Программа дополнительного образования детей "Туристская Игротека"
рабочая программа (5 класс) по теме

Программа сочетает в себе элементы туризма и спортивных игр, что позоляет сделать ее более универсальной, подходящей для детей различных возростов. Также, программа учитывает психо-физические особенности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………...…………3

Учебно-тематическое планирование (1-й год обучения)…………………………...….5

Содержание программы (1-й год обучения)…………………………………………….5

Учебно-тематическое планирование (2-й год обучения) ...………………………...….7

Содержание программы (2-й год обучения)…………………………………………….7

Методическое обеспечение программы..……………………………………………..…9

Литература………………………………………………………………………………..10

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обстановка педагогически правильно организованной туристской деятельности способствует выявлению и развитию этих качеств. Отличительной особенностью данной программы является то, что большая часть обучения проводится в такой естественной и доступной для детей форме, как – игра. Кроме того, часть программы ориентирована на физическое и социальное развитие детей через спортивные, и что особенно важно, командные игры. Актуальность данной программы обусловлена возросшим интересом к туризму в нашей стране и во всем мире, а также важностью привлечения детей к активному образу жизни, с целью повышения  уровня здоровья подрастающего поколения и нации в целом.

Целями данной программы являются создание условий для развития интереса учащихся к окружающей среде, вовлечение учащихся в природоохранную и научно-исследовательскую деятельность.

Задачи программы:

1. Образовательные – сформировать первичные знания и умения в области туризма, ориентирования, медицинской помощи; формировать навыки пользования туристским инвентарем; способствовать овладению приемов первой медицинской помощи; систематизировать знания о своем крае.

2. Развивающие – развивать интерес к дальнейшему изучению туризма; развивать творческие способности учащихся; укреплять физическое здоровье воспитанников, развивать коммуникативность.

3. Воспитательные – воспитать чувство ответственности, взаимовыручки; заложить основы морально-нравственного воспитания; заложить основы экологического мышления, бережного отношения к природе, окружающему миру.

Условия реализации программы. Отличительными особенностями данной программы является ее направленность на тот контингент учащихся, которые в силу возраста или психо-эмоционального развитии не готовы заниматься туризмом на достаточно серьезном уровне; ее интегрированность – взаимосвязь с другими науками, в данном случае с природоведением и физической культурой; ее ориентированность на экологическое воспитание, основы которого важно закладывать в раннем возрасте. Образовательная программа дополнительного образования детей предназначена для учащихся начальных классов общеобразовательных школ (7-10 лет), и для учащихся специализированных школ-интернатов (10-14 лет). Опыт работы в образовательных учреждениях показывает, оптимальное количество обучающихся для общеобразовательных школ 10-12 человек, а для специализированных школ – интернатов не более 8-10. Программа рассчитана на 2 года обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока.  Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей образовательных учреждений. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов, причем практические занятия составляют большую часть программы. Ввиду большой зависимости учебного плана от климатических условий и материально-технической базы, в случае невозможности реализации, представляется правомерным замена отдельных тем другими, с сохранением общего количества учебных часов.  Возможные режимы занятий: 2 дня в неделю по 2 часа, 1день в неделю 2 часа и один выходной в месяц 8 часов (практические занятия, игры, экскурсии, соревнования и слеты). Условия приема воспитанников: принимаются все желающие с предъявлением медицинской справки о физическом здоровье. Если нет никаких противопоказаний, то воспитанники поступают без специального отбора.

Основные виды организации занятий – групповые, звеньевые, индивидуальные. Занятия теоретические, практические, комбинированные. Формы проведения занятий: практические занятия, игры, соревнования, тренировки. Основными формами подведения итогов реализации программы являются соревнования, конкурсы, игры.

Воспитанники должны знать: основную туристскую терминологию, правила пользования туристским снаряжением, приемы обеспечения безопасности на занятиях, основные правила спортивных игр. Воспитанники должны уметь: обращаться с туристским снаряжением,  взаимодействовать в команде.

Учебно-тематическое планирование (1-й год обучения)

Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Осенний блок

54

6

48

1.1

Туристское снаряжение

6

2

4

1.2

Игры, эстафеты, викторины с использованием снаряжения

20

-

20

1.3

Узлы, переправы

6

2

4

1.4

Техника пешеходного туризма

10

2

8

1.5

Соревнования, слеты

12

-

12

2.

Зимний блок

34

8

26

2.1

Особенности зимнего туризма

2

2

-

2.2

Зимнее туристское снаряжение

2

2

-

2.3

Первая помощь в зимних походах

2

-

2

2.4

Строительство укрытий

16

2

14

2.5

Лыжные  соревнования

4

-

4

2.6

Техника лыжного туризма

8

2

6

3

Весенний блок

56

4

52

3.1

Пионербол

16

2

14

3.2

Футбол и игры на его основе

20

2

18

3.3

Туристские игры с мячом

10

-

10

3.4

Соревнования, конкурсы, слеты

10

-

10

ИТОГО за период обучения

144

18

126

Содержание программы (1-й год обучения)

1. Осенний блок

1.1 Туристское снаряжение

 Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона. Обувь туриста и уход за ней Ремонтный набор. Снаряжение для краеведческой работы. Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры. Комплектование личного и общественного снаряжения.

1.2 Игры, эстафеты, викторины с использованием туристского снаряжения.

Подвижные и статичные игры с использованием туристского снаряжения карабинов, веревок, зажимов , личного и общественного снаряжения. Сбор рюкзака на время и на правильность. Викторины и конкурсы на основе теоретических знаний.

1.3 Узлы и переправы

Узлы, группы и виды узлов, роль узлов в туризме, и их практическое применение, игры и эстафеты. Переправы: навесная , параллельная, маятниковая, бабочка и др. Снаряжение для переправ, подъема и спуска.

1.4 Техника пешеходного туризма

Углубленное изучение и отработка работы с веревками. Переправы, наведение и сдергивание, работа на различных этапах соревнований по технике пешеходного туризма. Правила и условия соревнований. Судейство различных этапов.

1.5 Соревнования и слеты

Участие в школьных, районных и городских туристских мероприятиях спортивно-туристской направленности. Осенний слет, ориентирование парковое, в лабиринтах особняка, туристский фестиваль.

2. Зимний блок

2.1 Особенности зимнего туризма

Виды туристской деятельности в зимний период. Зимнее туристское снаряжение Шатры, печки, лыжи, ремонтный набор. Особенности питания в зимних походах

2.2  Первая помощь в условиях зимнего похода

Особенности туристской аптечки в зимний период. Профилактика травматизма в лыжном туризме, профилактика переохлаждений и обморожений. Оказание первой помощи пострадавшему. Изготовление носилок и волокуш.

2.3  Строительство укрытий

Возведение укрытий из снега. Строительство ветрозащитной стенки. Строительство пещеры. Строительство иглу . Игры на свежем воздухе

2.4 Техника лыжного туризма

Отработка основных элементов техники пешеходного туризма: подъемы спуски , траверсы. Техника  движения и преодоления преград

2.5 Лыжные соревнования

Участие в школьных. районных и городских соревнованиях : ориентирование на лыжах, техника лыжного туризма, лыжня героев и т.д.

3. Весенний блок

3.1 Пионербол

Общая физическая подготовка, упражнения для разминки , правила игры. Судейство. Участие в школьном турнире.

3.2 Футбол и игры на его основе

Общая физическая подготовка, упражнения для разминки, правила игры, судейство. Участие в школьном турнире. Игры жонглирование, квадрат, змейка

3.3 Туристские игры с мячом

Туристские разновидности, пионербола, волейбола, футбола. Организация игр в условиях похода, слета. Турбол, гольф, вышибала и другие игры.

3.4 Соревнования, конкурсы, слеты

Участие в школьных, районных и городских турнирах, соревнованиях и слетах спортивно-туристской направленности. Спортивное ориентирование, знатоки туризма, учебно-тренировочные сборы и т.д.

Учебно-тематическое планирование (2-й год обучения)

Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Осенний блок

76

6

70

1.1

Туристское снаряжение

6

2

4

1.2

Игры, эстафеты, викторины с использованием снаряжения

20

-

20

1.3

Узлы, переправы

8

2

6

1.4

Топография и Ориентирование

16

4

12

1.5

Техника пешеходного туризма

10

2

8

1.6

Соревнования, слеты

16

-

16

2.

Зимний блок

50

8

42

2.1

Особенности зимнего туризма

4

2

2

2.2

Зимнее туристское снаряжение

4

2

2

2.3

Первая помощь в зимних походах

4

-

4

2.4

Строительство укрытий

16

2

14

2.5

Лыжные  соревнования

8

-

8

2.6

Техника лыжного туризма

14

2

12

3

Весенний блок

90

8

82

3.1

Пионербол

16

2

14

3.2

Футбол и игры на его основе

20

2

18

3.3

Туристские игры с мячом

12

-

12

3.4

Краеведение

24

4

20

3.5

Соревнования, конкурсы, слеты

18

-

18

ИТОГО за период обучения

216

22

194

Содержание программы (2-й год обучения)

1.  Осенний блок

1.1 Туристское снаряжение

 Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона. Обувь туриста и уход за ней Ремонтный набор. Снаряжение для краеведческой работы. Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры. Комплектование личного и общественного снаряжения.

1.2 Игры, эстафеты, викторины с использованием туристского снаряжения.

Подвижные и статичные игры с использованием туристского снаряжения карабинов, веревок, зажимов, личного и общественного снаряжения. Сбор рюкзак на время и на правильность. Викторины и конкурсы на основе теоретических знаний.

1.3 Узлы и переправы

Узлы, группы и виды узлов, роль узлов в туризме, и их практическое применение, игры и эстафеты. Переправы: навесная, параллельная, маятниковая, бабочка и др. Снаряжение для переправ, подъема и спуска.

1.4 Топография и ориентирование

Карты в туризме. Масштаб. Топографические карты и карты для спортивного ориентирования. Условные знаки карт. Азимут. Компас. Ориентирование по компасу и карте, по местным предметам. Измерение расстояний по карте и на местности. Игры и эстафеты, ориентирование, упражнения с компасом.

1.5 Техника пешеходного туризма

Углубленное изучение и отработка работы с веревками. Переправы, наведение и сдергивание, работа на различных этапах соревнований по технике пешеходного туризма. Правила и условия соревнований. Судейство различных этапов.

1.6 Соревнования и слеты

Участие в школьных, районных и городских туристских мероприятиях спортивно-туристской направленности. Осенний слет, ориентирование парковое, в лабиринтах особняка, туристский фестиваль.

2. Зимний блок

2.1 Особенности зимнего туризма

Виды туристской деятельности в зимний период

Зимнее туристское снаряжение. Шатры, печки, лыжи, ремонтный набор. Особенности питания в зимних походах

2.2  Первая помощь в условиях зимнего похода

Особенности туристской аптечки в зимний период. Профилактика травматизма в лыжном туризме, профилактика переохлаждений и обморожений. Оказание первой помощи пострадавшему. Изготовление носилок и волокуш.

2.3 Строительство укрытий

Возведение укрытий из снега. Строительство ветрозащитной стенки. Строительство пещеры. Строительство иглу. Игры на свежем воздухе

2.4 Техника лыжного туризма

Отработка основных элементов техники пешеходного туризма: подъемы спуски, траверсы. Техника  движения и преодоления преград

2.5 Лыжные соревнования

Участие в школьных. районных и городских соревнованиях: ориентирование на лыжах, техника лыжного туризма, лыжня героев и т.д.

3. Весенний блок

3.1 Пионербол

Общая физическая подготовка, упражнения для разминки , правила игры. Судейство. Участие в школьном турнире.

3.2 Футбол и игры на его основе

Общая физическая подготовка, упражнения для разминки, правила игры, судейство.

участие в школьном турнире. Игры жонглирование, квадрат, змейка

3.3 Туристские игры с мячом

Туристские разновидности, пионербола, волейбола, футбола. Организация игр в условиях похода, слета. Турбол, гольф, вышибала и другие игры

3.4 Краеведение

Природные особенности родного края. Экскурсионные объекты, памятники природы и культуры. Виды краеведческой работы. Экскурсии и походы.

3.5 Соревнования, конкурсы, слеты

Участие в школьных, районных и городских турнирах, соревнованиях и слетах спортивно-туристской направленности. Спортивное ориентирование, знатоки туризма, учебно-тренировочные сборы и т.д.

Методическое обеспечение программы

При реализации программы используется следующее оборудование:

  • оборудование для организации полевых лагерей (палатки, костровое, тенты и др.);
  • геодезическое оборудование (компас, нивелир, курвиметр и др.);
  • специальное альпинистское снаряжение (веревки, страховочные системы, карабины, крючья, блок-ролики, зажимы и др.);
  • аптека первой медицинской помощи, перевязочные материалы;
  • и некоторые другие виды снаряжения и оборудования.
  • инвентарь для организации спортивных игр( сетка волейбольная, ворота футбольные, мячи )
  •  

Учебно-методический комплекс  включает в себя:

  • наглядные дидактические пособия (картины, рисунки, карты, чертежи, модели, фотографии и др.)
  • информационный и справочный материал
  • тематические пособия
  • научная литература
  • задания для самостоятельной работы по образцу
  • конспекты занятий, планы мероприятий и др.

Литература

Для педагогов

  1. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. – М.: Физкультура и спорт,1988
  2. Казанцев А.А. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности – М., 1985
  3. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков – М.: ВЛАДОС, 2000
  4. Куприна Л.Е. Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы – М.. 1990
  5. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М.: ВЛАДОС, 2002
  6. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» - М.: Владос, 2003
  7. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. – М., 1990
  8. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. – М., 1997
  9. Особо охраняемые природные территории. Материалы второй экологической конференции – СПб.: Российское Географическое Общество, 2000
  10. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей – М.: ВЛАДОС, 2001
  11. Туристская игротека / Под ред. Ю.С. Константинова – М.: Владос, 2000
  12. Усков А. С. Практика туристских путешествий. – СПб.: Геос, 1999

Для воспитанников

  1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе – М., 1996
  2. Алешин В.М.. Серебреников А.В. Туристская топография – М., 19985
  3. Антропов К., Расторгуев М. Узлы – М., 1994
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общ.-обр. учр./Литвинов Е.Н. и др. – М.: Издательство АСТ,1999
  5. Туристская игротека / Под ред. Ю.С. Константинова – М.: Владос, 2000
  6. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу – М., 1996
  7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Биология. – М., АСТ, 1996
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Медицина. – М., АСТ, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...