Диагностические методики как эффективные технологии управления качеством образования. Индивидуальная маршрутная книжка ребенка.
материал на тему

Скотникова Лилия Андреевна

В силу индивидуального характера многих детей в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования Плавский район

«Детский экологический центр г.Плавска»

Диагностические методики как эффективные технологии управления качеством образования.  
Индивидуальная маршрутная книжка ребенка

                                                                                      Подготовила: Скотникова

                                                                       Лилия Андреевна

                                                                              методист МБОУ ДОД

МО Плавский район «ДЭЦ»

Плавск 2014

Введение

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса здесь  не обойтись.

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

  1. Диагностика в дополнительном образовании

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

В силу индивидуального характера многих детей в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики - управление личностным ростом  ребенка.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

  1. психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
  2. коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
  3. развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.

  1. Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

- прогнозирование возможности  успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:
   -
 индивидуальная беседа;
   - тестирование;
   - наблюдение;
   - анкетирование.

  1. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

- оценка правильности  выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.

  1. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.

Задачи:

- анализ результатов обучения;

- анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики:

- творческие задания;

- контрольные задания;

- тестирование;

- олимпиада;

- выставка работ.

   Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

  1. Формы представления результатов диагностики

Сегодня к числу эффективных технологий качества образования относится мониторинг.  Мониторинг в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им образовательной программы и осознанию личностного роста.

Как врач ведет историю болезни пациента, так и  педагог  должен вести историю развития ребенка.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

- дневник педагогических наблюдений;

- диагностические карты;

- зачетные и личные учебные книжки.

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2.Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3.Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.
5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.
6
. Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.

В рамках педагогического эксперимента по индивидуальному развитию ребенка в УДОД в 2012-2013 учебном году в двух объединениях, а в 2013-2014 учебном году – в четырех, в качестве нетрадиционной формы организации мониторинга процесса и результатов развития ребенка была разработана и апробирована индивидуальная маршрутная книжка обучающегося.

  1. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося

Цель разработки такой формы мониторинга заключалось  в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию его ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации его индивидуального образовательного процесса с тем, чтобы повысить качество образования, а также проанализировать, обобщить и распространить положительный опыт деятельности педагогов.

Индивидуальная маршрутная книжка – это организационный документ, отражающий информацию об особенностях проектирования индивидуального образовательного процесса ребенка, его продвижении в освоении образовательной программы дополнительного образования и личностных достижениях. Она включает в себя несколько четко выраженных разделов:

  1. Общие сведения об учащихся (ФИО, дата рождения, год поступления в УДОД, адрес, данные о родителях и т.д.);
  2. Информация о детском объединении, в которое поступает ребенок (название объединения, ФИО педагога, программа деятельности объединения);
  3. Мотивация ребенка к занятиям в объединении и освоению программы;

Ребенок сам определяет свое отношение и настроение к занятиям

  1. Задачи по годам обучения (индивидуально, согласно особенностям развития обучающегося)

  1. Особенности освоения программы дополнительного образования, личностного развития  и персональные достижения;

Особенности освоения программы: 

Теоретическая подготовка ребенка: 1.1теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), 1.2 Владение специальной терминологией;

Практическая подготовка ребенка:

- Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

- Владение специальным оборудованием и оснащением

- Творческие навыки

Общеучебные умения и навыки ребенка:

- учебно-интеллектуальные умения

- умение подбирать и анализировать специальную литературу

- умение пользоваться компьютерными источниками информации

- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

- учебно-коммуникативные умения

- умение слышать и слушать педагога

- умение выступать перед аудиторией

- умение вести полемику, участвовать в дискуссии

- учебно-организационные умения и навыки

- умение организовать свое рабочее (учебное место)

-навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

- умение аккуратно выполнять работу

В конце делается заключение о результатах обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Личностное развитие ребенка: 

Организационно-волевые качества:

- терпение (способность переносить нагрузки в течение определенного времени)

- воля (способность активно побуждать себя к практическим действиям)

- самоконтроль (умение контролировать свои поступки)

Ориентационные качества:

- самооценка (способность оценивать себя адекватно реальным достижениям)

- интерес к занятиям в объединении (осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы)

Поведенческие качества:

- конфликтность (способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации)

- тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения)

Заключение – результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

  1. Ожидания ребенка от занятий в детском объединении;
  2. Рекомендации педагога и перспективы развития ребенка;
  3. Самоанализ развития выпускника детского объединения;
  4. Рекомендации выпускнику со стороны педагога.

Ведение настоящей индивидуальной маршрутной книжки основывается на организации непрерывного педагогического взаимодействия и рефлексивном подходе в оценке процесса и результатов образовательной практики и личностного развития, прогнозировании возможного взаимодействия в будущем.

Это служит базой постановки конкретных субъектно-окрашенных целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации. Непрерывная организация педагогического процесса основывается на ряде основных принципов: сотрудничества, конструктивности, компетентности.

Методы, используемые в индивидуальной маршрутной книжке как особом инструменте мониторингового характера - это педагогическое наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, рефлексивные приемы сопровождения и оценки состояния участников образовательного процесса (рисуночные методики, метод незаконченных предложений).

В процессе применения индивидуальной  маршрутной книжки выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, определяется характер отношения педагога
к процессу развития и результатам образовательного процесса конкретного ребенка, заинтересованность в его продвижении и другие значимые педагогические аспекты.

Индивидуальная маршрутная книжка для, педагога дополнительного образования -это инструмент, сопутствующий максимальной индивидуализации образовательного процесса наряду с индивидуальной образовательной программой, это педагогическая технология, позволяющая педагогу оттачивать свое профессиональное мастерство в условиях дифференциации образовательного процесса, а для обучающихся и их родителей - это возможность получить информацию от педагога и самого ребенка о том, как протекает процесс дополнительного образования, на что необходимо обратить внимание, каковы перспективы персонального роста и развития.

Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности образовательной программы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностические методики как эффективные технологии управления качеством образования. Индивидуальная маршрутная книжка ребенка Методист МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ» Скотникова Лилия Андреевна Плавск2014

Слайд 2

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений. Цель диагностики – управление личностным ростом ребенка. Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции : психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению; коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций; развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Слайд 3

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ (НАЧАЛЬНАЯ) ДИАГНОСТИКА: ( ПРОВОДИТСЯ ПРИ НАБОРЕ ИЛИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА) – ЭТО ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ВЫБРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА . ЦЕЛЬ – ВЫЯВЛЕНИЕ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЕ ЦИКЛА ОБУЧЕНИЯ. ЗАДАЧИ : - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ; - ВЫБОР УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ, ТЕМПА ОБУЧЕНИЯ; - ОЦЕНКУ ДИДАКТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА; - ТЕСТИРОВАНИЕ; - НАБЛЮДЕНИЕ; - АНКЕТИРОВАНИЕ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ :

Слайд 4

ТЕКУЩАЯ (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ) ДИАГНОСТИКА (ПРОВОДИТСЯ В КОНЦЕ ГОДА, ЧАЩЕ В ЯНВАРЕ) – ЭТО ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ РЕБЕНКА, ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ. ЦЕЛЬ – ОТСЛЕЖИВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА, КОРРЕКЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАПРАВЛЕНИИ УСИЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ. ЗАДАЧИ: - ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ; - КОРРЕКТИРОВКА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ :

Слайд 5

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ПРОВОДИТСЯ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА) – ЭТО ПРОВЕРКА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ ИЛИ ЕЕ ЭТАПА, УЧЕТ ИЗМЕНЕНИЙ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА. ЦЕЛЬ : ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. ЗАДАЧИ: - АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ; - АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ: - ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ; - КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ; - ТЕСТИРОВАНИЕ; - ОЛИМПИАДА; - ВЫСТАВКА РАБОТ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ :

Слайд 6

- ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ; - ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ; - ЗАЧЕТНЫЕ И ЛИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ КНИЖКИ. Формы представления результатов диагностики

Слайд 7

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие: - особенности возраста учащихся класса; - степень сформированности детского коллектива; - особенности взаимоотношений педагога и обучающихся; - степень доверия друг другу детей и взрослых.

Слайд 8

Индивидуальная маршрутная книжка это организационный документ, отражающий информацию об особенностях проектирования индивидуального образовательного процесса ребенка, его продвижении в освоении образовательной программы дополнительного образования и личностных достижениях.

Слайд 9

Разделы индивидуальной маршрутной книжки: 1.Общие сведения об учащихся (ФИО, дата рождения, год поступления в УДОД, адрес, данные о родителях и т.д.) Ф.И.О. __________________________ Дата рождения ___________________ год поступления __________________ ОУ ___________ Объединение _____ Ф.И.О. родителей _________________ Адес ____________ тел .___________ .

Слайд 10

2.Информация о детском объединении, в которое поступает ребенок (название объединения, ФИО педагога, программа деятельности объединения) Объединение __________________________________ Программа доп.образования _____________________ Срок реализации _______________________________ Ф.И.О. педагога ________________________________

Слайд 11

3.Мотивация ребенка к занятиям в объединении и освоению программы 4.Задачи по годам обучения (индивидуально, согласно особенностям развития обучающегося) Задачи на 1 год обучения _________________________

Слайд 12

5.Особенности освоения программы дополнительного образования уч. год 1.Теор-кая подготовка 2.Практ-кая подготовка 3.Общеучебные умения и навыки уровень 1.1 1.2 у 2.1 2.2 2.3 у 3.11 3.12 3.13 3.21 3.22 3.23 3.31 3.32 3.33

Слайд 13

Мониторинг личностного развития Уч. год 1.Организационно-волевые 2.Ориентационные качества 3.Поведенческие качества уровень 1.1 1.2 1.3 уровень 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3

Слайд 14

Персональные достижения Общий уровень достижений Муниципа-льный Городской Региональный Российский Международ-ный

Слайд 15

6. Ожидания ребенка от занятий в детском объединении Мои ожидания 1 год 2 год 3 год

Слайд 16

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА: 1. ЗАСЛУЖИВАЕТ ПООЩРЕНИЯ ________________________ 2. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ______________________________ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: ________________________________________________________ 7. Рекомендации педагога и перспективы развития ребенка

Слайд 17

8. Самоанализ развития выпускника детского объединения 1. Мои сильные стороны (что меня отличает от других людей) ___________________________________________________________ 2. Что я умею делать хорошо __________________________________ 3. Сфера моих жизненных интересов ___________________________ 4. Мои перспективные цели ____________________________________ 5. Что мне нужно сделать по достижению собственных перспектив (чему научиться, что посетить, в чем принять участие) ____________ ___________________________________________________________

Слайд 18

9. Рекомендации выпускнику со стороны педагога Рекомендации выпускнику: ________________________________ __________________________________________________________

Слайд 19

Методы, используемые в индивидуальной маршрутной книжке: - педагогическое наблюдение; - анализ и изучение результатов продуктивной деятельности - рефлексивные приемы сопровождения и оценки состояния участников образовательного процесса (рисунчатые методики, метод незаконченных предложений)

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Центральным вопросом повышения качества образования является проблема управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении. Принципиально важную роль в процессе управления играет полн...

«Новые технологии управления качеством образования»

В докладе описываются новые технологии управления качеством образования и современные педагогические технологии....

Управление качеством образования через повышение эффективности современного урока

В статье дается алгоритм успешного проведения современного урока...

«Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся»

Описание системы работы МО учителей иностранных языков Гимназии № 2 г. Георгиевска...

Педагогический мониторинг в системе образовательного учреждения как технология управления качеством образования.

Решение проблемы качества образования во многом зависит от того, насколько своевременна будет реакция на социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут и...

РАБОТА ПО ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Данная методическая разработка имеет целью  совершенствование и развитие образовательного пространства школы с учетом системных новообразований в работе с одаренными школьниками....


 

Комментарии

Саможенкова Юлия Олеговна

очень интересный материал, спасибо