ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОО
статья по химии по теме

Родина Ирина Геннадьевна
Статья рассказывает о значении и преимуществах использования электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках химии. Публикация знакомит с разнообразием модулей и их оптимальным применением их в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_eor_i_tsor_pri_obuchenii_himii_.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОО

Автор: Родина Ирина Геннадьевна,

учитель химии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №1»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий. Для того чтобы урок был интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения. В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых и электронных образовательных ресурсов для организации учебного процесса. Использование  учителем цифровых и электронных образовательных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

Благодаря проекту «Информатизация системы образования», тесно связанного с одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации, компьютеры появились практически во всех школах. Но, безусловно, сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа  к  информации в сети Интернет, нет необходимого количества компакт-дисков по предмету.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80 процентов информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!») и  у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы – это достаточно простые в использовании и привычные ресурсы. Они созданы как дополнения к традиционным учебникам и учебным пособиям. Наборы ЦОР безболезненно вписываются в традиционный классно-урочный учебный процесс, так как «привязаны» к хорошо знакомым учебникам. Вместе с тем, они дают самым широким слоям учительства возможность делать свои уроки ярче, динамичнее, современнее. Содержание некоторых из них дает возможность преподавания химии, как на базовом уровне, так и на профильном для общеобразовательных учреждений естественнонаучного направления. Существуют три основных типа модулей по химии:  информационные, практические (тренажёры) и  модули диагностики и контроля.

 Информационные модули можно применять на уроке, как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Помимо традиционных рисунков, видео и анимационных фрагментов, используемых в уже имеющихся электронных пособиях по химии, информационный модуль включает интерактивные задания (динамические схемы, рисунки и электронные модели). Они позволяют схематично показывать развитие химических процессов, укрупнять изображение отдельных фрагментов. Особенно эффективны иллюстративные блоки, сочетающие фото- и видеофрагменты с различными схематическими изображениями. Информационные модули могут включать в себя несколько учебных сцен. Учитель при объяснении нового материала может использовать только фрагмент модуля. К практическим модулям относятся тренажёры, лабораторные работы, конструкторы анимаций и другие. Эти модули также  можно применять на уроке, как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Контрольный модуль целесообразно использовать при повторении нового материала, при контроле знаний и умений на обобщающих уроках, а также в качестве самоконтроля его может использовать и сам ученик.

 При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Компьютер необходим для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования, компьютерной поддержки процесса изложения нового материала и контроля его усвоения. Моделирование химических процессов и явлений на компьютере нужно, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. К таким процессам относятся реакции с использованием ядовитых, опасных препаратов, например, изоамилового спирта, формалина и других веществ. Кроме того, зачастую опыт невозможно продемонстрировать из-за отсутствия того или иного реагента в школьной лаборатории. Использование компьютерных моделей  позволяет раскрыть сущность изучаемого объекта, выявить основные  закономерности, что ведёт к лучшему усвоению материала. Ученик  может исследовать явление, изменяя его параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Например, задавая разные значения концентрации реагирующих веществ (в программе, моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных факторов), ученик может проследить за изменением объёма выделяющегося газа и другими параметрами.

Преимущества внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс очевидны. Это позволяет активизировать процесс обучения, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Использование цифровых и электронных образовательных ресурсов на уроках химии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание.

В настоящее время педагоги активно осваивают Интернет. Очевидно, что в будущем степень проникновения  материалов из Интернета в учебный процесс возрастет.

Однако, зачастую ресурсы используются на уроке ради самих себя, ради того что они есть! Вот взять упомянутые ранее виртуальные опыты. Совершенно естественно, имея виртуальную постановку сложных или опасных опытов, учитель выходит из положения, демонстрируя их учащимся или же предлагая посмотреть самостоятельно. Но химия – экспериментальная наука, убрать эксперимент из школьной химии – значит обесценить предмет полностью. Демонстрировать все опыты виртуально  нельзя, надо оставить пространство для реального эксперимента. Необходима демонстрация экспериментов самим учителем и, конечно же, важно дать возможность учащимся проводить лабораторные опыты. Всем нам хорошо известны слова «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, сделай со мной — и я научусь!». Как могут помочь в этом ресурсы? Они должны не иллюстрировать сам эксперимент, а дать, например, методику его проведения, алгоритм действий, или же технику безопасности.

Проблема оптимального подхода к  выбору эффективных ЦОР, способствующих реализации новых целей образования – одна из актуальных проблем сегодня. Каждому преподавателю необходимо тщательно  проанализировать и решить для себя: как, где и когда использовать компьютер при обучении так, чтобы применение современных информационных технологий  приносило максимальную пользу в восприятии предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.

Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к меж...

Использование "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов" на уроках химии

Тематическое планирование по химии 9 класса по теме "Неметаллы" УМК Габриелян О.С. 9 класс (базовый уровень)В настоящее время во многих учебных заведениях, и в нашем в том числе, наблюдается смещение ...

Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в обучении математике.

Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенц...

Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

Презентация и выступление для РМО учителей английского языка....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ «МАТЕМАТИКИ»

Пособие содержит описание особенностей обучающихся с нарушением слуха, рекомендации по организации работы с инвалидами по слуху  и использованию учебно-методического комплекса « Математика...

Сертификат участника вебинара «Организация обучения химии в школе в условиях перехода на ФГОС

Сертификат участника вебинара «Организация обучения химии в школе в условиях перехода на ФГОС...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Проблема и цель. В статье выявляются проблемы физического воспитания учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Среди них проблема обновления содержания, методов и форм об...