Правовое просвещение участников образовательного процесса ДОД.
методическая разработка

В данном материале систематизирована информация о целях,  формах правового просвещения участников образовательного процесса в организации дополнительного образования детей. Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, методистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alieva_doklad_po_pravu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-практический семинар
РМО ПДО, 17.04.2014г.

МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Правовое просвещение участников образовательного процесса

Алиева И.И., руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых ОДОД, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.

Под правовым просвещением зачастую понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Но к правовому просвещению следует относить и деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.

Такое понимание представлено в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011 № Пр-1168), утвержденном Президентом РФ. Основными целями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:

1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Таким образом, под содержанием правового просвещения понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость.

Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется в ходе сравнительно-сопоставительного анализа документов.

Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

Участниками образовательного процесса в системе образования  являются обучающиеся, родители и педагоги.

Правовое просвещение детей особенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, но должно начинаться с  более раннего возраста. Правовое просвещение способствует формированию социальной активности обучающихся, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.

При участии различных специалистов в ОДОД может быть организована системная деятельность, ориентированная на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей, правопослушного свободного гражданина, творческого соучастника развития демократического гражданского общества. В этом случае деятельность по правовому просвещению обучающихся включает:

- анализ нормативно-правовых документов различного уровня, обеспечивающих реализацию прав и свобод детей,

- систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения интересов, прав, свобод детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации,

- разработку и реализацию комплексной программы освоения правовых основ всеми участниками образовательной деятельности,

- создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе учебных дисциплин,

- формирование партнерских отношений ОДОД с организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей,

- разработку и реализацию системы мониторинга правовой развитости, воспитанности детей,

- и так далее.

Правовое просвещение родителей нацелено на повышение правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся может быть предполагать:

- формирование у родителей учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества;

- профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;

- на освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;

- развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции, и тому подобное.

Правовое просвещение педагогов направлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса. Деятельность по правовому просвещению педагогов может включать:

- последовательное, осознанное принятие педагогическим коллективом ОДОД идеалов демократического гражданского общества и правового государства,

- активное творческое включение коллектива ОДОД в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования,

- приведение всей нормативно-правовой базы общественно-административного управления ОДОД в соответствие с демократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка,

- систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав, развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в ОДОД.

Правовое просвещение в образовательном учреждении - многоаспектная система деятельности, включающая различные формы деятельности:

- пропаганду права с использованием средств массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет),

- издание печатных материалов по юридической проблематике (стенгазеты, информационные листы, брошюры, комментарии законов и правовой практики);

- совместное изучение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей,

- устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, дискуссии и так далее,

- проведение ролевых и деловых игр, создание проектов, экскурсии в государственные учреждения.

Новый этап развития общества диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.

В следующей таблице приведены варианты организации правового просвещения участников образовательного процесса в ОДОД:

Участники образовательного процесса

Содержание деятельности

Формы работы

1

Обучающиеся

Знакомство с локальными актами ОДОД (Устав, Правила поведения обучающихся, Правила аттестации т.п.).

Беседы, консультации.

Издание печатных материалов (брошюры, информационные листы, стенгазеты).

Лекции.

Проведение ролевых и деловых игр и т.д.

Реализация специальных правоориентированных программ развития детей на базе клубов, творческих объединений.

Все формы, предусмотренные общеобразовательной программой, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с партнерскими  организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей.

Организация правового просвещения обучающихся образовательных учреждений поселка, города, района.

Привлечение обучающихся к государственно-общественным формам управления

Деятельность Управляющего совета ОДОД.

2

Родители

Знакомство с локальными актами ОДОД (Устав, Правила поведения обучающихся, Правила аттестации т.п.).

Родительские собрания.

Беседы, консультации.

Издание печатных материалов (брошюры, информационные листы, стенгазеты).

Лекции.

Привлечение родителей к государственно-общественным формам управления

Деятельность Попечительского совета, Управляющего совета ОДОД, родительского комитета творческого объединения и т.д.

3

Педагоги

Изучение нормативных актов, регламентирующих деятельность в конкретной образовательной организации (Устав, коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка и т.д.).

Самостоятельное изучение.

Посещение курсов повышения квалификации.

Консультации со специалистами.

Педагогические советы.

Учебно-практические семинары.

Деловые игры и т.д.

Изучение нормативных актов, регламентирующих педагогическую деятельность в целом (федеральных, региональных, муниципальных законов, приказов, распоряжений и т.д.).

Привлечение педагогов к государственно-общественным формам управления

Деятельность педагогического совета, методического совета, аттестационной комиссии, Попечительского совета, Управляющего совета ОДОД и т.д.

В завершение отметим, что правовое просвещение, организованное в образовательном учреждении, служит росту общей юридической культуры и образованности педагогов, детей и их родителей, направлено на становление гражданского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...

Памятка по правовому воспитанию участников образовательного процесса

В настоящее время актуальной проблемой является правовая безграмотность среди подростков и родителей. Проводимая школой работа по профилактике девиантного поведения учащихся порой является единственны...

Проект «Уполномоченный по правам ребенка как основное звено правового просвещения участников образовательного процесса».

Проект«Уполномоченный по правам ребенка как основное звено правового просвещения участников образовательного процесса»....

Формирование правовой культуры участников образовательного процесса (из опыта работы учителя)

Анализ работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса для выступления на семинаре правозащитников, проводился по инициативе представителя Уполномоченного по правам человека в Мо...

"Правовое просвещение участников образовательных отношений.

Практико-значимая работа, целью которой является знакомство с различного вида  технологиями  педагогического сотрудничества педагогических работников образовательных организаций с участникам...

Методические рекомендации педагогическим работникам по организации правового просвещения участников образовательного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам по организации правового просвещения участников образовательного процесса...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...