Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в обучении математике.
статья по теме

Елена Васильевна Балинова

Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача для учителя состоит в разумном использовании ЭОР и ЦОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соколова Татьяна Васильевна (tat-sok@yandex.ru), руководитель  организационно-методического отдела ГАОУ АО ИППК РО;

Балинова Елена Васильевна  (ele8168@yandex.ru),

  Использование электронных и  цифровых образовательных ресурсов в обучении математике.

Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

Процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).

Главной целью использования ЦОР и ЭОР является повышение качества математического образования, увеличение степени его доступности.

Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. К наиболее типичным видам математической деятельности обучающихся относятся: поиск закономерностей, выдвижение гипотез и их проверка, обобщение и рассмотрение особых случаев, нахождение примеров и контрпримеров, использование математического языка в разных формах, осуществление самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию и др. Результат учебной деятельности – развитие ученика. 

Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача для учителя состоит в разумном использовании ЭОР и ЦОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого обучающегося.

 Из опыта работы, к основным инновационным качествам ЭОР можно отнести:

- возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса, от получения информации до контроля учебных достижений;

- интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

- возможность обучения вне школы, в том числе дистанционно.

Интернет предоставляет возможность обучающимся участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах. На сайте Центра «СНЕЙЛ»: http://www.nic-snail.ru./  проводятся дистанционные олимпиады, где даны как задания на применение знаний предмета Математика, так и задания на проведение математического исследования.

Участвуем в Международной Интернет – олимпиаде студентов и школьников «Эрудиты планеты». Ученики учатся в физико-математической школе «Авангард».  

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернете: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru. 

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов реализует концепцию «единого окна» для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов.

В  учебной практике, на наш взгляд, целесообразно использовать  базовые федеральные образовательные порталы (Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru, Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru, Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru, Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru, Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru), сервер централизованного тестирования - первый в России общедоступный образовательный сайт, посвященный знакомству с Федеральной системой тестирования знаний по математике, где можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности http://zadachi.mccme.ru. Кроме этого хорошо использовать и программные продукты  («Teach Pro Математика. Тригонометрия. Функции» "Teach Pro Математика. Решение уравнений и неравенств", "Математика абитуриенту", учебный комплект серии «Кирилл и Мефодий» «Живая геометрия»( говорят нет ничего лучше мела и доски, но использование живой математики помогает ученику адаптироваться в новом предмете – геометрия. например, при доказательстве признаков равенства треугольника – способ наложения, или в разделе стереометрия, где многогранники можно повернуть и рассмотреть с разных сторон. Диски о примерах в жизни параллельности и т.д.) "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников", «Уроки геометрии 7-9 классы», «Уроки геометрии 10-11 классы», где представлены множество интерактивных уроков, рисунков, задач.

Современные информационные и телекоммуникационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, кроме того, применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности, так как создает условия для самостоятельной учебной деятельности в индивидуальном темпе с использованием оптимальных для конкретного обучающегося способа восприятия информации. Таким образом, ЭОР и ЦОР выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся. 

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет учителю организовывать исследовательскую, проектную деятельность обучающихся, основанную на реальных и виртуальных экспериментах, коллективных формах работы. То есть дают возможность учителю  не только изучать со школьниками сумму фактов и концепций определённой предметной области, но и развивать у них способность мыслить, рассуждать и действовать в качестве исследователей и проектировщиков данной предметной области.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ, кроме Портала информационной поддержки Единого государственного экзамена, тренировочные тестирования можно проводить на сайтах http://www.rusedu.ru, http://www.uztest.ru/.  Выпускники, зарегистрировавшись на сайте, выполняют задания в интерактивном режиме, проверяя и оценивая свои возможности.  Учитель, имея результаты тестов, имеет возможность выстроить стратегию обучения каждого выпускника.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающегося традиционно является самым трудоёмким компонентом труда учителя. Средства ИКТ позволяют автоматизировать достаточно сложные тестовые задания. В новых учебных материалах появились задания и на проверку способности школьника к сравнительному анализу, и ориентированные на проверку разных типов мышления: способности к синтезу и анализу, поиску взаимосвязей, работе с разными типами текстов. При выполнении обучающимися разноуровневых заданий компьютером фиксируются результаты (в том числе и без выставления баллов), благодаря обратной связи обучающийся имеет возможность самостоятельно анализировать и исправлять ошибки, в результате формируются и математические знания, и  развиваются  умения самоконтроля.

На Российском общеобразовательном портале и на портале АО ИППК РО организуются дистанционные курсы для учителей. Кроме предметных и психолого-педагогических умений, учителя осваивают применение компьютерных технологий при подготовке и проведении занятий, а именно:

- в разработке учебных заданий по предмету;
- в подготовке и проведении практикумов, лабораторных работ, исследований учеников;
- в подготовке и проведении контрольных работ;
- в организации самостоятельной работы учеников в урочное и во внеурочное время;
- в создании информационного фонда по предмету, по профильной области;
- в подготовке и проведении олимпиад, конкурсов;
- в разработке наглядных пособий и  электронных словарей.

К примеру, Педагогический университет «Первое сентября» http://edu.1september.ru/subjects/11/ специализируется на проведении дистанционных (заочных) и очных краткосрочных (с нормативным сроком освоения 72 часа) курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений. На  сайтах http://method.novgorod.rcde.ru/,  http://ippk.arkh-edu.ru  размещаются наиболее важные и интересные нормативные, информационные, методические материалы, составленные для педагогических работников и руководителей и самими педагогами. Это «методическое хранилище»  постоянно обновляется и пополняется.

ЭОР и ЦОР  предназначены для творческих учителей,  учителей – организаторов учебной деятельности, помощников и консультантов, учителей, которые используют информационные технологии как эффективный инструмент для организации образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О возможностях использования элементов электронных образовательных ресурсов при обучении химии в учреждении СПО"

В статье кратко описана возможность использования электронных образовательных ресурсов при обучении химии на примере темы "Алкены"....

Использование Электронных Образовательных Ресурсов при обучении иностранному языку

презентация по теме "Использование ЭОР на уроках английского языка"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОО

Статья рассказывает о значении и преимуществах использования электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках химии. Публикация знакомит с разнообразием модулей и их оптимальным применением...

Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.

Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ «МАТЕМАТИКИ»

Пособие содержит описание особенностей обучающихся с нарушением слуха, рекомендации по организации работы с инвалидами по слуху  и использованию учебно-методического комплекса « Математика...