Комментарий к "Жизненым правилам для музыкантов" Роберта Шумана.
статья по теме
Очень жаль, что афоризмы великого немецкого композитора очень давно не переиздавались в России- не секрет, что уже выросло несколько поколений музыкантов, которые знают о них " понаслышке". Очень жаль, поскольку этот труд способен раскрыть глаза на очень многое. что скрыто от глаз начинающих и о чём, порой , забывают современные педагоги. Прочитав «Жизненные правила для музыкантов» Роберта Шумана, очень захотелось добавить к некоторым свои комментарии, осовременить их. Такой вариант я представила своим ученикам, которые с удовольствием слушали и размышляли вслух вместе со мной об актуальности высказываний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час на тему " Жизненные правила для музыкантов " Р. Шумана. | 68.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роберт Шуман
Жизненные правила для музыкантов
( с комментариями автора статьи)
Прочитав « Жизненные правила для музыкантов» Роберта Шумана, очень захотелось добавить к некоторым свои комментарии, осовременить их. Такой вариант я представила своим ученикам, которые с удовольствием слушали и размышляли вслух вместе со мной об актуальности высказываний. Итак:
Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают. Комментарий: мир полон звуков, не лишай себя возможности услышать его, надевая в уши наушники с рок музыкой или включая фоном музыку, когда играешь в компьютер!
Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой. Комментарий: на одних гаммах не станешь великим музыкантом, расширяй свой творческий потенциал- слушай музыку, играй с листа, выучивай произведения разных эпох.
Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера! Изучи как можно раньше основные законы гармонии. Комментарий: развивай чувство ритма, слушай классическую музыку. Иногда играй с метрономом. Но только те произведения, которые можно( н-р: инструктивные этюды).
Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т.п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же. Комментарий :полистай ( и почитай) музыкальный словарь- в нём столько интересного! И от косноязычия избавишься, и кругозор расширишь.
Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине. Комментарий: не трать понапрасну время на пустое наигрывание пьесы. Сел заниматься- делай это с умом и качественно!
Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно играть трудные. Комментарий: не прыгай выше головы: если знаешь, что справишься с пьесой- бери. А нет- дорасти!
Всегда проявляй заботу о чистоте настройки своего инструмента. Комментарий: игра на фальшивом инструменте как ходьба по грязной дороге, только в грязи не ноги- а уши!
Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию. Комментарий: проникнись пьесой, пусть она живёт в тебе, как часть тебя, тогда отдача будет выше!
Старайся, даже если у тебя не большой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо. Комментарий: пой, пой, пой! Проси педагога научить тебя интонировать чище.
Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами. Комментарий: развивай внутренний слух, для этого можно сначала слушать музыку с нотами. А потом её же без нот.
Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает. Комментарий : будь в музыке, это поможет тебе избежать ненужного волнения и исполнять произведение достойно!
Играй всегда так, словно тебя слушает мастер. Комментарий: не позволяй себе выкладываться на половину, музыка достойна того, что б её играли с душой!
Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами. Комментарий: учись делать быстрый анализ – тональность, форма, секвенции, повторяющиеся эпизоды и т.д.помогут тебе с лёгкостью справиться с читкой.
Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не насилуй себя больше. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости. Комментарий: лучше час позаниматься в удовольствие и в полную силу, чем два часа мучить себя и окружающих бренчанием на инструменте.
Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете. Комментарий: не трать понапрасну время, на то, что не несёт никакой эстетической ценности.
На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь. Комментарий: никакая современная музыка не заменит классическое наследие!
Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени. Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров. Комментарий: если ты имеешь мало опыта не стесняйся спросить у педагога, он твой наставник и его работа- помочь тебе достигнуть высшей ступени мастерства.
Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы. Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы. Комментарий: помни, профессор в зале «страшнее», чем полный зал любителей!
Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. Это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам. Комментарий: игра в ансамбле- это не только совместное музицирование, но и развитие общечеловеческих качеств, н-р таких, как умение подставить «плечо», поддержать и др.
Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте. Комментарий: будь скромен, не пытайся затмить своего партнёра будь то ансамбль или оркестр. Играй свою роль добросовестно и дай другим играть.
Играй усердно фуги больших мастеров, особенно Иог. Себ. Баха. "Хорошо темперированный клавир" должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом. Комментарий: если тебе удастся справиться с несколькими фугами достойно, тебе уже не страшно никакая « мелкая» полифония. Все полифонические дороги идут от Баха.
Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты. Комментарий: чтобы совершенствоваться – нужно тянуться к лучшему, а не к посредствеенному.
Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Чаще бывай на лоне природы. Комментарий: чтобы отдаваться музыке полностью, нужно иногда от неё отдыхать.
Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность. Комментарий: действительно, петь верхний или нижний голос намного легче, чем средний. Он требует большего слуха и умения.
Но что значит быть музыкальным? Ты немузыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты немузыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы,- остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкален, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть,- словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове и в сердце. Без комментария!
Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску. Комментарий: это пригодится тебе, когда нужно в фортепианном произведении показать, н-р, тембр виолончели или др.
Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу. Комментарий: а ещё и хороших исполнителей!
Не суди о сочинении, прослушав его один раз; то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным лишь в глубокой старости. Комментарий: первое впечатление часто обманчиво.
Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше - значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот. Комментарий: если в тебе просыпается маленький композитор- не гони его!
Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал - она также подействует и на других. Комментарий: если ты вытягиваешь из себя гармонии и мелодию, значит зря тратишь время. Музыка идёт из души!
Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность. Комментарий: и поможет на уроках солфеджио!
Старанием и выдержкой ты всегда достигнешь более высокого. Комментарий: легко даётся только гениям, но и они платят порою слишком дорого за свой талант.
Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Становись все более крупным художником, остальное придет само собою. Комментарий: если ты ждёшь от искусства только доход, то часто тебе придётся разочаровываться, настоящая музыка- не бизнес.
Ученью нет конца. Комментарий: «Век живи- век учись!»
Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили. Комментарий: то же касается исполнителей. К сожалению…
Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись. Комментарий: настоящий музыкант слишком воспитан, чтобы «набивать себе цену».
Ты должен любить не только одного мастера. Их было много. Комментарий: любимый композитор- это хорошо, но не забывай исполнять и других.
Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка. Комментарий: нельзя построить дом без фундамента.
Автор статьи: Малых Наталья Сергеевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние шума и музыки на живые организмы
Паспорт проектной работы "Влияние шума на жмвые организмы". Образовательный проект, в рамках предмета – физика, расчитан на возрастную группу учащихся 14-15 лет. Тип проекта:информаци...
Классный час "Твори добро без шума"
Данная разработка актуальна т.к. в числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Разработкой классного часа могут воспользоваться...
этнографический проект "О ЧЁМ ШУМИТ САМОВАР"(комплект)
КОМПЛЕКТ ВКЛЮЧАЕТ: 1.ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА...
Клара и Роберт Шуманы
Данный материал используется при изучении темы "Первая любовь" в 10 классе....
Влияние школьного шума на работоспособность учащихся
Исследовательская работа выполнена учеником 8 класса....
Влияние школьного шума на работоспособность учащихся
Презентация к исследовательской работе...
Влияние школьного шума на работоспособность учащихся
Опросник и буклет к исследовательской работе...