Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног, культуры жеста и осанки.
статья по теме

Стародубова Татьяна Васильевна

     В каждом виде искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы, которым является экзерсис классического танца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног, культуры жеста и осанки.

В каждом виде искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение [7. с.43]. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, тело ребенка приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его – гармоничными и законченными.

В основе учебной танцевальной подготовки участников самодеятельного коллектива лежит система подготовительных упражнений классического танца [6. с.7]. Он по праву считается главным в процессе подготовки исполнителей. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства[2. с.3]. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореобразования он остается основой основ, и на преподавание его приходится обращать очень пристальное внимание [6. с.10].

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Занимаясь тренажем, ученик разогревает суставно-связочный аппарат, предупреждая этим растяжение и вывихи при разучивании и исполнении сложных танцевальных движений [2. c.19].

Классический экзерсис у станка важен для танцовщиков, прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как указывает профессор А. Я. Ваганова, «правильно поставленный корпус — основа для всякого па»[3. с.32]. «Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения» [5. с.16]. Поэтому задача классического станка — добиться надлежащей постановки корпуса и спины.

Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности внимания, то есть качеств, необходимых для драматического актера [4. с.11].

На важную роль классического экзерсиса у станка или балетной станковой гимнастики в физическом воспитании актера неоднократно указывал К.С. Станиславский: «В приемах балетной муштры я еще ценю один момент, имеющий важное значение для всей дальнейшей культуры тела, для его пластики, для общего постава корпуса и для манеры держаться.

Дело в том, что наш спинной хребет, который изгибается во все стороны, точно спираль, должен быть крепко посажен в таз - этот центр имеет важное значение в балетном искусстве. Там его умеют развивать и укреплять. Пользуйтесь же этим и заимствуйте у танца приемы развития, укрепления и постава спинного хребта» [8. с.37].

Помимо содействия физическому воспитанию актера классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у учащихся основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев

Итак, основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями [4. с.12].

«Ежедневный экзерсис с первого года учения... складывается из одних и тех же pas», — утверждает Ваганова [3. с.17].

Чтобы классический станок достиг своей цели, необходимо добиваться во всех упражнениях полной выворотности ног [4. с.12]. Выворотность — положение ног, при котором «ступни, разведенные носками в стороны, идут либо по линии плеч, либо параллельны им, и вследствие этого раскрыта внутренняя поверхность (сторона) голеней и бедер», — незыблемый канон классического танца, основа всей его техники [6. с.8].

Без выворотности классический экзерсис лишается своей эффективности. Поэтому учащиеся должны хорошо освоить существующие в классическом танце пять строго выворотных позиций ног и в дальнейшем при всех упражнениях настойчиво добиваться соблюдения выворотности [4. с.12].

Очень большое значение придавал выворотности ног Станиславский. Возражая тем, кто протестует против «выворачивания ног в бедрах» на занятиях с будущими драматическими актерами, Станиславский говорил: «Каждому актеру придется исполнять роли не какой-нибудь одной эпохи, а разных, не какой-нибудь одной, а многих национальностей, возрастов, сословий и проч. Найти нелепый, характерный постав ног, рук и продержать его на протяжении характерной роли комика или бытовой роли легче, чем выправить себе ноги и руки для роли графа или герцога XVIII века, или аристократа XIX века. Вот тут потребуется большая, серьезная, трудная выправка всего тела. Для нее нужно время. Вот ее как самую трудную и долго выполнимую задачу мы и ставим в основу телесного воспитания. Справимся с ней — все остальные задачи выправки покажутся легкими» [8. с.427].

От правильной постановки ног, корпуса, рук, головы во многом зависит развитие технического мастерства танцовщика.

Система классического тренажа требует выполнения всех позиций (позиция – положение, фиксирующее начало или окончание движения) и упражнений с предельно выворотным положением ног.

Анатомическое строение скелета человека, в частности тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотом положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться. Руководитель должен знать строение человеческого тела, чтобы суметь объяснить ученикам основное значение выворотности.

При подъеме ноги в не выворотном положении большой вертел бедренной кости упирается в тазобедренную кость и не позволяет поднять ногу выше 35—65 градусов.

В выворотном положении большой вертел уходит назад и не препятствует поднятию ноги — диапазон движения увеличен.

В таком положении ногу можно поднять на 90—120 градусов конечно, при соответствующей тренировке.

Выворотность необходима не только для улучшения техники танца — она придает движению изящество и гармоничность.

Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. «Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости» [6. с.17]. Это правило обязательно и для станкового экзерсиса. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при полном напряжении работающих мышц и суставов.

Очень важно, вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.

Повседневный опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности — руки, корпус и голова. Поэтому в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения [4. с.13].

Здесь уместно привести слова одной из учениц Вагановой о разучивании экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий другой урок классического танца, урок Вагановой начинался с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем вагановском экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике «поющих» рук» [10. с.265].

Разумеется, выразительность классического экзерсиса у станка не должна приводить к манерности и искусственной пластике [4. с.14].

На основе проведенного анализа мы выявили движения, которые могли бы дополнить классический экзерсис в коллективе народного танца. При разработке тренировочных упражнений у станка использовался опыт Т.С. Ткаченко, А.Я. Вагановой, А. Лопухов, А. Ширяева и А. Бочарова. В экзерсис классического станка включены движения народных танцев.

В плане последовательности движений у станка мы взяли принцип изложенный в «Основах классического танца» А.Я. Вагановой. В конце добавили упражнения из народного станка.

Порядок упражнений у станка необходимо устанавливать по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения тренирующие различные группы мышц, причем надо чередовать движения на развитие подвижности стопы на вытянутых ногах с движениями на присогнутых ногах; мягкие, плавные с резкими, отрывистыми.

Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру, стилю и национальной окраске. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки.

При выполнении движении, характерных для русского танца, как, например, перевод стопы с носка на пятку, присядки и т. д. в музыкальном сопровождении должна быть русская песня или мелодия, соответствующая по ритму и характеру данному упражнению.

Все это в совокупности приучает учащихся еще у станка выполнять движения не сухо, не механически, а выразительно, танцевально [9. с.594].

Приседания (plie). Demi plie – это базовое движение оно постепенно вводит в работу мышца и суставно-связочный аппарат и является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, а так же является проходящим движением в исполнении дробей, приподаний, соскоков и т.п. Grand-plie – это основа для исполнения мужских присядок, «закладок» и трюков. Поэтому разделу приседания следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений.

Методика исполнения движения сохраняет все правила и требования классического танца.

Батманы.

Упражнения на развитие подвижности стопы (battements tendus). Упражнение этого раздела является основой всего танца. Ноги не только разогреваются этим движением, но и приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности [3. с.38].

Упражнение этого раздела можно дополнить движениями народного станка, а именно переводы стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты, а так же могут, исполняются варианты этого упражнения, включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию. Исключаются варианты, где исполняются удары каблуком опорной ноги, мягкая обувь этого сделать не позволит. Эти дополнения необходимы, т.к. исполнителям народного танца следует усиленно развивать пяточное (ахиллесово) сухожилие [9. с.601].

Маленькие броски (battements tendus jete) Маленькие броски развивают мышцы голени опорной ноги, а также способствуют развитию движения в коленном суставе работающей ноги, которая то резко вытягивается «от себя», то сильно сгибается. Упражнения эти повышают также способность учащихся четко выполнять мелкие и сильные движения.

В этом упражнении можно использовать прием сокращения стопы, что позволит растяжению ахилового сухожилия, в момент, когда работающая нога находится на высоте 30º. Варианты с ударом каблучка также исключаются [9. с.608].

Наиболее характерный элемент народной хореографии – танцевальные шаги. Они являются основой всех танцев. Чаще всего шаги встречаются в хороводах и в плясках. В народном танце большое количество шагов – шаг с переступанием, простой шаг, переменный шаг и т.п. Батманы играют большую роль и в соединении отдельных движений между собой.

Battements frappe и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

Низкие и высокие развороты ноги(battements fondus) вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Это упражнение можно сочетать с battements fondus народного экзерсиса, т.к оно дополнительно развивает подвижность, мягкость, эластичность движения в тазобедренном и коленном суставах [9. с.622].

Раскрывание ноги на высоту 90º (developpe) - это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки. Все силы здесь направлены на развитие шага и силы движения, на укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц, а также на повышение подвижности в тазобедренном и коленном суставах. Упражнение может исполняться как в чистом виде, так и в сочетании с народным экзерсисом [1 с.633].

Большие броски работающей ногой на высоту 90º (grand battements jete) упражнения направлены на развитие шага, укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц. Броски выполняются с силой, но без напряжения. В разделе этих упражнений, так же возможно сочетание классических и народных вариантов движений. Упражнения с ударами каблучком опорной ногой исключить [9. с.642].

Круговращения ног (Rond de jambe par terre). Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность. В разделе этого упражнения возможно сочетание классического и народного экзерсисов.

Упражнения с не напряженной стопой (flic-flac). При упражнении этого раздела мышцы стопы и голеностопного сустава должны быть расслаблены. Эти упражнения подготавливают учащихся к чечеточным движениям, а также приучают то сокращать, то расслаблять мышцы в голеностопном суставе [9. с.612].

Подготовка к «веревочке». Эти движения вводят в работу коленный и тазобедренный суставы и подготавливают учащихся к выполнению на «середине» движения «веревочки», встречающихся в русском, украинском и других народных танцах [9. с.619].

Зигзаги (змейка). Это упражнения развивает преимущественно подвижность в голеностопном суставе, подготавливают учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка», его также необходимо включить в экзерсис классического танца для коллектива народного танца [9. с.635].

Дробные выстукивания, каблучные упражнения, не могут быть использованы в экзерсисе классического танца, исполнение этих движений подразумевает обувь с каблучком.

Данный экзерсис поможет учащимся овладеть исполнительской культурой и подготовить мышцы и суставы для исполнения народных композиций.

Сравнивая экзерсис классического танца и экзерсис народного танца, мы приходим к выводу, что система народного танца Т.С. Ткаченко является самодостаточной и универсальной.

А, что же такое система? Система (от греческого systema – целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория учение), способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов.

Да действительно система Ткаченко Т.С. состоит из множества элементов, которые благотворно влияют на технику и исполнительскую культуру танцовщика. Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развиваю определенные группы мышц.

Повышают техническую сторону танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость и точность движений. Развивают в учащихся выразительность, танцевальность.

При грамотном подходе к преподаванию народного танца, можно ограничится только народным экзерсисом.

Литература:

  1. Бахрушин О.А. История русского балета. М 1973 с.314
  2. Белов М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.:-1953.- 46с.
  3. Ваганова А.Я.Основы классического танца. С-П.:-2002.-192с.
  4. Васильева Е. Танец. М.:-1968.-248с.
  5. Ивановский. Н. А.Я. Ваганова статьи, воспоминания, материалы. Л-М.:-1958.
  6. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.:-1940.-237с.
  7. Рогозин И.В. Танец в коллективе художественной самодеятельности. М.:-1960.-160с.
  8. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т 3.
  9. Ткаченко Т.С. Народный танец. М.:-1967.-656с.
  10.  Франгопуло М. На уроке А.Я. Вагановой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа ЗНАЧЕНИЕ ЭКЗЕРСИСА НА ПОЛУ В ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ КЛАССИЧЕСКИМ ТАНЦЕМ

В системе обучения классическому танцу необходимо использовать корректирующие или нетрадиционные методы и приёмы работы.Таким методом является экзерсис на полу (партерная гимнастика), который на...

" Значение движений классического танца в процессе развития умений и навыков исполнительского мастерства в сфере хореографии "

Данный материал посвящен изучению элементов  классического танца на занятиях по хореографии. Занятия классическим танцем необычайно важны для танцоров любого хореографического направления. Класси...

Конспект занятия по теме: «Работа над техникой исполнения прыжков в классическом танце и акробатике»

Возраст обучающихся :13-14лет, 8 –й год обученияМесто занятия в программе: Январь, 8-ой год обучения, занятие длится 3 академических часа.Цель: совершенствование техники исполнения больших прыжков в к...

Конспект внеурочного занятия на тему: «Основы классического танца. Партерный экзерсис. Репетиционная работа»

Форма обучения: коллективная.Цель: Закрепить и отработать ранее изученный материал.Задачи:Образовательные(предметные):Закрепление общего понятия о классическом танце;Закрепление основных движений...

Методическая разработка на тему: «Основные позиции рук классического танца, методика и техника обучения»

Что такое танец?Танец – это радость и положительные эмоции.Танец – важное средство формирования художественного вкуса ребенка. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильны...

Методическая разработка для работы по программе: «Хореография» «Движения экзерсиса по классическому танцу»

В разработке представлено подробное описание упражнений по классическому танцу....

Влияние классического танца на развитие детей младшего школьного возраста

Классическая хореография является основой всех сценических танцев, она способна выражать самые различные мысли и чувства человека, способен передавать всю сложность взаимоотношений человека с окружающ...