Комментарий к "Жизненым правилам для музыкантов" Роберта Шумана.
статья по теме

Малых Наталья Сергеевна

Очень жаль, что афоризмы великого немецкого композитора очень давно не переиздавались в России- не секрет, что уже выросло несколько поколений музыкантов, которые знают о них " понаслышке". Очень жаль, поскольку этот труд способен раскрыть глаза на очень многое. что скрыто от глаз начинающих и о чём, порой , забывают современные педагоги.  Прочитав        «Жизненные правила для музыкантов» Роберта Шумана, очень захотелось добавить к некоторым свои комментарии, осовременить их. Такой вариант я  представила своим ученикам, которые с удовольствием слушали и размышляли вслух вместе со мной об актуальности высказываний.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                             

                                           Роберт Шуман               

                                  Жизненные правила для музыкантов 

                                      ( с комментариями автора статьи)

http://bp3.blogger.com/_H0bQGX340g8/R_ZvCjYZlwI/AAAAAAAAAes/g_g-5ngIcNI/s200/shuman.gif           

Прочитав « Жизненные правила для музыкантов» Роберта Шумана, очень захотелось добавить к некоторым свои комментарии, осовременить их. Такой вариант я  представила своим ученикам, которые с удовольствием слушали и размышляли вслух вместе со мной об актуальности высказываний. Итак:

Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают. Комментарий: мир полон звуков, не лишай себя возможности услышать его, надевая в уши наушники с рок музыкой или включая фоном музыку, когда играешь в компьютер!

Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.
Комментарий: на одних гаммах не станешь великим музыкантом, расширяй свой творческий потенциал- слушай музыку, играй с листа, выучивай произведения разных эпох.

Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера! Изучи как можно раньше основные законы гармонии.
Комментарий: развивай чувство ритма, слушай классическую музыку. Иногда играй с метрономом. Но только те произведения, которые можно( н-р: инструктивные этюды).

Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т.п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.
Комментарий :полистай ( и почитай) музыкальный словарь- в нём столько интересного! И от косноязычия избавишься, и кругозор расширишь.

Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.
Комментарий: не трать понапрасну время на пустое наигрывание пьесы. Сел заниматься- делай это с умом и качественно!

Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно играть трудные.
 Комментарий: не прыгай выше головы: если знаешь, что справишься с пьесой- бери. А нет- дорасти!

Всегда проявляй заботу о чистоте настройки своего инструмента.
Комментарий: игра на фальшивом инструменте как ходьба по грязной дороге, только в грязи не ноги- а уши!

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.
Комментарий: проникнись пьесой, пусть она живёт в тебе, как часть тебя, тогда отдача будет выше!

Старайся, даже если у тебя не большой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
Комментарий: пой, пой, пой! Проси педагога научить тебя интонировать чище.

Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.
Комментарий: развивай внутренний слух, для этого можно сначала слушать музыку с нотами. А потом её же без нот.

Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
Комментарий : будь в музыке, это поможет тебе избежать ненужного волнения и исполнять произведение достойно!

Играй всегда так, словно тебя слушает мастер.
Комментарий: не позволяй себе выкладываться на половину, музыка достойна того, что б её играли с душой!

Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.
Комментарий: учись делать быстрый анализ – тональность, форма, секвенции, повторяющиеся эпизоды и т.д.помогут тебе с лёгкостью справиться с читкой.

Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не насилуй себя больше. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.
Комментарий: лучше час позаниматься в удовольствие и в полную силу, чем два часа мучить себя и окружающих бренчанием на инструменте.

Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.
Комментарий: не трать понапрасну время, на то, что не несёт никакой эстетической ценности.

На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
Комментарий: никакая современная музыка не заменит классическое наследие!

Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени. Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров.
Комментарий: если ты имеешь мало опыта не стесняйся  спросить у педагога, он твой наставник и его работа- помочь тебе достигнуть высшей ступени мастерства.

Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы. Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.
Комментарий: помни, профессор в зале «страшнее», чем полный зал любителей!
Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. Это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.
Комментарий: игра в ансамбле- это не только совместное музицирование, но и развитие общечеловеческих  качеств, н-р таких, как умение подставить «плечо», поддержать и др.

Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
 Комментарий: будь скромен, не пытайся затмить своего партнёра  будь то ансамбль или оркестр. Играй свою роль добросовестно и дай другим играть.

Играй усердно фуги больших мастеров, особенно Иог. Себ. Баха. "Хорошо темперированный клавир" должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.
Комментарий: если тебе удастся справиться с несколькими фугами достойно, тебе уже не страшно никакая « мелкая» полифония. Все полифонические дороги идут от Баха.

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
Комментарий: чтобы совершенствоваться – нужно тянуться к лучшему, а не к посредствеенному.

Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Чаще бывай на лоне природы.
 Комментарий: чтобы отдаваться музыке полностью, нужно иногда от неё отдыхать.

Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.
 Комментарий: действительно, петь верхний или нижний голос намного легче, чем средний. Он требует большего слуха и умения. 

Но что значит быть музыкальным? Ты немузыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты немузыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы,- остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкален, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть,- словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове и в сердце.
Без комментария!

Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.
Комментарий: это пригодится тебе, когда нужно в фортепианном произведении показать, н-р, тембр виолончели или др.

Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.
Комментарий: а ещё и хороших исполнителей!

Не суди о сочинении, прослушав его один раз; то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным лишь в глубокой старости.
Комментарий: первое впечатление часто обманчиво.

Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше - значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.
Комментарий: если в тебе просыпается маленький композитор- не гони его!

Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал - она также подействует и на других.
 Комментарий: если ты вытягиваешь из себя гармонии и мелодию, значит зря тратишь время. Музыка идёт из души!

Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.
 Комментарий: и поможет  на уроках  солфеджио!

Старанием и выдержкой ты всегда достигнешь более высокого.
Комментарий: легко даётся только гениям, но и они платят порою слишком дорого за свой талант.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Становись все более крупным художником, остальное придет само собою.
Комментарий: если ты ждёшь от искусства только доход, то часто тебе придётся разочаровываться, настоящая музыка- не бизнес.

Ученью нет конца.
 Комментарий: «Век живи- век учись!»

Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили.
 Комментарий: то же касается исполнителей. К сожалению…

Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.
Комментарий: настоящий музыкант слишком воспитан, чтобы «набивать себе цену».

Ты должен любить не только одного мастера. Их было много.
 Комментарий: любимый композитор- это хорошо, но не забывай исполнять и других.

Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка.
Комментарий: нельзя построить дом без фундамента.


                                                         Автор статьи: Малых Наталья Сергеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние шума и музыки на живые организмы

Паспорт проектной работы "Влияние шума на жмвые организмы".  Образовательный проект, в рамках предмета – физика, расчитан на возрастную группу учащихся 14-15 лет.  Тип проекта:информаци...

Классный час "Твори добро без шума"

Данная разработка актуальна т.к. в числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Разработкой классного часа могут воспользоваться...

этнографический проект "О ЧЁМ ШУМИТ САМОВАР"(комплект)

КОМПЛЕКТ ВКЛЮЧАЕТ: 1.ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА...

Клара и Роберт Шуманы

Данный материал используется при изучении темы "Первая любовь" в 10 классе....

Влияние школьного шума на работоспособность учащихся

Исследовательская работа выполнена учеником 8 класса....

Влияние школьного шума на работоспособность учащихся

Презентация к исследовательской работе...

Влияние школьного шума на работоспособность учащихся

Опросник и буклет к исследовательской работе...