Обобщение опыта работы по теме: "Создание условий для эффективного овладения знаниями в классе фортепиано"
методическая разработка на тему

Я собрала интересный материал, обобщение опыта работы педагога дополнительного образования детей в классе фортепиано. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание условий для эффективного овладения знаниями на занятиях в классе          фортепиано.»

Автор статьи Шишкина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, преподаватель по классу фортепиано, Отличник народного просвещения.

МУЗЫКА – язык души. Учить трудиться душу нужно с раннего детства и всех детей приобщать к музыке, не задумываясь о том, станут они профессиональными музыкантами или нет, так как по словам Роберта Шумана «законы нравственности и законы искусства тождественны.»

Начальное обучение детей музыке обычно состоит из двух периодов: дошкольного (подготовительного) и первых классов школы, когда ребёнок уже обучается игре на фортепиано.

Успешность обучения в большой степени зависит от наличия у ребёнка желания и интереса к занятиям.

В основе естественного развития музыкальных данных у детей лежит интерес, проявляемый к звукам. Только интерес способен остановить, сконцентрировать внимание на звуках и вызвать ту наблюдательность, которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного.

Однако подлинный интерес возникает не к любому произвольному сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии(песенке, мотиву),вызывающей у ребёнка либо эмоциональное переживание, либо образное представление, создающее то или иное настроение.

Такое воздействие оставляет след в памяти ребёнка и вызывает желание спеть понравившуюся мелодию или подобрать её на инструменте. При этом чем ярче впечатление, тем сильнее стремление правильно запомнить и точно воспроизвести услышанное. Так  музыкальные данные получают главный стимул для своего развития.

В свою очередь музыкальные данные, развиваясь, способствуют обогащению музыкальных впечатлений, а, следовательно, возрастанию и расширению интереса к музыке. Этот процесс представляет собой  «спираль»  естественного развития музыкальности ребёнка. Вот почему опытные педагоги используют в работе с дошкольниками яркие мелодии и ритмы народной музыки, а также пьесы, близкие детям по музыкальным образам и настроениям.

Главная задача педагога разбудить воображение ребёнка, создать настроение, заинтересовать понятными и  яркими образами, научить понимать,  ощущать и переживать музыку различного характера, т.к. знания на уроках искусства к ребёнку приходят через эмоции.

Так создаются условия для естественной концентрации внимания и появления у ребёнка так называемой  «слуховой наблюдательности.»

При знакомстве ребёнка с инструментом появляется масса новых задач:

  • Посадка;
  • постановка рук;
  • изучение клавиатуры;
  • способы звукоизвлечения;
  • правописание нот;
  • счёт, паузы, ключи и т.д.

Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – в этот ответственный момент не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога, его контакт с ребёнком. Ведь в течение какого-то времени (чем большего, тем лучше) учитель для малыша становится самым большим авторитетом. Ребёнок верит учителю и через него ещё больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддаётся её обаянию и умеет воодушевиться её настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ребёнку.

Такое совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который бывает решающим для успехов воспитанника и в более  старшем возрасте.

Протянув эти невидимые нити и пробудив у ребёнка ответные струны, педагог создаёт условия для развития ярких музыкальных впечатлений, т.е. для работы над художественным образом. И что особенно важно, этот музыкальный контакт  преподавателя и воспитанника обычно способствует появлению инициативы у последнего, т.е. желания самому сыграть, и не просто сыграть,  исполнить, попытаться, пусть даже неумело, по-своему, донести настроение и смысл музыки – всё то , что  его воодушевило в этой пьесе.

Занятия с воспитанником – творческий процесс. Всё чему мы хотим научить,  следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ребёнка в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Ребёнок должен чувствовать, что педагог разговаривает с ним как с равным, рассуждает сам и серьёзно выслушивает его рассуждения. Тогда малыш испытывает доверие к педагогу и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие.

С этого начинается авторитет педагога. Поскольку личность педагога, его контакт с воспитанником, а также авторитет педагога играют немаловажную роль, то мы совместно с психологом  на эстетическом цикле провели диагностические исследования по двум методикам.

Итак, выводы по методике «Стиль отношений педагога и ученика». Дети положительно оценивают отношения между педагогами и учениками на всех отделениях. Отмечают:  доброжелательность, справедливость, объективность, стремление преподавателей поддерживать интерес воспитанников к предмету различными способами.

Стиль отношений между учителем и учеником на:

Театральном отделении – активно-положительный,

 Музыкальном отделении – активно-положительный, либеральный,

Отделении изобразительного искусства  – активно-положительный.

Результаты диагностических исследований по методике  «Каким я вижу своего учителя?» На всех отделениях эстетического цикла характер межличностного контакта в общении педагога и воспитанников благоприятный.

Тест «Каким я вижу своего учителя?» включает 24 вопроса, позволяющих выяснить отношение детей к учителю по трём параметрам: гностическому, эмоциональному, поведенческому. Все данные свидетельствуют о высоком уровне педагогов в системе «Учитель – ученик».

Говоря о создании условий для эффективного овладения знаниями на занятиях в классе фортепиано, нельзя не сказать об учёте возрастных особенностей. Так, при занятиях с младшими школьниками обязательно нужно вкрапливать в работу моменты игры: соревнования, «выдумки» по поводу и в связи с  проводимой работой, причём особенно ценны находки самих детей. Педагог, любящий детей, умеет войти в мир интересов и чувств ребёнка, просто, искренне, без тени снисходительности прислушиваться к его рассказам. Непринуждённое поведение ребёнка на занятии поможет педагогу подобрать ключ к его душе. В занятиях с детьми особенно важны разнообразные, чередующиеся способы работы и формы воздействия: яркое слово, доходчивый показ, выразительный жест. Однако занятие должно включать и моменты интенсивной работы.

Само собой разумеется, что чем старше ребёнок, тем большая часть занятия должна быть отведена работе. Педагогу, воспитывающему детей на протяжении ряда лет, особенно важно замечать происходящие в нём изменения и своевременно переходить к серьёзному, «взрослому» тону занятий, что подростки очень ценят. Обычно они прилагают все усилия, чтобы «быть на высоте», оказаться достойным проявленного к ним доверия.

Справедливо замечено, что ничто не способствует успеху так, как сам успех! Однако следует спросить, когда то или другое достижение воспринимается как успех? Оказывается тогда, когда была реальная угроза неуспеха. Следовательно, не столько важно достижение как таковое, сколько достижение, приобретённое ценой усилия и с учётом вероятности неуспеха.

Вот почему важно так определить степень сложности и объём учебного материала, чтобы воспитанник мог добиться успеха лишь в результате разумного напряжения сил, а это возможно при учёте индивидуальных способностей ребёнка.

Итак, какие же необходимы условия для успешного овладения знаниями на занятиях  в классе фортепиано:

  • ясная цель(задачи);
  • интерес к занятиям;
  • концентрация внимания;
  • обеспечение необходимой мотивации;
  • рациональное расходование времени;
  • личность педагога и его контакт с ребёнком;
  • создание комфортных условий для воспитанника;
  • пробуждение инициативы;
  • авторитет педагога;
  • учёт возрастных особенностей;
  • ситуация успеха;
  • формирование адекватной самооценки.

И в заключение мне хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой личности. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - вот почему я считаю, что всех детей нужно приобщать к искусству, к музыке, независимо от того, станут они профессиональными музыкантами или нет. Это окупится сторицей. Мой многолетний, тридцатипятилетний,  опыт показывает, что все, кто коснулся музыки по-настоящему, глубинному, выросли честными, полноценными людьми! Ради этого стоит заниматься своим любимым делом!!!



Предварительный просмотр:

«Создание условий для эффективного овладения знаниями на занятиях в классе          фортепиано.»

Автор статьи Шишкина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, преподаватель по классу фортепиано, Отличник народного просвещения.

МУЗЫКА – язык души. Учить трудиться душу нужно с раннего детства и всех детей приобщать к музыке, не задумываясь о том, станут они профессиональными музыкантами или нет, так как по словам Роберта Шумана «законы нравственности и законы искусства тождественны.»

Начальное обучение детей музыке обычно состоит из двух периодов: дошкольного (подготовительного) и первых классов школы, когда ребёнок уже обучается игре на фортепиано.

Успешность обучения в большой степени зависит от наличия у ребёнка желания и интереса к занятиям.

В основе естественного развития музыкальных данных у детей лежит интерес, проявляемый к звукам. Только интерес способен остановить, сконцентрировать внимание на звуках и вызвать ту наблюдательность, которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного.

Однако подлинный интерес возникает не к любому произвольному сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии(песенке, мотиву),вызывающей у ребёнка либо эмоциональное переживание, либо образное представление, создающее то или иное настроение.

Такое воздействие оставляет след в памяти ребёнка и вызывает желание спеть понравившуюся мелодию или подобрать её на инструменте. При этом чем ярче впечатление, тем сильнее стремление правильно запомнить и точно воспроизвести услышанное. Так  музыкальные данные получают главный стимул для своего развития.

В свою очередь музыкальные данные, развиваясь, способствуют обогащению музыкальных впечатлений, а, следовательно, возрастанию и расширению интереса к музыке. Этот процесс представляет собой  «спираль»  естественного развития музыкальности ребёнка. Вот почему опытные педагоги используют в работе с дошкольниками яркие мелодии и ритмы народной музыки, а также пьесы, близкие детям по музыкальным образам и настроениям.

Главная задача педагога разбудить воображение ребёнка, создать настроение, заинтересовать понятными и  яркими образами, научить понимать,  ощущать и переживать музыку различного характера, т.к. знания на уроках искусства к ребёнку приходят через эмоции.

Так создаются условия для естественной концентрации внимания и появления у ребёнка так называемой  «слуховой наблюдательности.»

При знакомстве ребёнка с инструментом появляется масса новых задач:

  • Посадка;
  • постановка рук;
  • изучение клавиатуры;
  • способы звукоизвлечения;
  • правописание нот;
  • счёт, паузы, ключи и т.д.

Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – в этот ответственный момент не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога, его контакт с ребёнком. Ведь в течение какого-то времени (чем большего, тем лучше) учитель для малыша становится самым большим авторитетом. Ребёнок верит учителю и через него ещё больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддаётся её обаянию и умеет воодушевиться её настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ребёнку.

Такое совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который бывает решающим для успехов воспитанника и в более  старшем возрасте.

Протянув эти невидимые нити и пробудив у ребёнка ответные струны, педагог создаёт условия для развития ярких музыкальных впечатлений, т.е. для работы над художественным образом. И что особенно важно, этот музыкальный контакт  преподавателя и воспитанника обычно способствует появлению инициативы у последнего, т.е. желания самому сыграть, и не просто сыграть,  исполнить, попытаться, пусть даже неумело, по-своему, донести настроение и смысл музыки – всё то , что  его воодушевило в этой пьесе.

Занятия с воспитанником – творческий процесс. Всё чему мы хотим научить,  следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ребёнка в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Ребёнок должен чувствовать, что педагог разговаривает с ним как с равным, рассуждает сам и серьёзно выслушивает его рассуждения. Тогда малыш испытывает доверие к педагогу и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие.

С этого начинается авторитет педагога. Поскольку личность педагога, его контакт с воспитанником, а также авторитет педагога играют немаловажную роль, то мы совместно с психологом  на эстетическом цикле провели диагностические исследования по двум методикам.

Итак, выводы по методике «Стиль отношений педагога и ученика». Дети положительно оценивают отношения между педагогами и учениками на всех отделениях. Отмечают:  доброжелательность, справедливость, объективность, стремление преподавателей поддерживать интерес воспитанников к предмету различными способами.

Стиль отношений между учителем и учеником на:

Театральном отделении – активно-положительный,

 Музыкальном отделении – активно-положительный, либеральный,

Отделении изобразительного искусства  – активно-положительный.

Результаты диагностических исследований по методике  «Каким я вижу своего учителя?» На всех отделениях эстетического цикла характер межличностного контакта в общении педагога и воспитанников благоприятный.

Тест «Каким я вижу своего учителя?» включает 24 вопроса, позволяющих выяснить отношение детей к учителю по трём параметрам: гностическому, эмоциональному, поведенческому. Все данные свидетельствуют о высоком уровне педагогов в системе «Учитель – ученик».

Говоря о создании условий для эффективного овладения знаниями на занятиях в классе фортепиано, нельзя не сказать об учёте возрастных особенностей. Так, при занятиях с младшими школьниками обязательно нужно вкрапливать в работу моменты игры: соревнования, «выдумки» по поводу и в связи с  проводимой работой, причём особенно ценны находки самих детей. Педагог, любящий детей, умеет войти в мир интересов и чувств ребёнка, просто, искренне, без тени снисходительности прислушиваться к его рассказам. Непринуждённое поведение ребёнка на занятии поможет педагогу подобрать ключ к его душе. В занятиях с детьми особенно важны разнообразные, чередующиеся способы работы и формы воздействия: яркое слово, доходчивый показ, выразительный жест. Однако занятие должно включать и моменты интенсивной работы.

Само собой разумеется, что чем старше ребёнок, тем большая часть занятия должна быть отведена работе. Педагогу, воспитывающему детей на протяжении ряда лет, особенно важно замечать происходящие в нём изменения и своевременно переходить к серьёзному, «взрослому» тону занятий, что подростки очень ценят. Обычно они прилагают все усилия, чтобы «быть на высоте», оказаться достойным проявленного к ним доверия.

Справедливо замечено, что ничто не способствует успеху так, как сам успех! Однако следует спросить, когда то или другое достижение воспринимается как успех? Оказывается тогда, когда была реальная угроза неуспеха. Следовательно, не столько важно достижение как таковое, сколько достижение, приобретённое ценой усилия и с учётом вероятности неуспеха.

Вот почему важно так определить степень сложности и объём учебного материала, чтобы воспитанник мог добиться успеха лишь в результате разумного напряжения сил, а это возможно при учёте индивидуальных способностей ребёнка.

Итак, какие же необходимы условия для успешного овладения знаниями на занятиях  в классе фортепиано:

  • ясная цель(задачи);
  • интерес к занятиям;
  • концентрация внимания;
  • обеспечение необходимой мотивации;
  • рациональное расходование времени;
  • личность педагога и его контакт с ребёнком;
  • создание комфортных условий для воспитанника;
  • пробуждение инициативы;
  • авторитет педагога;
  • учёт возрастных особенностей;
  • ситуация успеха;
  • формирование адекватной самооценки.

И в заключение мне хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой личности. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - вот почему я считаю, что всех детей нужно приобщать к искусству, к музыке, независимо от того, станут они профессиональными музыкантами или нет. Это окупится сторицей. Мой многолетний, тридцатипятилетний,  опыт показывает, что все, кто коснулся музыки по-настоящему, глубинному, выросли честными, полноценными людьми! Ради этого стоит заниматься своим любимым делом!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Обобщение опыта работы «Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ»

Рассматриваются эффективные приёмы и методы обучения математике при подготовке к ОГЭ, используемые в педагогической деятельности...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы по повышению эффективности историко-обществоведческого образования школьников на основе личностно-ориентированного подхода"

Система работы учителя – это специальное, организованное, целенаправленное, компетентностное взаимодействие педагога и обучающихся, направленное на решение образовательных, воспитательных и разв...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Применение информационно-компьютерных технологий как эффективное средство коррекционно-развивающей работы учителя надомного обучения

В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный ...

Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...