Образовательная программа дополнительного образования детей "Волшебный мир бумаги"
рабочая программа (5 класс) по теме
Авторская программа , комплексная. Включает в себя различные техники работы с бумагой: квиллинг(бумагокручение), пейп-арт(аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками), бумагопластика, плоскостное и объемное торцевание, работа с гофркартоном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_sayta_ivanova_g.yu_.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Утверждена приказом № от
МБОУ ДОД ЦДТ
Директор__________Е.А.Корчагина
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Номинация: художественная
Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации: 4 года
Автор: Иванова Галина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Ярцево
2010 год
Визитная карточка программы
«Волшебный мир бумаги»
Направление программы | Художественная |
Направление образовательной деятельности | Дополнительное образование |
Предмет изучения | Работа с бумагой ( квиллинг, торцевание, бумагопластика) |
Автор | Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Иванова Галина Юрьевна |
Тип программы | Авторская |
Вид программы | Учебно-познавательная, общеразвивающая |
Статус программы | Дата утверждения программы - 2011 год |
Продолжительность обучения | 4 года |
Возраст учащихся | 7 – 15 лет |
Форма проведения занятий | Фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная |
Предметом изучения программы является бумага, с ее неограниченными художественными возможностями, многообразием свойств и техник работы с нею.
Содержание программы охватывает широкий спектр работы с бумагой: от небольших цветочных композиций до сложных сюжетных работ: от простого к сложному ребята постигают азы мастерства.
Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. И в этом основная задача нас, педагогов.
Пояснительная записка
Бумага- первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях? Именно эти вопросы и поможет решить самая обыкновенная и всем знакомая бумага.
Программа предусматривает обучение таким техникам работы с бумагой, как: «квиллинг» (ему отводится 80% объема программы), «бумагопластика», «плоскостное и объемное торцевание», пейп-арт (аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками). Эти техники очень органично сочетаются между собой, делая работы художественно интересными и насыщенными.
«Волшебный мир бумаги» - так называется курс. Он предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно- эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Актуальность программы:
Актуальность программы состоит в том, что педагог рассматривает квиллинг, как дисциплину, которая дает возможность воспитаннику сформировать устойчивую мотивацию к познанию, научиться находить знания в литературе, методических пособиях; используя эти знания, анализировать собственные действия. Все это в совокупности даст ребенку возможность решать поставленные перед ним задачи или осуществлять собственный замысел.
Актуальность данной программы – практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать художественное изделие для украшения интерьера или в качестве подарка и т. д.
Новизна программы заключается в следующем:
*в использовании новых современных технологий;
*в тесном переплетении в содержании различных техник и способов работы с бумагой;
*в знакомстве с новыми материалами, которые упрощают процесс изготовления и выигрывают в декоративности.
Педагогическая целесообразность:
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях автор программы видит в развитии творческих способностей ребенка, в развитии творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитании трудолюбия, интереса к практической деятельности, рад трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.
Одним из наиболее значимых положительных результатов этого вида творчества является развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, а это, как известно, связано непосредственно с развитием речи и интеллекта в целом.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления работ.
Отличительные особенности программы:
Программа «Волшебный мир бумаги» авторская. Она стала результатом углубленного изучения и освоения автором множества техник работы с бумагой, изучения программ дополнительного образования по работе с бумагой других авторов. Предлагаемая программа представляет собой обобщение и усовершенствование известных и мало известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
Отличительной особенностью данной программы является комплексное сочетание различных техник работы с бумагой: квиллинг, бумагопластика, торцевание, пейп-арт (аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками). Комплексный подход при выборе техник в процессе создания работ дает неограниченные художественные возможности и способствует улучшению эстетического восприятия изделий.
Отличительной особенностью программы можно считать и то, что на каждом занятии уделяется время здоровье сберегающим приемам: физкультминутки, гимнастика для рук. Практическая работа всегда сопровождается слушанием легкой классической музыки или записей со звуками природы (шум прибоя, пение птиц…). В результате этого у детей выравниваются психо-моторные процессы, улучшается поведение, а это, в свою очередь, влияет на качество и продуктивность работы.
Цель образовательной программы
«Волшебный мир бумаги»:
Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Реализующие эту цель задачи можно разделить на:
образовательные, развивающие, воспитательные:
Образовательные задачи:
*формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
*отрабатывать практические навыки работы с инструментами; *осваивать навыки организации и планирования работы;
*знакомить с основными знаниями в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
* познакомить детей основными понятиям и базовыми формами квиллинга;
* формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивающие задачи:
*развить образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
*развить художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
*развить внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
*развить творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
* развитие мелкую моторику рук и глазомер;
Воспитательные задачи:
*формировать стремление сделать что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе;
*формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
*создать комфортную среду между педагогом и воспитанниками;
*воспитывать любовь к родной стране, ее обычаям и особенностям;
* воспитывать интерес к искусству квиллинга;
* формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
* учить аккуратности, бережному отношению к материалам и оборудованию.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа с каждой группой учащихся.
1-й год обучения – 216 часов, с группой детей 10-12 человек;
2 – год обучения – 216 часов, с группой 8-10 человек;
3 – год обучения –216 часов, с группой 6-8 человек.
4- год обучения – 216 часов, с группой 6-8 человек;
На занятиях сочетаются усвоение теоретических знаний с выполнением практических заданий, как индивидуальных, так и коллективных.
Возрастные особенности учащихся
В реализации программы участвуют ребята в возрасте 7-15 лет. В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно.
Психолого-педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме освоить технику работы с бумагой, умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции. Не у всех детей эти навыки развиты одинаково хорошо. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку приобрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их. -
Младший и средний возраст это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но у детей младшего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, нет точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, нарезание полосок, закручивания полосок в рол- ребенок развивает мелкие и точные движения рук.
Формы и режим организации занятий
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога меняется по мере овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на этих этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Ожидаемые результаты по итогам курса обучения:
По итогам курса обучения по программе «Волшебный мир бумаги» учащиеся будут владеть:
следующими знаниями:
- Знать основные и базовые формы квиллинга;
- Знать историю квиллинга и историю происхождения бумаги;
- Знать технологию изготовления цветов из различных материалов;
- Знать терминологию квиллинга и торцевания;
Расширить свои познания о мире цветов и растений в целом
следующими умениями и навыками:
- практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги;
- умением грамотно работать с инструментами, опираясь на правила техники безопасности;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы;
- создавать изделия, следуя инструкционным картам;
- овладеют навыками культуры труда;
- проводить анализ и самоанализ коллективных и личных работ;
- самостоятельно выбирать технику исполнения тех или иных деталей, планировать свою работу, продумывать варианты авторского оформления.
- улучшат свои коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы:
В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися навыков и умений, предусмотренных программой.
Это контролируется путем: наблюдения, тестирования, творческих
и практических заданий, зачетных работ, выполнения творческого проекта:
- текущий контроль знаний : путем устного опроса ( индивидуального и группового);
- текущий контроль умений и навыков: в процессе наблюдения за индивидуальной работой ребенка;
- тематический контроль: после изучения тем;
- итоговый контроль;
- самоконтроль;
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
- внешний вид изделия;
- соблюдение технологий;
- аккуратность и эстетический вид;
- самостоятельные творческие замыслы.
Основными формами подведения итогов являются:
- составление фотоальбомов лучших работ;
- помещение лучших работ на выставку в кабинете;
- выставки работ обучающихся на родительских собраниях и массовых мероприятиях;
- участие в районных, областных и итоговых выставках детского творчества;
- участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах детского творчества.
Показателем работы коллектива за год является:
наличие результатов: грамот, дипломов, сертификатов за участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2. | Как родилась бумага | 6 | 2 | 4 |
3. | Базовые и основные формы квиллинга | 27 | 3 | 24 |
4. | Изготовление простейших цветов | 24 | 1 | 17 |
5. | Изготовление композиций из простейших цветов | 18 | 1 | 17 |
6. | Изготовление бахромчатых цветов | 18 | 1 | 17 |
7. | Изготовление композиций из бахромчатых цветов | 18 | 1 | 17 |
8. | Работа с гофрокартоном | 12 | 1 | 11 |
9. | Объемное торцевание | 12 | 1 | 11 |
10. | Плоскостное торцевание | 18 | 1 | 17 |
11. | Изготовление подарков и сувениров | 36 | 3 | 33 |
12. | Коллективная работа | 3 | 1 | 2 |
13. | Викторины, конкурсы, соревнования, массовые мероприятия | 18 | 2 | 16 |
14. | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 216 | 20 | 196 |
-
Учебно-тематический план
Второй год обучения.
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2. | Изготовление цветочных композиций | 27 | 2 | 25 |
3. | Изготовление сложных цветов | 42 | 4 | 38 |
4. | Ее величество Роза | 48 | 4 | 44 |
5. | Изготовление композиций из сложных цветов | 63 | 3 | 60 |
6. | Изготовление сувениров | 12 | 1 | 11 |
7. | Конкурсы, соревнования, массовые мероприятия | 18 | 1 | 17 |
8. | Итоговое занятие | 3 | 2 | 1 |
ИТОГО: | 216 | 18 | 198 |
Учебно-тематический план.
Третий год обучения
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2. | Изготовление сложных цветов с посадкой на конус | 72 | 5 | 67 |
3. | Изготовление композиций из сложных цветов | 78 | 2 | 76 |
5. | Бумагопластика: «Вазы» | 6 | 1 | 5 |
4. | Техника «Пейп – арт» | 27 | 2 | 25 |
6. | Изготовление сувениров к праздникам | 15 | 1 | 14 |
7. | Конкурсы, соревнования, массовые мероприятия. | 12 | 1 | 11 |
8. | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 216 | 14 | 202 |
Учебно-тематический план
Четвертый год обучения.
№п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 |
2. | Квиллинг на расческе | 30 | 5 | 25 |
3. | Контурный квиллинг | 15 | 2 | 13 |
4. | Изготовление ваз для композиций | 9 | 3 | 6 |
5. | Углубление рамок | 3 | 2 | 1 |
6. | Изготовление цветов в технике «влажная бумага» | 30 | 5 | 25 |
7. | Изготовление сложных сюжетных композиций | 114 | 10 | 104 |
8. | Подготовка к конкурсам, соревнованиям | 9 | 1 | 8 |
9. | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 216 | 31 | 185 |
Методическое обеспечение
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Учебный процесс строится на основании педагогических диагностик. С этой целью в начале учебного года проводится проверка уровня подготовленности детей к усвоению программы. На основании полученных данных строится дальнейшая индивидуальная работа с детьми. Детям, у которых навыки развиты слабо уделяется повышенное внимание, даются рекомендации родителям, вносятся коррективы в программу индивидуального обучения. К концу года, как правило, наблюдаются положительные результаты благодаря созданию ситуации успеха.
Тематика занятий составлена с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа строится с учетом интересов и потребностей детей с тем, чтобы каждая встреча педагога с детьми была радостной и приятной. Детям предлагаются дифференцированные карточки-задания, инструкционные карты-схемы, выбор видов деятельности на занятиях, высказывание оценочных суждений, коллективный анализ работ товарищей. Все это позволяет сделать занятия разнообразными, яркими, запоминающимися.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры- задания, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается перед каждой новой работой.
Выполнение творческих заданий на темы сказок способствуют развитию воображения и фантазии у ребят, позволяет выявлять не только индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Одним из эффективных средств обучения и воспитания являются организационно-массовые мероприятия с детьми, где они окунаются в атмосферу праздничного детства, сопричастности ко всему происходящему, имеют возможность общаться, развлекаться, обмениваться впечатлениями. Это способствует сплочению детского коллектива.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки детского творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов.
Музыкальное сопровождение также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно- методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Этапы педагогического контроля
Первый год обучения.
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы подведения итогов |
1. | Сентябрь | Области интересов и склонностей. Уровень ЗУН | Тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения. |
2. | Октябрь- апрель | Освоение материала по темам, творческий потенциал, оценка самостоятельности. | Творческие и практические задания, наблюдение, тестирование, индивидуальные задания. |
3. | Май | Успешность выполнения учащимися учебно-тематического плана | Выставка работ. |
Этапы педагогического контроля
Второй год обучения.
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы подведения итогов |
1. | Сентябрь | Уровень ЗУН по программе 1 года обучения. | Тестирование, анкетирование, Творческие задания. |
2. | Октябрь- апрель | Освоение материала по темам, творческий потенциал, оценка самостоятельности. | Творческие и практические задания, наблюдение, тестирование, индивидуальные задания. |
3. | Май | Успешность выполнения учащимися учебно-тематического плана, уровень творческого роста. | Зачетные творческие работы, выполнение творческого проекта. |
Этапы педагогического контроля
Третий год обучения
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы подведения итогов |
1. | Сентябрь | Уровень ЗУН по программе 2 года обучения. | Творческие задания, наблюдение. |
2. | Октябрь- апрель | Творческий потенциал учащихся, оценка самостоятельности, способность к самоконтролю. | Наблюдение, творческие задания, участие в выставках, конкурсах, проектная деятельность.. |
3. | Май | Контроль выполнения поставленных задач, уровень творческого роста. | Зачетные творческие работы, выполнение творческого проекта, выставка работ, участие в конкурсах разного уровня. |
Этапы педагогического контроля
Четвертый год обучения
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы подведения итогов |
1. | Сентябрь | Уровень ЗУН по программе 3 года обучения. | Творческие задания, наблюдение. |
2. | Октябрь- апрель | Творческий потенциал учащихся, оценка самостоятельности, способность к самоконтролю. | Наблюдение, творческие задания, участие в выставках, конкурсах, проектная деятельность. |
3. | Май | Контроль выполнения поставленных задач, уровень творческого роста. | Зачетные творческие работы, выполнение творческого проекта, выставка работ, участие в конкурсах разного уровня. |
Список литературы, используемый педагогом
при работе над программой:
1.Н. Алексеевская. Волшебные ножницы. – М., Лист. 2007 г.
2. А. Быстрицкий. Бумажная филигрань.- М., Прогресс, 2009г.
3. С. И М. Букины. Волшебство бумажных завитков. - Минск, «Полымя», 2008г.
4. Л. Васильева. Уроки занимательного труда. – М., Педагогика, 2004 г.
5. Л.С.Выгодский. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., Просвещение., 2005г.
6. В.В. Выгонов. Изделия из бумаги. – Издательский дом МС., 2006 г.
7. Д.Дженкинс. Узоры и мотивы из бумажных лент. – « Контент»,2006г.
8. Д.Джекинс. Цветы из бумажных лент. – « Контент», 2006г.
9. Д. Кординал. Узоры из бумажных лент. - М., «Прогресс», 2011г.
10И.И.Кобитино. Работа с бумагой, поделки и игра. – М., Творческий центр «Сфера», 2007 г.
11. М.И.Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль. «Академия развития», 2004 г.
Список литературы, рекомендуемой детям:
- Л.Васильева. Уроки занимательного труда. – М. , Педагогика, 2004 г.
- Г.И, Довженко. 100 поделок из бумаги. – Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М. ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004г.
- Г.М.Корнеева. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. – СПБ «Кристалл,2005г.
- М.И. Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль, Академия развития,2004г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей « Игрушки из бумаги » Для детей 9-16 лет и старше.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.Одним из видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...