программа профессионального самообразования
проект на тему

Попова Ирина Алексеевна

В работе изложен материал по самообразованию учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_samoobrazovaniya.zip29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

профессионального самообразования

учителя русского языка и литературы

МОУ Ручевской средней общеобразовательной школы

Поповой Ирины Алексеевны

Пояснительная записка

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической и педагогической культуры в образовательном процессе систематически прохожу курсы повышения квалификации по предметам русский язык и литература, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Программа разработана в соответствии с Программой развития МОУ Ручевской СОШ на 2010-2015 гг.

Актуальность темы

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Тема самообразования: Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода.

Цели:

  • обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
  • развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование  общих и специальных учебных умений;
  • ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы  в изучении русского языка, литературы;
  •  формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

Задачи:

  • Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка и литературы.
  • Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ.
  • Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ЕГЭ и ГИА путем использования современных образовательных технологий.
  • Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Сроки реализации: 2013-2015 гг.

Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, поставила перед собой вопросы по самообразованию.

Перечень вопросов по самообразованию:

  1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
  2. Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
  3. Распространение педагогического опыта на муниципальном и республиканском, федеральном уровнях (создать персональный сайт, который регулярно обновлять).
  4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
  5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
  6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса во всех классах.
  7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
  8. В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
  9. Продолжать работу над развитием навыков использования учащимися ИКТ и справочной литературы на уроках русского языка и литературы.
  10. Разработать программы элективного курса предпрофильной и профильной подготовки для 9, 10-11 классов.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.

Этапы реализации программы:

№/№

Этапы

Содержание работы

сроки

Практическая деятельность

I.

Диагностический

Изучение литературы по теме и имеющегося опыта

Август-

Октябрь

2013г.

1.Изучение литературы.

2.Подписка на методическую литературу.

3.Курсы повышения квалификации.

4.Выступление на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла.

II.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач.

3.Прогнозирование результатов.

Сентябрь– октябрь 2013г.

Создание программы профессионального самообразования.

III.

Практический

1.Применение новых образовательных технологий в образовательном процессе.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2013 – 2015 гг.

Целенаправленная работа по программе.

IV.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2014, 2015 гг.

1.Выступление на заседании МО школы.

2.Участие и результаты на районных, республиканских, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

      Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования по русскому языку и литературе.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и  через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег

10. Выступать с докладами, с творческим отчетом.

Программы и

учебно-тематические

планы.

Учебные рабочие программы,

тестирующие

программы,

Методико-дидактические

 материалы

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

 План мероприятий по реализации программы профессионального самообразования.

№/№

План мероприятий

Примерные сроки реализации

I.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2013– 2015

 

Прохождение курсов повышения квалификации

2013

Аттестация на высшую квалификационную категорию

2014

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания.

2013-2015

Участие в профессиональных встреча, семинарах, конференциях педагогического актива школ района, республики

2013-2015

 

Участие в экспертных комиссиях по аттестации педагогических кадров района, в комиссиях предметных олимпиад, по проверке пробных экзаменов в 9, 11 классах, по проверке экзаменационных работ участников ОГЭ и ГВЭ по русскому языку.

2013-2015

II.

Использование современных образовательных технологий.

Использование возможностей Интернет на уроке.

постоянно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

постоянно

Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе.

Систематич.

 

Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по применению инновационных образовательных технологий:

1) системно-деятельностный подход в обучении;

2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов);

3) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов;

4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков;

5) проекты на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе по предметам.

2013-2015

 

 

  

 

 

Широкое использование на уроках русского языка и литературы электронных учебников «Фраза», «Student», «1С Репетитор «Русский язык», «Готовимся к ЕГЭ».

2013-2014

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2014-2015

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на занятиях ММО, РМО, педсовете, конференции:

1.«Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»;

2. «Организация проектно-исследовательской работы по предметам русский язык и литература»;

3. «Использование здоровьесберегающих технологий через отдельные темы на уроках русского языка и литературы»;

4. Мультимедийная презентация «Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за истекший учебный год»;

5. «Портфолио учителя»;

6. «Организация урока русского языка и литературы в форме учебной деятельности».

7. «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы».

2013

2013

2014

ежегодно

2013

2014

2015

Проведение творческого отчета на занятии ШМО учителей русского языка и литературы.

2015

Профессиональные публикации.

 2014-2015

Составление и реализация авторских программ в предпрофильной подготовке и профильном обучении:

1.Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

2.Стилистика. Культура речи.       

 3.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

 2013-15

 

Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования

2014 

Оформление портфолио.

2013-2015

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2013-2015

Проведение открытых уроков и мастер-классов на уровне школы и района

2013-2015

IV.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в профессиональных конкурсах на районном и республиканском уровнях:

1.«Лучший педагогический проект» номинация «Проект системы работы с одаренными детьми по предметам русский язык и литература»

2. «Апрельская волна» номинации «Образцовый урок русского языка», «Образцовый урок литературы».

2013-2015

Участие в научно-практических конференциях педагогических работников

2013-2015

V.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ  

2014

Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

2013-2015

Создать условия для участия особо одаренных детей в в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

2013-2015

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном,  республиканском и всероссийском  уровне.

2013-2015

Вовлекать больше обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

2013-2015

 

Совершенствовать работу с обучающимися в профильном обучении и предпрофильной подготовке.

2006-2010

 

Проведение предметных недель по русскому языку и литературе

 ежегодно

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий

ежегодно

Ожидаемые результаты: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

  1. Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов русский язык и литература;
  2. Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
  3. Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать электронный комплект педагогических разработок;
  4. Создать и вести персональный сайт учителя в Интернете;
  5. Выступать с докладами, участвовать в конкурсах с самообобщением опыта;
  6. Обобщать опыт по исследуемой теме.

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий;
  • уровень обучаемости и обученности школьников;
  • Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
  • Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
  • Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионального самообразования...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка

Программа профессионального самообразования  учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. МБОУ «СОШ» пгт. Синдор на 2014 – 2017 гг.

Программа профессионального самообразования  учителя английского языка Нестерук Е. В. Тема  самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развити...

Программа профессионального самообразования

Данная публикация посвящена программе самообразования, рассчитанного на 2 года (этапа). Сформулированы: актуальность программы, цели и задачи; указаны основные направления работы: по профессии, в обла...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...