Семейный шахматно - шашечный турнир
план-конспект по теме

Куканова Татьяна Валентиновна

Данное внеклассное занятие разработано для детей 7 - 15 лет и их родителей с целью проверки полученных знаний и приобретённых умений и навыков на занятиях кружка "Юный шахматист". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukanova_rabota.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Куканова Татьяна Валентиновна,

педагог дополнительного образования,

МОАУ ДОД «Центр детского творчества»,

г.Пыть – Ях, Ханты – Мансийский автономный округ

Семейный шахматно-шашечный турнир

«Папа, мама, я - шахматная семья»

Аннотация.

Данное внеклассное мероприятие разработано для детей 7-10 лет, 11-15 лет и их родителей, с целью проверки полученных знаний и приобретённых умений и навыков на занятиях кружка «Юный шахматист». Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка и взрослых. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре,  сплочению семьи. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей и их родителей заниматься обучением игре в шахматы, заинтересованностью родителей в дополнительном образовании детей. Заранее необходимо пригласить детей и их родителей, разучить с обучающимися загадки и песню на шахматную тему,  изготовить с детьми творческие работы на шахматную тему.

Цель: приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать сплочению семьи, заинтересовать родителей в самообразовании, популяризации шахматного образования.

Оборудование: загадки на шахматную тему,  шахматные и шашечные наборы,  песня на шахматную тему,  мелодия с минусовкой для песни на мотив «Песня первоклассника» в исполнении Аллы Пугачёвой, диск с  мультфильмом «Югорка и заговор Чёрной Королевы», видеозапись мультфильма «Маша и медведь. Ход конём», шахматные ребусы, компьютер с программой для проведения жеребьёвки, шахматные часы, интерактивная доска, призы для победителей и участников турнира, грамоты для награждения победителей, сок, чай, сладости для чаепития, анкеты для детей и родителей, 2 листа ватмана, изображение смайликов с радостным и грустным настроением (по количеству участников), творческие работы детей на шахматную тематику (рисунки, поделки из разного материала, образцы графического диктанта) для выставки, фотографии из жизни кружка для украшения турнирного зала, грамоты обучающихся для выставки.

Ход турнира:

1.Регистрация участников турнира (родители и дети, которые пришли для участия в турнире, записываются у судьи соревнований. Их Ф.И.О. вносятся в компьютерную программу для жеребьёвки шахматных и шашечных турниров. Дети  играют в шахматы между собой, папы играют также в шахматы между собой, мамы играют между собой в шашки). В учебном кабинете заранее расставлены столы с шахматными , шашечными наборами и шахматными часами, оформлена выставка творческих работ детей на шахматную тему, выставка достижений обучающихся ( грамоты и кубки за участие в соревнованиях разного уровня), фотовыставка из жизни кружка.  Даётся время всем присутствующим рассмотреть выставки. Затем судья соревнований (педагог)  проводит краткую беседу о правилах поведения во время соревнований и напоминает правила игры в шахматы и шашки, напоминает правила пользования шахматными часами, которые установлены на 15 мин., отвечает на возникшие вопросы.

  1. Приветствие (дети исполняют коллективно под минусовую фонограмму песню о шахматах «Ох как трудно нашим папам» (на мотив «Песенки первоклассника» в исполнении Аллы Пугачёвой).

Все родители грустят,

Головой поникли,

Потому что в нашу школу

Шахматы проникли.

Ох, воспитывать ребят

Нелегко в дни эти.

Папе ставят «детский мат»

Собственные дети.

Припев: «То ли ещё будет,

То ли ещё будет,

То ли ещё будет, ой-ой-ой!»

Пятый раз спасенья нет,

Папа сдался снова,

Дед за восемьдесят лет

Не видал такого.

Надо папу выручать,

Подсказать придётся,

А не то наш дед опять

За ремень возьмётся.

Сон пропал, покоя нет

Папе дни и ночи,

Говорит: «Авторитет

Пошатнулся очень».

Заявление не раз

С мамой мы писали, чтобы в классе у нас

Папе место дали. [1, 140]

3.Объявление жеребьёвки 1 тура. Судья объявляет по компьютерной жеребьёвке кто с кем играет, рассаживает игроков.

4.Проведение 1 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 1 тура (когда закончат игру все), демонстрируется мультфильм «Югорка и заговор Чёрной Королевы». Пока семьи просматривают мультфильм, готовится компьютерная жеребьёвка 2 тура. Отдельно записываются результаты детей, пап и мам.

5.Проведение 2 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 2 тура (когда закончат игру все), заранее подготовленные дети загадывают загадки на шахматную тему, участники их отгадывают.

  1. Рожь на нём не колосится,        

Не растёт на нём пшеница,            

Слон и конь резвятся вволю,        

Это - … (шахматное поле).

  1. Не живёт в зверинце он

  И не весит сорок тонн,

Но и ловок и силён.

Догадались? Это - … (слон).

  1. Даже маленькую мышь    

Ты сюда не поместишь.      

Здесь она как бегемот,      

Ей размер не подойдёт.  

Вы запомните, ребята,

Чёрно – белые квадраты,

Называют их нередко

 Просто … (шахматные клетки).

  1.  Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это - … (конь).

  1. В рукопашный бой,                                      

Первым ходом можно ей                                

Сделать шаг двойной.        

А потом – вперёд, вперёд                              

За шажком шажок                                        

Ну а как же она бьёт?                            

Бьёт наискосок (пешка).

  1. Видимо, она упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет: прыг да скок,

Не шагнёт наискосок

Так от края и до края

Может двигаться она (ладья). [1, 136]

Пока семьи  отгадывают загадки, готовится компьютерная жеребьёвка 3 тура.

6.Проведение 3 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 3 тура (когда закончат игру все), демонстрируется мультфильм «Маша и медведь. Ход конём». Пока семьи просматривают мультфильм, готовится компьютерная жеребьёвка 4 тура. Отдельно записываются результаты детей, пап и мам.

7. Проведение 4 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 4 тура (когда закончат игру все), коллективно отгадываются шахматные ребусы. Пока семьи их отгадывают, готовится компьютерная жеребьёвка 5 тура. Отдельно записываются результаты детей, пап и мам.

Ребусы.

  1. КОРО (ВА) – ВА + СОЛЬ

  1. ЬЛДАЯ

  1. ПЕШКА

  1. КО (ШКА) + (ЛАДО) НЬ

            лист1    ,,,

5.С               ОН

 6.

8.Проведение 5 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 5 тура (когда закончат игру все), коллективно накрываются столы для совместного чаепития. Пока семьи заняты подготовкой к чаепитию, судья подводит итоги турнира, подписывает грамоты, готовит призы.  

9.Подведение результатов. Подсчитываются выигрышные баллы пап, мам, детей. Баллы каждого участника  семьи складываются. Побеждает семья, набравшая больше выигрышных баллов. Проводится награждение победителей. За 1,2,3 места вручаются семьям грамоты и призы. Участникам вручаются памятные сувениры. Итогом турнира будет чаепитие, на которое дети  принесли сладости, приготовленные совместно с мамой.

   Перед уходом домой родителям и детям предлагается заполнить небольшие анкеты по анализу данного мероприятия.

Анкета.

  1. Что понравилось Вам сегодня в мероприятии?
  2. Что не понравилось Вам сегодня в мероприятии?
  3. Ваши пожелания и предложения для педагога.

Перед выходом из зала, где проходило мероприятие, висят 2 листа ватмана, на один из которых предлагается детям прикрепить смайлик, а на второй родителям прикрепить смайлик, который соответствует их настроению (по результатам анкетирования и подсчёту смайликов педагог проведёт анализ и диагностику мероприятия).

Используемая литература:

  1. Костенюк А.К., Костенюк Н.П., «Как научить шахматам» - серия «Школьный шахматный учебник» - Ульяновск; ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати» –   2008 – 144 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шашечный турнир

Турнир по шашкам...

Шахматно-шашечный турнир

В школе состоялся шахматно-шашечный турнир среди учащихся 2-11 классов, который закончился определением победителей. Проведено множество игровых встреч. В течение двух с половиной часов шли упор...

«Шашечный турнир по переписке».

Кутушев Канат Александрович педагог допольнительного образованияЦентра внешкольного воспитания отдела образованияБокейординского районаЗападно-Казахстанской областиТема урока: «Шашечный ту...

Шахматно-шашечный турнир «Белая ладья»,

Шахматно-шашечный турнир «Белая ладья», прошел в «МКОУ КГО СОШ№1 г. Теберда им. И. П. Крымшамхалова»....

Шахматно-шашечный турнир в начальной школе в группе дополнительного образования по программе «Шахматы».

Такой турнир интересен переключением участников с одной игры на другую, что придаёт ему увлекательности и увеличивает накал борьбы....

Шахматно-шашечный турнир "Сапфир" памяти учителей района

Турнир памяти учителей Агульского района....

Сценарий семейного шашечного турнира

Мероприятие, посвященное Году семьи...