3. Познание как форма духовной жизни человека.
опыты и эксперименты по теме

Познание как форма духовной жизни человека.

 СОЗНАНИЕ в философском аспекте понимается как системное понятие, включающее активное сознание, неосознаваемое и коллективное бессознательное (по теории К. Юнга).

Активное сознание – это  духовная сущность человека,  в которой  весь мир отражается и осмысливается в образах и понятиях.  Именно в этой сущности от рождения человека заложено духовное начало личности и формируются все ее личностные установки  и качества. По последним данным ученых она составляет 5-9% сознания.

Неосознаваемое – автоматический механизм памяти, куда заносятся все индивидуальные впечатления и информация, получаемые человеком в процессе его жизни. Этим личным архивом можно воспользоваться при определенных методах.   А после смерти – всё, накопленное при жизни индивидуальным духом, «возвратится к Богу, Который и дал его» человеку (Еккл. 12:7).

 Коллективное бессознательное - это та область сознания, которая вбирает в себя  духовную историю всего человечества. Обычный человек не может проникнуть в эту закрытую сферу. Бог создал человека с открытым сознанием, но после грехопадения, Он оградил активную часть сознания, достаточную для обеспечения полноценной, в сложившихся условиях, жизни. Не трудно догадаться, что случилось бы с Землей и всем человечеством, если бы греховная природа человека обзавелась мощным 100% интеллектом. В закрытой части сознания непонятным образом сохраняется этот потенциал. Иначе, чем объяснить все непонятные случаи, когда, после травмы мозга (она может быть разной), у обычного человека открываются невероятные таланты в какой-то  сфере деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы познания.

«Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании».  Фалес.

Учитель любого предмета может спросить учеников: «Зачем они пришли на этот урок?». Первый ответ стереотипный: учиться. Но потом может развернуться интересная дискуссия. Учитель, опираясь на образное мышление подростков, создает на доске рисунок, отражающий процесс познания. В начале объяснения темы – это ответ на первый заданный вопрос: ставится на доске точка, означающая незнание по обозначенной проблеме. Далее – линия как движение к «знанию» на этом уроке, она заканчивается стрелкой, так как процесс познания – бесконечен. Здесь почти всегда дети сами выводят определение понятий «познание» и «знание».

ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.

ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.

После этого мы вместе воспроизводим поэтапный процесс познания: рисуем на доске котелок – символ мозга, где осуществляется переработка информации. Все атрибуты рисунка вносятся по мере коллективного осознания этих этапов

  • ИНФОРМАЦИЯ – сведения об окружающем мире и о происходящих в нем процессах. Информация это еще не знание.

Информация из мира поступает в «сознание» (надпись наверху «котла») тремя путями (две линии идут из-под «котла» от «информации», а третья линия-«интуиция» - опускается сверху):

          1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.      

          2. Через слово (устно и письменно).  Рациональное познание.    

          3. Через интуицию.  Интуитивное познание.

             

                    ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным путем, без  логического обоснования, через веру – духовный канал связи с Богом.

                                  «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью».        Л. Толстой.                                                                    

  • МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки  информации и получения нового знания (этот термин написан над «котелком»).

Инструментом мышления является интеллект (на рисунке его символизирует погруженная в «мышление» поварешка с аббревиатурой вдоль черенка: КГБ ШОП – качества интеллекта). Аббревиатуры – хороший мнемонический прием запоминания.

  ИНТЕЛЛЕКТ – это дарованная человеку от рождения способность мыслить и говорить. Эффективность мышления зависит от развития важнейших качеств интеллекта/ума:

            КРИТИЧНОСТИ, ГИБКОСТИ,  БЫСТРОТЫ, ШИРОТЫ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ, ПЫТЛИВОСТИ.

Учителя активно используют в обучении основные операции мышления:

            КЛАССИФИКАЦИЯ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, АБСТРАГИРОВАНИЕ (аббревиатура «касса» пишется в котелке над словом «мышление»).

 Родителям тоже полезно знать об этих качествах ума, чтобы ненавязчиво развивать интеллект ребенка. И хорошо бы понимать, какие действия совершаются в  процессе мышления.  Сейчас издается много детских пособий с развивающими играми, в газетах и журналах часто публикуются такие страницы для детей.

                «Образованность – это то, что остается, когда  выученное уже  забыто». А. Эйнштейн.

  • САМОКОНТРОЛЬ уровня познания. Многих конфликтов в обучении, в профессиональной деятельности, да и в житейских ситуациях можно было бы избежать, если бы  мы осознавали, что наши знания оцениваются по уровням их усвоения (аббревиатура УВП ПТУ):

                                                              6 – убеждение                                                                          

                                                    5 – творчество

                                          4 – применение  

                                3 – понимание  

                     2 – воспроизведение  

          1 – узнавание

Надо ли доверять всему, что говорят и чему учат? И что есть истина?

                     ИСТИНА – то, что есть на самом деле, хотим мы этого или не хотим. Истина существует вне сознания человека, хотя от рождения в человеке  и заложено стремление к поиску истины, но  он только  приближается к ней. Надо  различать следующие понятия:

                  АБСОЛЮТНАЯ истина – полное, безусловное знание.  Она у Бога.

                  ОТНОСИТЕЛЬНОЕ знание (не истина!) – неполное знание, зависящее от обстоятельств. Мы все обречены,  видеть «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». 1 Коринфянам, 13:9-12.

                 ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это незнание истины.

                 ОБМАН – это сознательное искажение истины.

В поисках истины стоит учитывать  признанные мыслителями критерии истины:

                                    1. Личный опыт:  сам видел, ощущал, испытал.

                                    2. Авторитетное мнение: источник информации заслуживает доверия.

                                    3. Здравый смысл:  логическое обоснование, научное доказательство.

               4. Исторический факт:  так было всегда при данных условиях. 

УБЕЖДЕНИЕ – это уверенность в своих знаниях и оценках реальной действительности. В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.

                     Вы будете ближе к истине, если в поиске ее  все критерии истины совпадут. Именно так я искала ответ на значимые для меня вопросы бытия: есть ли Бог и как возник мир. В будничных вопросах мы чаще обходимся меньшими комбинациями критериев.  

                                                   «Образованный человек тем и отличается от необразованного,

                                  что продолжает считать свое образование незаконченным». К. Симонов.

                                                                                                                       

 ТАК ВСЕ-ТАКИ, РОЖДАЕТСЯ ЛИ В СПОРЕ ИСТИНА?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература и ее роль в духовной жизни человека

Презентация к вводному уроку литературы, 9 класс...

ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Цели урокаОбразовательная:  Создание условий для формирования у учащихся системы  знаний о духовной жизни человека, освоение понятий  (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...

Духовная жизнь человека

Рассматриваются вопросы: Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение. Самосознание индивида и его социальное поведение....

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анал...

Литература и её роль в духовной жизни человека

Урок № 1  по методическому пособию Н. В. Беляевой "Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки"...

Литература и ее роль в духовной жизни человека (9 класс)

Это первый урок в программе по литературе для 9 класса....