Технология развития творческого воображения
методическая разработка на тему

Железцова Татьяна Владимировна

СЕМИНАР для учителей начальной школы «Технология развития творческого воображения»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Кулебакский Центр детского технического творчества»

СЕМИНАР

«Технология развития творческого воображения»

для учителей начальной школы

Автор:

Железцова Т. В.


Семинар

«Технология развития творческого воображения»

ЦЕЛЬ: 

Оказание методической помощи учителям начальных классов в организации работы по развитию творческого воображения школьников.

ЗАДАЧИ:

- знакомство со способами и приемами, применяемых при развитии творческого воображения детей;

- знакомство с примерами из работы;

- обучение применять на практике.

В наше время проблема развития творческого воображения детей очень актуальна.  Мы живем в быстро изменяющемся мире. Одни только знания уже не всегда в полной мере помогают нам в решении возникающих задач. Умение решать творческие задачи, развитое воображение – эти качества во многом определят личность не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня. Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к изменяющимся условиям.

Вот, например, вам несколько задач, чтобы проверить свое воображение.

Задача 1 (как измерить температуру жука) совсем проста и решается с помощью все того же приема объединения. Возьмите сотню жуков и запихайте их в стакан, а потом суньте в этот стакан обычный градусник. Прибор покажет среднюю температуру жуков внутри стакана - что вам и нужно.

Задача 2 - о том, как из цистерны пропадало масло. Цистерна закрыта и опечатана, по пути шофер даже не выходил из кабины. А масла недосчитались. Противоречие - масло не исчезло (это показывали весы и до поездки, и после нее), и оно исчезло. Что сделал шофер? Он использовал изобретательский прием "сделай заранее". Внутрь цистерны он подвесил пустое ведро. Когда цистерну залили маслом, ведро оказалось полным. Потом цистерну закрыли, перевезли, взвесили (все в порядке!) и масло слили. Все, кроме того, что осталось в ведре! Отъехав в гараж, где не было никаких сыщиков, шофер вытащил ведро и продал масло. А заказчик в это время ругался и проклинал нечистую силу...

Если бы мы не обладали фантазией, то лишились почти всех научных открытий и произведений искусства. Данная способность особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и совершенствованию личности. Только так возможна творческая деятельность.

Столкнувшись с проблемой скудного воображения и неумения применять имеющиеся знания и умения творчески наших воспитанников, мы задались вопросом – Почему так происходит?

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Именно этот период определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Современная школьная программа насыщена огромным количеством знаний, но, к сожалению, не предусматривает систематического развития воображения, то есть умения творчески пользоваться этими знаниями. Фантазия – качество величайшей ценности, но никто не учит фантазии, ни в школе, ни в ВУЗах.  

У нас накоплен определенный материал и небольшой опыт по данной теме. Педагоги в своих творческих объединениях уже применяли некоторые приемы развития воображения детей на занятиях. Начинать, разумеется, лучше с младшего школьного возраста, с дальнейшей разработкой программы для старших воспитанников. Творческие способности могут проявиться в различных видах деятельности. При их развитии материалом служат разные, а в большинстве случаев обычные – окружающие вещи.

Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина "Руслан и Людмила", небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик - это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

  1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

Давайте вспомним какую-нибудь сказку (например, «Конек-Горбунок»). И вообразим, как выглядят сказочные персонажи (Иван, Конек-Горбунок, царь, девица и т.д.). У каждого возникают похожие персонажи, отличаются лишь в мелочах.

  1. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы". Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

Давайте придумаем что-нибудь сами. Можно комбинировать свойства. Например, невесомость, магнитная пшеница, стеклянный дождь, инопланетяне, газообразное растение.

  1. Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Например, гантели цвета переспелого огурца, смена времен года внутри человека. Попробуйте теперь сами придумать небылицу.

Чем же отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фантазировании ребенок сам создает, какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, "взрослое", серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов, и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Зачем развивать фантазию и воображение? Говорят: "Без воображения нет соображения".

А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку, накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Способы развития фантазии и воображения.

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения. Идеально, если сам ребенок захочет, и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У младших школьников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше вам доверяют и охотнее слушаются.

5. Собственным примером. В раннем детстве ребята копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:

- в нежном возрасте (2-6 лет) - сказки, фантастические рассказы;

- в отрочестве (7-14) - приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);

- в юности и в зрелые годы - добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов, Роберт Шекли, Филипп Дик, Лем, Г. Альтов). Научите детей восхищаться хорошей фантазией.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазирования.

Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы "не вместо", а "в помощь" фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению "взрослыми" приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.

Оценка развития фантазии и воображения.

Курс РТВ строится, в основном, на упражнениях типа: "Предложите новую фантастическую идею, относящуюся к такому-то объекту...". Возникает вопрос: как оценивать такие идеи? Оценка изобретательских идей основана на сравнении с прототипом по ряду показателей (новизна, масштабность, полезность, лёгкость осуществления, красота и т.д.). Г.Альтшуллером и П.Амнуэлем разработана шкала "фантазия", предназначенная для оценки научно-фантастических идей, ситуаций, сюжетов и произведений в целом.

Показатели шкалы:

        - занимательность,

 - новизна,

 - необычность,

 - острота ситуации,

 - художественная ценность.

Нужно при оценке продукта распределить 100 баллов между данными факторами.

Но в искусстве в определенной мере правомерен и субъективный подход: нравится – не нравится. Это своего рода объективные факторы: ассоциации, связь  прошлым опытом и т.д. Важно то, что шкала учит задумываться там, где часто не задумываются. Суждения поверхностные, продиктованные психологической инерцией, случайными факторами, шкала заменяет анализом, «докапыванием» до первопричин. Шкала - инструмент для развития мышления. Именно из этого необходимо исходить при использовании шкалы на занятиях по ТРИЗ и РТВ.

Нужна система упражнений. Это серьезная и напряженная работа. Мысль приучается преодолевать психологические барьеры.

Диалоговые игры хорошо развивают творческое воображение.  Игра состоит в том, что преподаватель рассказывает какую-то загадочную ситуацию, а учащиеся, задавая вопросы преподавателю, должны найти разгадку. Преподаватель может отвечать только «да», «нет», «не могу ответить». Наиболее простым вариантом такой игры является отгадывание задуманного слова. Очень полезно записывать вопросы на доске и в конце игры вычеркивать заведомо лишние, бессмысленные вопросы. Еще игра помогает созданию коллектива, созданию дружеских отношений между ребятами.

Логические задачи и задачи на смекалку  способствуют развитию творческой личности.

Задачи в рисунках развивают внимательность и остроту зрения. Дети учатся видеть суть предмета.

Среди занимательных игровых материалов, которые могут использоваться в работе с учащимися, важное место принадлежит кроссвордам и ребусам. Перед систематическим использованием ребусов в работе с учащимися их следует предварительно познакомить с правилами и условностями.

 Поле деятельности для развития творческого воображения (РТВ) младших школьников очень обширно. Поэтому и задачи решаемые школьниками могут быть самыми разнообразными.

Ожидаемые результаты и способы их оценки

Стратегия обучения теории творчества должна включать несколько моментов, имеющих принципиальное значение:

  1. Нужно постоянно обращать внимание ребят не только на ход решения задачи, но и на универсальность приема, с помощью которого получено решение той или иной задачи.
  2. Нельзя ограничивать цель обучения только овладением приемами творческого решения задач, главное (конечная цель) – умение находить и формулировать задачи. Постановка задачи предполагает предварительный анализ развития систем, выявление противоречий.
  3. Основная продукция уроков творчества – новые идеи. Однако это отнюдь не означает, что процесс обучения теории творчества должен превращаться в своеобразный вид интеллектуального снобизма («Я выдал блестящую идею, а другие пусть ее проверяют»). Ребята должны свои решения проверять с помощью простейших расчетов и экспериментов. Проверка должна быть быстрой.
  4. Умение накапливать и обрабатывать информацию сопутствует творчеству. Ребят надо постепенно приучать к сбору личной картотеки.
  5. Сверхзадача занятий – воспитание творческих качеств личности. Нужно постоянно учитывать защитную реакцию школьников («Ну, это великие люди решали великие задачи, а я обыкновенный человек…») и атаковать ее на каждом занятии. Основной учебный материал – биографии творческих личностей.

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное научное и техническое творчество. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Процесс воспитания творчества у детей предполагает, прежде всего, воспитание взрослых, способных руководить творчески.

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В.Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. – 112 с.
  2. Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках / М.Э.Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. - № 5-6. – С.14-15.
  3. Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей / М.Э.Ванник // Наши дети. – 2005. - № 4. – С.21-22.
  4. Воображение. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М, 1998. – 576 с.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
  6. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М.Дьяченко. // Вопросы психологии. - 1988. - №6. С.52-59.
  7. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова. – М.: Мнемозина, 1995. – 147 с.
  8. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
  9. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю.Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

программа развития творческого воображения "Путь к мастеру"

Программа "Путь к мастеру"- результат работы учителя по развитию творческого потенциала учащихся. ...

Кружковое занятие: развитие творческого воображения. Изготовление стилизованной бумажной матрешки — игрушки-колпачка.

Бумажные матрешки несут в себе положительный заряд эмоций. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для любой деятельности, тем более для художественной, вызывающей эстетические ч...

Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника

Небольшая, но вполне ёмкая статья о том, что такое творческое воображение и как его развивать посредством игры в младшем школьном возрасте....

Развитие творческого воображения (по Кандинскому)

Предложен алгоритм восприятия абстрактного искусства на примере композиций В.Кандинского...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...