РАБОТА ПО ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка на тему

Орлова Наталия Евгеньевна

Данная методическая разработка имеет целью  совершенствование и развитие образовательного пространства школы с учетом системных новообразований в работе с одаренными школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Ростов-на-Дону 2017


Содержание

  1. Пояснительная записка.....................................................................................3
  2. Концептуальные основы работы с одаренными детьми..............................4
  3. Методы и принципы выявления одаренных детей........................................5
  4. Стратегия работы с одаренными детьми....................................... ..............7
  5. Обучение и развитие одаренных детей.........................................................9
  6. Методы и средства обучения одаренных детей.........................................12
  7. Список используемой литературы.................................................................13


Пояснительная записка

Потенциал развития одаренных детей как метод эффективного управления качеством образования.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский

В далекой древности древнеримский врач Гален во II веке до н.э. точно назвал любопытное свойство человека, которое теперь мы называем способностью. Гален сказал так: «Это то, с помощью чего…». Несмотря на тысячелетие изучения человека многими науками, психологи спорят о происхождении человеческих способностей. Многие склоняются к такому суждению: основную роль в формировании у детей способностей играют жизненный опыт, деятельность, обучение и воспитание. А природные предпосылки благоприятствуют развитию способностей, ускоряют их развитие, позволяют достичь больших успехов.

По словам С.И.Ожегова - «Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одном или нескольких сферах. Одаренный – талантливый, обладающий талантом, а талант в свою очередь, это выдающееся врожденные способности» .

Под способностями понимаются индивидуально–психологические особенности индивида, которые обеспечивают успешность выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а своеобразным сочетанием различных способностей. 

Основная цель работы с одаренными детьми – создание психологических, образовательных и бытовых условий, чтобы одаренный ребенок в будущем мог профессионально и личностно реализовывать себя на уровне, соответствующем его повышенным возможностям с одной стороны, и его индивидуальности – с другой. Средняя образовательная школа не может в полном объеме выполнить самую трудную и деликатную часть задачи: уделять особое внимание наиболее способным и одаренным детям. Одна из форм обучения одаренных детей в образовательной школе – система дополнительного образования.

Развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит  интеллектуальный потенциал страны в ближайшей перспективе. С введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) принципиально меняются ориентиры современной школы, в свою очередь совершенствование и развитие образовательного пространства школы ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Концептуальные основы работы с одаренными детьми

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке Программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность отличается от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – это совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», однако в настоящем времени считается, что каждый ребенок является потенциально одаренной личностью, и развивать эту одаренность является задачей учителя.

Одаренность может проявляться как:

-  одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

- одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

-  одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Методы и принципы выявления одаренных детей                    

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная или скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

  • потребность в новых впечатлениях;
  • развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета;
  • познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение предмета.

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Одаренные дети

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • отличаются доминирующей активной, ненасыщенной познавательной потребностью;
  • испытывают радость от новых знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  • использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
  • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
  • оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
  • преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких, как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации педагога  и степени его обучения.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в школьных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями;
  • включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

Стратегия работы с одаренными детьми

Основными направлениями работы с одаренными детьми являются:

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало. Данный этап предусматривает:

- изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости;

- создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей;

- изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования;

- изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования;

- изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем;

-  приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

   2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.  На данном этапе происходит:

- организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;

- информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности;

- знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы;

- привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми;

- обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников;

- организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

           3. Развитие творческих способностей учащихся предполагает:

- доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций;

- проведение школьных олимпиад;

- использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов: творческие ответы; выполнение творческих тематических заданий; выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ; выполнение проектов;  приобщение (в различных формах) к работе учителя; повышение степени сложности заданий;

- углубленное изучение отдельных предметов;

- введение широкого круга факультативных курсов; кружков различной направленности.

          4. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности предполагает:

- создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад;

- систематическое публичное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления);

- вручение благодарственных писем родителям;

поощрение заслуг родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях. 

Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.

Одаренным детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.

 При организации работы с одаренными детьми следует:

- учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;

- создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции»  как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;

- оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка и его самоопределения. Следовательно, задача каждого учителя - разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию  психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим способных и одаренных детей.


Обучение и развитие одаренных детей

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе предполагает две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке рекомендуется использование разных вариантов   учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам.

Формы работы на уроке могут быть:

- тематические и проблемные мини-курсы,

-  «мозговые штурмы»,

-  ролевые тренинги,

- научно-практическая работа,  

- творческие зачеты.

Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня.

Формы  и методы внеурочной работы:

- участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

- школьное научное общество «Поиск»;

- факультативные курсы;

- участие в олимпиадах;

- внеурочная деятельность в рамках ФГОС, кружковая работа;

- конкурсы, конференции, интеллектуальные марафоны;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- работа по индивидуальным планам;

- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов. 

- работа по индивидуальным планам;

- творческие мастерские;

- взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами (ВУЗами, СУЗами).

В начальной школе при обучении, воспитании и развитии одаренных детей важную роль играют занятия и уроки творчества, кружковая работа, конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

На средней ступени (5-9 классы) расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по индивидуальным и интегрированным программам. Сфера проявления одаренности связана с четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании.

 На старшей ступени (9-11 классы) акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, факультативные курсы. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества.

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьных программ по разным предметам, но и в том, чтобы продвинуть учащихся в развитии. Особое значение работа над развитием имеет в начальных классах, являющихся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Основными контурами развития должны стать те качества, которые формируют и развивают ученика. Задачей каждого учителя является целенаправленная деятельность по развитию определенных качеств.

Сфера познавательного развития (интеллект и творчество):

  • умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения;
  • способность находить альтернативные пути решения проблем;
  • изобретательность в выборе и использовании различных предметов (например, использование в играх не только игрушек, но и мебели, предметов быта и т.д.);
  • способность увлекаться, уходить «с головой» в интересное задание;
  • богатый словарный запас;
  •  умение четко излагать свои мысли;
  • интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия;
  •  наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;
  • способность долго удерживать в памяти символы, буквы, слова;
  • умение быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального заучивания;
  • проявление разносторонней любознательности; • умение делать выводы и обобщения.

Психосоциальная сфера:

  • самостоятельность, умение принимать решения;
  • настойчивость в выполнении задания;
  • готовность отстаивать свою точку зрения, независимость в суждениях;
  • склонность к лидерству;
  • склонность к самоанализу;
  • терпимость к критике;
  • уверенность в своих силах.

Таким образом, обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп обучающихся и воспитанников в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологии (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренныий ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностеи.

Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.


Методы и средства обучения одаренных детей.

Индивидуально-образовательная программа - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результатом которого будет рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане. Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуальной программы.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности обучающихся и воспитанников являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных обучающихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся и воспитанников.

Программа ФГОС на разных уровнях имеет систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностеи обучающихся и воспитанников, задачи творческого уровня, которые содержат элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных точек зрения. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. При выполнении творческих задании следует оценивать не только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями.

Методика обучения в малых группах наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

Также при работе с одаренными детьми широко используется технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.

Факультативные курсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собои  систему учебных занятии, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьнои программы или получить знания в интересующих их областях знании.

Своеобразие факультативного курса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения, факультативная деятельность требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным источником информации учителя.

Такого педагога отличает:

- увлеченность своим делом;

- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

-  профессиональная грамотность;

  • интеллектуальный, нравственный потенциал;
  • эрудиция;
  • желание реализовать передовые педагогические технологии;
  • психологическая зоркость, умелая организация учебно-воспитательного процесса;
  • осведомленность во всех областях человеческой жизни.

При создании развивающего курса для одаренных детей я, как учитель, руководствуюсь следующими положениями:

  • создание условий для духовного и личностного роста учащихся;
  • высокий уровень насыщенности содержания обучения;
  • высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения;
  • не занижать самооценку ученика;
  • поощрение активности и настойчивости ученика.
  • проблемно – развивающее обучение;
  • игровые технологии; творческие и нестандартные задания.
  • проектно – исследовательская деятельность;

Мы уверены в том, развитие одаренной личности поможет нашим воспитанникам в их будущей профессиональной деятельности, будет способствовать ее успешности и является средством эффективного управления качеством образования.

 

Список используемой литературы

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика № 4.- М., 2009.
  2. Бабаева Ю.Д.. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса.М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Кара, Ж.Ю. Художественная одаренность и пути её развития. / Одарённый ребёнок. № 6.- М., 2011.
  4. Концепция творческои одаренности. Московская психологическая школа: История и современность. Т.1. Кн.2.-М.: Психология. Ин-т РАО; МГППУ, 2004.
  5. Одарённый ребёнок: особенности обучения. Под редакцией Н.В. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Одаренный ребенок. Научно-практический журнал № 1-5 2005 г.; № 1-5 2006; № 1-3 2007.
  7. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева.  М.: Арманов-центр, 2010.
  8. Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учебное пособие. – М.: изд-во МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010.
  9.  Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО / Науч. ред. Скрипова Н.Е., Ивлева Л.Р. Научно-теоретический журнал «Новой школе — новые стандарты» № 3, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Центральным вопросом повышения качества образования является проблема управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении. Принципиально важную роль в процессе управления играет полн...

«Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся»

Описание системы работы МО учителей иностранных языков Гимназии № 2 г. Георгиевска...

План работы творческой группы «Система оценивания как механизм управления качеством образования в начальной и основной школе»

Цель работы ТГ: Создать эффективную систему оценки планируемых результатов учащихся повышения качества образования на этапе введения ФГОС.Задачи:1....

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

В статье содержится анализ работы с одаренными детьми, которая является одним из механизмов управления качеством образования. Аналитические материалы основаны на практическом опыте...