Система работы с одаренными детьми
статья (5 класс) по теме

Костенко Ольга Владимировна

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив

В настоящие время большое внимание уделяется творческому развитию личности. Ведь в какой-то мере все дети талантливы. Для развития их способностей и задатков существуют, необходимы условия. Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Необходимо дать ребятам возможность творить, самим создавать что-то необычное, изображать, рисовать, заниматься делом по душе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы с одаренными детьми на кружковых занятиях по ИЗО»

        

Цели деятельности детских объединений можно определить и обобщить следующим образом:

  • Развитие эмоционально-нравственной культуры учащихся;
  • Пробуждение у детей способности видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве;
  • Гармонизация личности учащихся;
  • Создание для детей комфортной обстановки во внеурочное время для  занятий ИЗО  в  ОУ.

Деятельность в детских объединений организованна следующим образом:

  • Разновозрастной состав кружков (2-8 кл.)
  • Программы занятий индивидуальные, гибкие, чувствительные к сбоям.
  • Уровень подготовки и индивидуальные особенности детей учитываются постоянно.
  • Основной состав кружков могут дополнять дети с разовым «целевым приглашением».

Работа кружков имеет определенные особенности:

  • Взаимообмен опытом художественной деятельности – рост мастерства детей;
  • Взаимодействие между детьми – умение общаться;
  • Обсуждение работ на разных стадиях готовности –                             реализация самоанализа;
  • Отсутствие «жёсткой» тематики, свободный  выбор художественной техники –самоопределение учащихся.

Результативность деятельности данных объединений достаточно высока, её можно оценить с двух позиций:

  • Эффект арттерапии    и гармонизация   личности  учащегося.
  • Стабильно высокие результаты учащихся на конкурсах детского творчества различного уровня:

          Международного

     Российского

          Регионального

          Муниципального

Таким образом, деятельность кружков носит цикличный характер:

  1. Создание  произведения – возможность самовыражения  ребенка.
  2. Участие  в выставках,  конкурсах  различного уровня.
  3. Конкурентоспособность в конкурсах – высокая  мотивация детей.

Данный опыт работы, на мой взгляд, может быть полезен в работе любого образовательного учреждения.

И пусть руководством к действию станут слова великого педагога                   В.А. Сухомлинского:

«Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.  Познавая ценности искусства, человек познаёт  человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…»



Предварительный просмотр:

       Развитие творческих способностей на уроках ИЗО.

    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д.  Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

                                      Задачи моей работы:

1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности;

                 

   В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.    Для  успешного развития   творческих способностей учащихся работаю над:

·  развитием  способностей, склонностей,

  интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;

· приемами  осознанного решения различных творческих задач;       ·  направляю и активизирую  творческие способности  учащихся через практическую деятельность.

   Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости  и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); (слайд №3)

-декоративная и конструктивная работа; (слайд №4,5)

- восприятие явлений действительности и произведений искусства; (слайд №6)

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; (слайд №7)

- изучение художественного наследия; (слайд №8)

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; 

      На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой.   Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с коллегами: учителями- предметниками: Максименко Е.В.( учитель музыки и МХК), Паренко В.П. и Сидоренковой Л.Г.(учителя литературы), Брянцевой Л.И., Новожеевой Е.Н.(учителя истории), Наумцевой О.В. и Фроловой И.И. (учителя технологии). Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют районные и областные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д. Особенно хочется отметить учителя ИЗО Гридину Аллу Александровну, которая многому меня научила, а также учителей ИЗО МБОУ СОШ №1 Бабенкину А.А. и учителя из г.Брянск   Чалых О.И.

        На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных  материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры.  Овладеваем  такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

   

 

 На уроках я использую следующие  художественные техники:

   -   рисование (в различных видах и жанрах),

   -  аппликация и коллаж (слайд №9),

   - лепка (слайд №10),

   - бумагопластика (слайды №11,12),

   - роспись самостоятельно выполненных изделий (слайды № 13,14), 

   -рисование пальцем, торцевание, граттаж (слайд №15) и др.

      Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг (слайд №16), витражи (слайд №17), роспись по дереву (слайд №18), по стеклу и керамике (слайд №19).

      От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием форирования личности ребенка.  

       Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

         Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

        Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

          Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

·   чудо-зверь ;

·   сказочные птицы, птицы-фантазии; (слайд №20)

·   город будущего (город-фантазия);

- фантазийное царство; (слайд №21)

·   портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов, геометрических фигур; (слайд №22)

·   необычная игрушка из необычного материала; (показ)

·   сочинение орнаментов на определенную тему;

·   интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.

     Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты (слайды №23-29).

На уроках также применяю метод ИКТ (слайд №30).

В старших классах широко использую метод проектов.(слайды)

  Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

    На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

       Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д. (слайды №31 - 34)

      Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушки из пластилина, бумаги, куклы)

                      Результаты моей деятельности:

1)     Участие  в школьных праздниках и делах  (оформление школьных праздников, выставок) (слайды те же).                                                             2)   Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%.                                                                                                     3)   Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на  районных, областных и Всероссийских конкурсах(слайды№35-41)

           Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

  (Результаты анкетирования учащихся).

 И хочется закончить своё выступление такими словами: (слайд №42)

 Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня -  и я пойму.



Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства. 

В настоящие время большое внимание уделяется творческому развитию личности. Ведь в какой-то мере все дети талантливы. Для развития их способностей и задатков существуют, необходимы условия. Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Необходимо дать ребятам возможность творить, самим создавать что-то необычное, изображать, рисовать, заниматься делом по душе. 
Важным фактором является создание благоприятных условий для обучения изобразительному искусству, нужно иметь соответствующие художественные материалы. Однако самым главным является то, что помогает преодолеть недостаточность условий – атмосфера увлеченности предметом, его познания. Увлеченность эта не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен создать эмоциональную атмосферу, ученик же должен захотеть научиться, иначе ничего не выйдет. 
В работе с детьми используются факторы интенсификации учебного процесса, повышение целенаправленности обучения, психологический фактор – усиление мотивации обучения, опираюсь на мотив интереса. Изучая новый материал, надо познакомить с темой учащихся. Учащиеся пробуют свои силы в различных видах и темах изобразительного творчества, предусмотренных учебной программой. Это поддерживает их интерес к самостоятельной работе, способствует многостороннему развитию художественно-творческой активности детей, обогащает восприятие действительности. 
Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуально эмоциональной сферы и творческого потенциала. 
Выбор средств выразительности материала, методов и форм работы должны обеспечивать комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности. 
Все это в свою очередь способствует формированию и становлению гармонически развитой во всех направлениях личностью.

Детская одаренность. Способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами в виде огромного потенциала. Дар, имеется у каждого, однако проявляется в разной степени. Часто, одаренные дети, могут страдать от своих одноклассников, сверстников, которым достаточно сложно смириться с уникальными способностями. Зачастую, родители принимают одаренность своих детей за отклонение от нормы. В таком случае, родители, стараются всячески устранить, кажущиеся им, неверные действия своего чада. В результате таких действий, они не дают раскрыться необъятным способностям одаренных детей, а нооборот ущемляя их в само проявлении и самореализации. Очень важно, помочь раскрыться таким деткам, направить их в нужное русло., ведь от этого зависит деятельность и судьба одаренных детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Одарённые дети дети с интеллектом выше среднего; дети с высоким уровнем творческих способностей; дети, достигшие успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Слайд 3

“ Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

Слайд 4

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 5

КАКОГО ЖЕ РЕБЁНКА СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ОДАРЁННЫМ? Высокие интеллектуальные способности; Высокие творческие способности; Способность к быстрому усвоению материала и отличную память; Любопытство, любознательность, стремление к знаниям; Высокую личностную ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.

Слайд 6

Виды одарённости: Одарённость в практической деятельности; Одарённость в познавательной деятельности; Одарённость в художественно-эстетической деятельности; Одарённость в коммуникативной деятельности; Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Слайд 7

Пути развития одаренности Раннее проявление Трехлетний Моцарт; Пятилетний Мендельсон; С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.

Слайд 8

В период отрочества : Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года. Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком. Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.

Слайд 9

В зрелом возрасте Крылов начал писать в 40 лет, Аксаков – в 55 лет; Эйнштейн

Слайд 10

Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Слайд 11

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В. А. Сухомлинский

Слайд 12

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев. Только творческий и увлеченный учитель может воспитать компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления. Одаренные дети – золотой фонд общества.

Слайд 13

Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий... кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...