Программа внеурочной деятельности
проект на тему

Попова Ирина Алексеевна

По данной программе учителя русского языка и литературы могут запланировать работу внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.zip30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

учителя русского языка и литературы

МОУ Ручевской средней общеобразовательной школы

Поповой Ирины Алексеевны

Пояснительная записка

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у нерусских учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.

Программа внеурочной деятельности разработан на основе Проекта системы работы с одаренными детьми методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ Ручевской средней общеобразовательной школы, принятого на 2013-2015гг.

Задачи внеклассной работы в школе.

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это кружки русского языка и литературы, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов.
         С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

  • Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета
  • Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
  • Расширение запаса знаний школьников:
  • А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи
  • Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.
  • Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.
  • Выявление особо одарённых детей и развитие их творческих индивидуальных способностей.
  • Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе.

   В основе организации внеклассной работы по русскому языку в национальной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку. Основными из них являются следующие:

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необходимо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для речевой практики.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное  как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским языком, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Формы реализации внеурочной деятельности учащихся

по русскому языку и литературе

С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении на заседании ШМО разрабатывается план для проведения мероприятий по внеклассной работе по предметам русский язык и литература. Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемым предметам. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании.
        Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе:

  • Литературно-музыкальные композиции
  • Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны
  • Стенная печать, публикации в СМИ
  • Экскурсии  в музеи, театры; походы
  • Встречи с интересными людьми
  • Участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней
  • Проекты и исследования
  • Предметные недели
  • Кружки
  • Олимпиады

Содержание внеклассной работы

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология. Эти внепрограммные вопросы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому  главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Сроки реализации программы: 2013-2015гг.

План мероприятий по реализации программы:

№/№

Мероприятия

Предварительные сроки

I.

Работа с обучающимися во внеурочное время

1.Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества по предметам русский язык и литература. Участие в районных, республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях.

в течение всего периода

2. Проведение школьных олимпиад, участие в муниципальных и республиканских олимпиадах.

октябрь-декабрь 2013, 2014

3.Участие учащихся в дистанционных, сверхпрограммых олимпиадах и конкурсах:

«Олимпус»,

«Всероссийские предметные олимпиады» центра поддержки талантливой молодежи,

«Детство без границ»

декабрь, февраль

2013-2015гг.

4. Организация работы кружка «Поэтическое слово»

2013-2015гг.

5. Проведение предметных недель и декад, конкурсов проектных и исследовательских работ.

февраль 2014г.,

ноябрь 2014г.

6. Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми.

систематически

7.Организация работы дополнительных занятий с учащимися.

систематически

 8.Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

по мере необходимости

9.Участие в школьном конкурсе «Ученик года»

2014-2015гг.

10.Оформление новой оценочной деятельности учащихся -  «Портфолио»

систематически

11. Организация работы по предпрофильной подготовке, факультативов, элективов.

2013-2015гг.

12. Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.)

март-апрель 2015г.

13.Посещение театров и музеев в каникулярное время

январь, март 2014,  2015г.

14.Проведение литературного марафона, посвященного к 70-летию Великой Победы («Поэзия войны»).

апрель-май 2015г.

15.Организация системы проектной и исследовательской работы школьников.

2013-2014гг.

II.

Использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности

1. Использование инновационных технологий

систематически

2. Использование Интернет-технологий во внеурочной работе

систематически

3.Составление мультимедийных презентаций для проведения внеклассных мероприятий

в течение всего периода

4.Размещение информации о внеурочной работе в сети Интернет

конец учебного года, 2015г.

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта по внеурочной деятельности

1.Систематическое обновление персонального сайта-страницы

систематически

2. Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы.

конец учебного года

3. Участие в семинарах и конференциях для педагогов по вопросам внеурочной деятельности.

по графику

4. Сбор, оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы по внеурочной деятельности;

- детские достижения (стихи, фотографии, сочинения, выпуск стенгазет).

2015г.

5.Итоговой мониторинг работы по программе. Рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме.

Творческий отчёт из опыта работы.

2015г.

6. Выступление на курсах повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по теме «Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе».

октябрь 2014г.

7.Профессиональные публикации.

8. Оформление новой оценочной деятельности учителя -  «Портфолио»

2013-2014гг.

9.Создание собственного сайта и размещение информации об опыте работы.

2014г.

IV.

Повышение квалификации по внеурочной работе

1. Изучение, обобщение  и распространение передового педагогического опыта по данному направлению.

систематически

2. Использование материалов российских сайтов в Интернете.

по мере необходимости

3.Изучение методической литературы в Интернет и профессиональных журналах и газетах.

В течение всего периода

4.Участие в комиссиях предметных олимпиад.

V.

Работа с родителями.

1. Целенаправленная работа с родителями по их вовлечению во внеурочную деятельность.

систематически

Ожидаемые результаты:

  1. Совершенствование форм внеклассной работы по предметам русский язык и литература, внедрение новых образовательных технологий во внеурочную работу;
  2. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку и литературе;
  3. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью по русскому языку и литературе;
  4. Разработка методических материалов по внеурочной работе;
  5. Расширение и углубление запаса знаний учащихся, формирование лингвистической компетенции, совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Литература

  1. Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965.
  2. С. В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов-на Дону, 2010.
  3. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.: «Просвещение», 1985.
  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.

Интернет – ресурсы:

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/vneurochnaya-deyatelnost/item/3316-lozovaya-m-v-785656

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/24/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-russkomu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...