представлено в приложении так, чтобы оно обеспечивало исследование максимально возможного числа изучаемых явлений и эмпирических законов, а также следствий фундаментальных законов.
  32. Для обеспечения преемственности систем оборудования между первой и второй ступенями общего образования оборудование, включённое в перечень для основной школы, является фундаментом, на котором будет формироваться перечень для старшей профильной школы.
  33.  Перечень оборудования, включённого в программу, состоит из двух разделов.
  34. Раздел 1 «Лабораторное оборудование» включает в себя три подраздела: лабораторное оборудование общего назначения, тематические комплекты по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике и расширенные наборы фронтального оборудования.
  35. Тематические комплекты:
  36. – способствуют формированию такого важнейшего общеучебного умения, как подбор обучающимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
  37. – позволяют проводить экспериментальную работу на любом этапе занятия;
  38. – радикально уменьшают трудовые затраты педагога при подготовке к занятиям.
  39. В состав расширенных наборов фронтального оборудования включено всё лабораторное оборудование общего назначения.
  40. Раздел 2 «Оборудование для демонстрационного эксперимента» включает в себя классическое оборудование, оптимально сочетающееся с оборудованием с применением цифровых методов измерения и компьютерными измерительными системами, что позволяет сначала пронаблюдать явление, опираясь на изученные простые и ясные способы наблюдения и анализа, а потом перейти к его исследованию цифровыми и компьютерными средствами.

Бюджет проекта

  1. Предлагаемый комплект учебных пособий для проведения научно-исследовательских работ по программе, реализуемой в МАОУ ДОД ДЮЦ: «Поиск: от невероятного к очевидному».

Наименование

К-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

Оборудование общего назначения

Источник  питания 12 В регулируемый

1

3 700,00  

3 700,00  

Блок питания 24 В регулируемый

1

5 100,00  

5 100,00  

Веб-камера на подвижном штативе

1

4 450,00  

4 450,00  

Микроскоп демонстрационный

1

7 876,00  

7 876,00  

Видеокамера для работы с оптическими приборами (3 Мпикс)

1

7 540,00  

7 540,00  

Программно-аппаратный цифровой измерительный комплекс

Демонстрационный измерительный прибор универсальный

2

9 750,00  

19 500,00  

Цифровой датчик силы (тензометр, +/- 20 Н)

1

5 910,00  

5 910,00  

Цифровой датчик температуры (-20-+110 оС)

1

1 800,00  

1 800,00  

Цифровой датчик влажности (10-100 %)

1

3 000,00  

3 000,00  

Цифровой осциллографический датчик напряжения (2 канала)

1

3 750,00  

3 750,00  

Цифровой датчик тока

1

2 250,00  

2 250,00  

Цифровой датчик напряжения

1

2 250,00  

2 250,00  

Приборы демонстрационные. Оптика и квантовая физика

Набор демонстрационный "Геометрическая оптика" (расширенный комплект)

1

14000,00

14000,00

Набор демонстрационный "Волновая оптика"

1

19000,00

19000,00

Установка для изучения фотоэффекта и измерения постоянной Планка

1

17000,00

17000,00

Наборы для практикума

Комплект для практикума  по оптике

5

10000,00

50000,00

Приборы лабораторные

Цифровая лаборатория учащегося по физике с нетбуком (профильный,
входит 24 цифровых датчика)

1

117 245,00  

117 245,00  

Набор лабораторный "Механика"

5

3 910,00  

19 550,00  

Набор лабораторный "Электричество"

5

2 880,00  

14 400,00  

Набор лабораторный "Оптика" (расширенный)

5

2 800,00  

15 284,00  

Комплекты для проверки знаний учащихся

Комплект оборудования в составе:

1

23 000,00  

23 000,00  

Механические явления (базовый)

 

6 500,00  

 

Тепловые явления (базовый)

 

5 000,00  

 

Оптические и квантовые явления (базовый)

 

5 500,00  

 

Электромагнитные явления (базовый)

 

6 000,00  

 

Механика

1

6 000,00  

6 000,00  

Молекулярная физика и термодинамика

1

6 800,00  

6 800,00  

Оптика

1

6 700,00  

6 700,00  

Электродинамика

1

6 500,00  

6 500,00  

Наглядные пособия

Комплект видеофильмов по физике на DVD-Дисках

1

3 823,00  

3 823,00  

Комплект  мультимедийных  средств обучения серия «Электронные уроки и тесты. Физика в школе»

1

2 163,00  

2 163,00  

Набор электронных изданий на CD и DVD серии «1С: Школа. Физика»

1

1 409,00  

1 409,00  

Итого

 

 

390 000,00  

 

Конкретные ожидаемые результаты

При подведении итогов реализации данного проекта, анализ будет проводиться с использованием следующих целевых индикаторов достижения положительного результата:

  • увеличение количества выпускников, выбирающих для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях технические специальности;
  • большая удовлетворенность учащихся, родителей результатами образовательной деятельности
  • увеличение количества учащихся – участников, победителей и призёров различных этапов всероссийской предметной олимпиады школьников;
  • увеличение количества учащихся, достигших высоких результатов по итогам участия в различных интеллектуальных состязаниях;
  • наличие учащихся, поступающих в высшие учебные заведения на основе высоких результатов участия в интернет – олимпиаде (100 баллов по предмету);
  • увеличение количества учащихся, обладателей грантов различного уровня;
  • количество публикаций в средствах массовой информации об успехах учащихся в области научно-технического образования;
  • повышение мотивации обучающихся центра к изучению физики;
  • повышение активности обучающихся центра в научно-исследовательской, проектной, конструкторско-изобретательской деятельности.
  • повышение качества научно-технического образования на основе интеграции в процессы сотрудничества с высшими учебными заведениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы научного познания.

1 урок в 10 классе.  Содержание урока посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики....

Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся

В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: •    Способствует более глубокому и про...

Обеспечение подготовки выпускников школы, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания

Условия формирования опыта     Внедрение педагогом при преподавании физики в практическую деятельность специальной системы методов и приемов овладения учащимися научными методами п...

презентация "Методы научного познания и физическая картина мира"

Методы научного познания и физическая картина мира к лекции "Физика в познании"...

Функции методов научного познания в контексте реализации компетентностного подхода в образовании

В соответствие с поставленной в настоящее время задачей образования роль практических знаний должна  увеличиваться,так как компетентностный подход является практико-ориентированным.В качестве дид...

Методы научного познания (для подготовки к ЕГЭ по обществознанию)

Во 2 части ЕГЭ по обществознанию относительно часто встречаются задания, где нужно точно определить о каких методах научного познания идет речь. Поэтому для сдающих ЕГЭ я составил памятку, в которой с...

Выступление на районном методическом объединении учителей физики и математики. Тема: ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Подготовка к ЕГЭ

Цель: повторение основных понятий, законов и формул ФИЗИКИ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  в соответствии с кодификатором ЕГЭ....