Главные вкладки

    Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в обучении математике.
    статья по теме

    Елена Васильевна Балинова

    Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

    Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача для учителя состоит в разумном использовании ЭОР и ЦОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого обучающегося.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_elektronnykh_obrazovatelnyk57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Соколова Татьяна Васильевна (tat-sok@yandex.ru), руководитель  организационно-методического отдела ГАОУ АО ИППК РО;

    Балинова Елена Васильевна  (ele8168@yandex.ru),

      Использование электронных и  цифровых образовательных ресурсов в обучении математике.

    Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

    Процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).

    Главной целью использования ЦОР и ЭОР является повышение качества математического образования, увеличение степени его доступности.

    Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. К наиболее типичным видам математической деятельности обучающихся относятся: поиск закономерностей, выдвижение гипотез и их проверка, обобщение и рассмотрение особых случаев, нахождение примеров и контрпримеров, использование математического языка в разных формах, осуществление самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию и др. Результат учебной деятельности – развитие ученика. 

    Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача для учителя состоит в разумном использовании ЭОР и ЦОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого обучающегося.

     Из опыта работы, к основным инновационным качествам ЭОР можно отнести:

    - возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса, от получения информации до контроля учебных достижений;

    - интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

    - возможность обучения вне школы, в том числе дистанционно.

    Интернет предоставляет возможность обучающимся участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах. На сайте Центра «СНЕЙЛ»: http://www.nic-snail.ru./  проводятся дистанционные олимпиады, где даны как задания на применение знаний предмета Математика, так и задания на проведение математического исследования.

    Участвуем в Международной Интернет – олимпиаде студентов и школьников «Эрудиты планеты». Ученики учатся в физико-математической школе «Авангард».  

    Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернете: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru. 

    Федеральный центр информационных образовательных ресурсов реализует концепцию «единого окна» для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов.

    В  учебной практике, на наш взгляд, целесообразно использовать  базовые федеральные образовательные порталы (Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru, Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru, Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru, Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru, Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru), сервер централизованного тестирования - первый в России общедоступный образовательный сайт, посвященный знакомству с Федеральной системой тестирования знаний по математике, где можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности http://zadachi.mccme.ru. Кроме этого хорошо использовать и программные продукты  («Teach Pro Математика. Тригонометрия. Функции» "Teach Pro Математика. Решение уравнений и неравенств", "Математика абитуриенту", учебный комплект серии «Кирилл и Мефодий» «Живая геометрия»( говорят нет ничего лучше мела и доски, но использование живой математики помогает ученику адаптироваться в новом предмете – геометрия. например, при доказательстве признаков равенства треугольника – способ наложения, или в разделе стереометрия, где многогранники можно повернуть и рассмотреть с разных сторон. Диски о примерах в жизни параллельности и т.д.) "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников", «Уроки геометрии 7-9 классы», «Уроки геометрии 10-11 классы», где представлены множество интерактивных уроков, рисунков, задач.

    Современные информационные и телекоммуникационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, кроме того, применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности, так как создает условия для самостоятельной учебной деятельности в индивидуальном темпе с использованием оптимальных для конкретного обучающегося способа восприятия информации. Таким образом, ЭОР и ЦОР выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся. 

    Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет учителю организовывать исследовательскую, проектную деятельность обучающихся, основанную на реальных и виртуальных экспериментах, коллективных формах работы. То есть дают возможность учителю  не только изучать со школьниками сумму фактов и концепций определённой предметной области, но и развивать у них способность мыслить, рассуждать и действовать в качестве исследователей и проектировщиков данной предметной области.

    При подготовке к ГИА и ЕГЭ, кроме Портала информационной поддержки Единого государственного экзамена, тренировочные тестирования можно проводить на сайтах http://www.rusedu.ru, http://www.uztest.ru/.  Выпускники, зарегистрировавшись на сайте, выполняют задания в интерактивном режиме, проверяя и оценивая свои возможности.  Учитель, имея результаты тестов, имеет возможность выстроить стратегию обучения каждого выпускника.

    Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающегося традиционно является самым трудоёмким компонентом труда учителя. Средства ИКТ позволяют автоматизировать достаточно сложные тестовые задания. В новых учебных материалах появились задания и на проверку способности школьника к сравнительному анализу, и ориентированные на проверку разных типов мышления: способности к синтезу и анализу, поиску взаимосвязей, работе с разными типами текстов. При выполнении обучающимися разноуровневых заданий компьютером фиксируются результаты (в том числе и без выставления баллов), благодаря обратной связи обучающийся имеет возможность самостоятельно анализировать и исправлять ошибки, в результате формируются и математические знания, и  развиваются  умения самоконтроля.

    На Российском общеобразовательном портале и на портале АО ИППК РО организуются дистанционные курсы для учителей. Кроме предметных и психолого-педагогических умений, учителя осваивают применение компьютерных технологий при подготовке и проведении занятий, а именно:

    - в разработке учебных заданий по предмету;
    - в подготовке и проведении практикумов, лабораторных работ, исследований учеников;
    - в подготовке и проведении контрольных работ;
    - в организации самостоятельной работы учеников в урочное и во внеурочное время;
    - в создании информационного фонда по предмету, по профильной области;
    - в подготовке и проведении олимпиад, конкурсов;
    - в разработке наглядных пособий и  электронных словарей.

    К примеру, Педагогический университет «Первое сентября» http://edu.1september.ru/subjects/11/ специализируется на проведении дистанционных (заочных) и очных краткосрочных (с нормативным сроком освоения 72 часа) курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений. На  сайтах http://method.novgorod.rcde.ru/,  http://ippk.arkh-edu.ru  размещаются наиболее важные и интересные нормативные, информационные, методические материалы, составленные для педагогических работников и руководителей и самими педагогами. Это «методическое хранилище»  постоянно обновляется и пополняется.

    ЭОР и ЦОР  предназначены для творческих учителей,  учителей – организаторов учебной деятельности, помощников и консультантов, учителей, которые используют информационные технологии как эффективный инструмент для организации образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "О возможностях использования элементов электронных образовательных ресурсов при обучении химии в учреждении СПО"

    В статье кратко описана возможность использования электронных образовательных ресурсов при обучении химии на примере темы "Алкены"....

    Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

    В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

    Использование Электронных Образовательных Ресурсов при обучении иностранному языку

    презентация по теме "Использование ЭОР на уроках английского языка"...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОО

    Статья рассказывает о значении и преимуществах использования электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках химии. Публикация знакомит с разнообразием модулей и их оптимальным применением...

    Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.

    Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...