Мастер-класс "Искусство игры на деревянных ложках"
план-конспект занятия на тему

Маркеева Александра Николаевна

Данный мастер-класс направлен на приобщение к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass1.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей г.Балашова Саратовской области»

   

Мастер-класс

Искусство игры

на деревянных ложках

  Маркеева Александра Николаевна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦЭВД

 г.Балашова Саратовской области

г.Балашов 2014г.

Цели:

Содержательная: Закреплять и обобщать знания о народном фольклоре.

Деятельностная: Освоение способа и приемов игры на двух ложках.

 Задачи:

  1. Развивать художественный, музыкальный, эстетический вкусы.
  2. Расширять и углублять теоретические знания.
  3. Развивать устойчивое внимание и самоконтроль в процессе исполнения музыкального произведения.
  4. Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, потребность в общении с ней.
  5. Обогащать духовную культуру через игру на народных инструментах.
  6. Формировать усидчивость, внимание.
  7. Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
  • Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

Метапредметные:

  • Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
  • Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкального произведения;
  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
  • Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
  • Развитие духовно- нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к традициям русского народа.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение урока: деревянные ложки, баян, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: репродуктивный, как элемент актуализации знаний; продуктивный - решение продуктивных заданий.

Виды деятельности учащихся:

  1. Игровая
  2. Познавательная
  3. Проблемно-ценностное обучение
  4. Музыкальный материал:

Частушки

Литература и методические пособия:

  • Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов. - М., 1990.
  • Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. - М., Музыка, 1975.
  • Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. - М., Музыка, 1975.
  • Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 1973-82.
  • Паномотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. - М., 1973.
  • Пересада А. оркестры русских народных инструментов. - М., 1985.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Этапы урока

Действия педагога

Действия участников

мастер-класса

1. Мотивация

Здравствуйте! Добро пожаловать, гости дорогие!

Приветствие,

выполнение просьбы

Давно уж я вас дожидаю, без вас речей не

педагога.

начинаю.

Наши предки в старину по осенним вечерам

  собирались вместе, для того, чтобы отдохнуть и

пообщаться. И вот на такие посиделки

приглашаю вас я, Маркеева Александра

-

Николаевна, педагог дополнительного

образования «Центра эстетического воспитания

детей», руководитель ансамбля ложкарей

«Русская мозаика».

Чтобы создать творческую атмосферу нашей

мастерской, я прошу вас накинуть эти красивые

платки на плечи и взять в руки ложки.

Актуализация знаний.

А начнем мы с загадок, которые я приготовила

для вас.

Загадки:

Отгадывание загадок,

Сначала ими щи хлебают, а потом на них

ответы на которые

играют.

помогут узнать, о чём

пойдет речь на мастер-

Они, расписные, по свету славятся. Играть

классе: деревянные

начнёшь - и всем нравится.

ложки - вид

музыкальных

(ответ - ложки)

инструментов.

Догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

(предположения)

Правильно. И речь мы поведем с вами об

истории возникновения деревянных ложек как

народного музыкального инструмента.

познакомимся со способами и приемами игры на

них, а также у вас будет возможность

попробовать себя в роли исполнителей на этом

самобытном народном инструменте.

2. Постановка

Как вы думаете, чему мы будем сегодня

Устные ответы

проблемы.

учиться? (предположения). Вот на эти вопросы

мы с вами сегодня ответим.

Как вы считаете, какую роль в современном

мире занимает такой вид искусства, как игра на ложках? Можно ли считать этот вид искусства современным или забытым? (варианты ответов) Правильный ответ: Это практически забытый вид искусства.

И мало кто из вас, здесь собравшихся, знают, как красиво, захватывающе звучит музыка в исполнении ложкарей. Давайте посмотрим небольшой отрывок в исполнении ансамбля ложкарей «Русская мозаика».

Вам понравилось?

Из сведений, сохранившихся о ложках, ясно одно, что играл на них простой люд. Сойдя со стола, и оказавшихся в руках мастеровых людей они приобрели новую значимость, хлестко отстукивая зажигательные ритмы, сверкая радужной росписью в замысловатых движениях рук исполнителей. И примечательно то, что специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт - различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте.

А вы знаете, кто были первые исполнители на народных инструментах?

А кто такие скоморохи?

Правильно, это бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей.

И я думаю, что каждый из вас со мной согласится, что этот вид искусства незаслуженно забыт. Это проблема. Давайте подумаем, какие варианты решения этой проблемы можно найти?

Нужно создавать как можно больше ансамблей ложкарей.

Игра на ложках - практически забытый вид искусства.

Просмотр видеопрезентации

Ответ - скоморохи.

Устные ответы.

3.Постановка цели.

И сегодня на наших посиделках мы пополним знания о народном фольклоре и попробуем создать ансамбль ложкарей.

Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры?

Устные ответы.

4.Открытие новых знаний

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3

или 4 ложки.

А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приемам.

Способ игры на двух ложках. Исполнитель держит две деревянные ложки одинакового размера в правой руке, зажав ручку одной из них между большим и указательным пальцами, второй между указательным и средним. Ложки повернуты друг к другу выпуклостями. Играют при такой постановке сидя. Удары парой ложек в этом способе игры часто называют хлопками, так как ложки во время удара касаются о левую ладонь или другую точку корпуса своей открытой стороной- емкостью, совершая как бы хлопок.

Сейчас давайте возьмем в руки ложки и попробуем сыграть вместе, повторяя за мной.

В этом способе хлопки совершаются парой ложек о плечи, колени и ступни ног, о левую ладонь (с обеих сторон), о локоть левой руки. Кроме хлопков существуют еще такие приемы игры, как большое и малое тремоло (малое- быстрое чередование ударов между пальцами рук, большое- быстрое чередование ударов между ладонью и ногой), тремоло между коленями, большие и малые дроби (скользящее чередование ударов от руки к правой ноге).

Игра на ложках

5. Реализация проекта.

1

Чтобы наша игра выглядела выигрышнее и интереснее, я предлагаю соединять два вида народного творчества - игру на ложках и пение.

Кто из вас хотя бы раз в жизни исполнял частушку?

А есть среди вас желающие, которые хотели бы спеть?

(Два участника исполняют частушки, остальные играют проигрыши, повторяя движения за педагогом)

(Исполнение частушек под аккомпанемент ложкарей)

Частушки.

Устные ответы.

 Пение частушек, игра

1. Начинаем петь частушки.

на ложках

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем постесняться.

2. Мы частушек много знаем И хороших и плохих. Интересно тем послушать. Кто не знает никаких.

3. Хороша земля цветами, А пшеница колосом. И красива я собой, И завлекаю голосом.

4. Эх, топни нога. Топни правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая.

5. Не смотрите на меня. Что я худоватая. Мама салом не кормила, Я не виноватая.

6. У частушки есть начало, У частушки есть конец. Кто частушки наши слушал, Прямо скажем - молодец!

Сам педагог поёт: Время быстро пролетело. Жаль мне честно говоря. Не забудьте эту встречу. И спасибо ложкарям!

Молодцы. А сейчас оцените свою игру. Все ли у вас получилось?

Устные ответы

Для начинающих музыкантов у вас получилась слаженная игра.

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы сами определили, какова же была тема мастер-класса?

Тема мастер-класса - «Искусство игры на деревянных ложках».

Определяют тему мастер-класса.

6. Итог совместной

А теперь мне бы хотелось услышать ваши ответы на такие вопросы: (на интерактивной

Устные ответы

работы.

доске)

Рефлексия.

Что нового я узнал? Чему научился?

Мне сегодня было:

- сложно:

- интересно:

Вывод: В самом начале вы предлагали мне

всевозможные пути решения того, чтобы игра на

ложках, как вид искусства, не была забыта. И

-

сейчас своим ответом вы подтвердили, что

создание ансамблей ложкарей - это действенное

и правильное решение.

На этом мой мастер-класс заканчивается. Я

говорю вам огромное спасибо за сотрудничество

и надеюсь, что вы также как и я полюбите этот

вид искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

Экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Что за чудо деревянная ложка"

Краткий 20 минутный экскурс в историю деревянной ложки....

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"....

"Изготовление деревянной ложки" презентация.

Данная презентация может быть использована как для урока технологии так и для занятий дополнительного обучения....

: Искусство игры на деревянных ложках

Занятие показывает широкие возможности русской деревянной ложки для интеграции  различных  видов деятельности обучающихся, их музыкального и всестороннего развития, проявления их творческой ...