Изобразительная деятельность и её роль в развитии интеллекта детей
статья по теме

Изобразительная деятельность развивает мелкую моторику ребёнка, что способствует лучшей работе головного мозга. Разнообразные виды работы на занятиях по изодеятельности (лепка, аппликация, живопись, графика) помогают развитию творческого потенциала. Связь с различными науками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность и её роль в развитии интеллекта детей

Известно, какую роль в жизни ребёнка занимает творчество. Изодеятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П.П.Чистяков писал «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Занятия изобразительным искусством имеют большее значение для умственного развития детей. Умственное развитие определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К.Д.Ушинский, «дети … мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Рисование, по мнению К.Д.Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Мир этот – часть всей нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства.

Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребятам не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего педагог, который донесёт до неискушенного ученика все тонкости своего дела, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него – красоту и смысл жизни, реальности.

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате наполнения, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире (что создаёт положительный эмоциональный настрой). Развивает фантазию и воображение, даёт возможность закрепить знание о форме и цвете. Однако происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со стороны педагога, который может позволить ребёнку рисовать всё, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок, писал В.Н.Сухомлинский. Практика подтвердила эти справедливые слова. Детский рисунок всегда привлекал педагогов и психологов. И это не случайно, ибо по нему можно определить психологическое состояния ученика, его умственное развитие, данные имеющихся у него знаний.

Обучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих целей:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоцион., отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства нравственных и эстетический чувств; любви к родной природе своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре

- повышение уровня художественной образованности детей – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия

С целью накопления опыта творческого общения вводятся задания коллективного характера: работа по группам и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

От коллективного рисования или конструирования дети получают огромное удовольствие. Они подолгу рассматривают получившийся рисунок, обсуждают, кто, что и как рисовал, что не получилось так как задумывали, делятся впечатлениями. В результате расширяется словарный запас детей; совместная деятельность сближает их, делает отношение между ними доброжелательными, ровными, бесконфликтными, психологически комфортными. Кроме того бумага большего формата позволяет  рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изобразительной деятельности воспитанников с нарушениями в развитии

В статьедана характеристика графической деятельности детейс ограниченными возможностями здоровья....

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...

Проектная деятельность и ее роль в развитии универсальных учебных действий.

Статья оя  многогранной, эффективной и перспективной форме работы учителя ,помогающая развивать УУД школьников....

Проектная деятельность и ее роль в развитии универсальных учебных действий

Статья о проектной деятельности ее видах и роли в развитии УУД....